Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие религиозные представления

1. Религиозной основой культуры восточного типа является почитание энергии огня и солнца. Например: главные боги Египта - солярные боги (солнечные): Амон, Ра. Древние египтяне верили, что когда-то мир представлял собой первозданный хаос, заполненный водой – Нун. Он породил людей, животных, растения. Из пучины вод неожиданно поднялся холм. На нем расцвел Лотос. Из которого вышло солнце (Ра), и с этого момента мрак рассеялся. Великий реформатор Аменхотеп 4 (Эхнатон) пытался ввести единобожие, и единственным богом сделать солнечного бога Атона. За это он на долгое время поплатился забвением. Имя Аменхотепа 4 было открыто только в 1926 г. В 1926 г. во время археологических работ в городе Карнаке, построенном на месте древних Фив, обнаружили руины. Это были руины древнего храма, намеренно разрушенного. На некоторых фрагментах кладки была найдена надпись: имя фараона Аменхотепа. Причем фрагменты кладки были не просто разбиты и брошены, а уложены с целью унизить фараона и его жену Нефертити. Изображения Нефертити были во многих случаях обезображены. Скульптура Аменхотепа лежала так, что было ясно, что ее сбросили с пьедестала.

Аменхотеп 4 был сыном Аменхотепа 3. После смерти отца стало ясно, что за исключением бога солнца другие божества Древнего Египта с их сотнями имен Аменхотепа 4 совершенно не интересовали. Всю свою преданность и даже свое имя он положил к ногам своего единственного бога Атона, что означает "животворящее солнце". В своем "Великом гимне Атону" царь прославляет солнечный диск, объявляя себя его единственным преемником на земле: "О живой Атон, дарующий жизнь, - говорится в нем. – Ты озаряешь все лики земные, но никто не знает твоих путей… Сотворил ты землю по своей воле… Ты один в сердце моем, и никто не знает тебя так, как твой сын Эхнатон". Несмотря на все усилия Эхнатона, его соотечественники эту идее не поддержали. Вскоре после его смерти старые боги и богини вновь с триумфом воцарились в храмах и к гробницах его наследников. Это началось во время правления его младшего брата – Тутанхамона, вступившего на престол в 9 лет. В отместку за вероотступничество Эхнатона жрецы, составлявшие списки фараонов, правивших Египтом, не упоминали его. А если нельзя было обойтись без указания на этот период правления, делали ссылки типа "правление проклятого богами" или "время мятежника".В Индии солярные боги: Сурья, Савитар. Бог огня – Агни. В Персии (Иране) был велик культ Митры. Митра – божество договора, который следит за соблюдением заключенных между племенами соглашений. Позже Митру представляли как бога-воина, сражающегося за правду. Некоторые народы Ирана практически полностью отождествляли культ Митры с культом Солнца. В иранской мифологии огонь и вода считались основой всех форм бытия.

2. Почитание священных животных. Здесь сильны отголоски тотемизма (возведения корней человеческого рода к животным предкам). Многие восточные боги зооморфны. Особенно показательна в этом отношении египетская культура, где боги часто изображались с человеческим телом и головой живот­ного: бог Анубис с головой шакала, богиня Сохмет с головой львицы, Гор (плодородие земли) – с головой сокола. Для восточных богов антропоморфность не характерна. В Египте почитают кошку, жука-скарабея (амулеты, украшения). В Индии – корову, слона. Слон сначала был символом плодородия и изобилия, а затем – знаком величия и власти.

3. Принцип непричинения зла всему живому, ярко проявляется в Индии, Тибете, Китае, Монголии, т.е. там, где распространены идеи буддизма.

4. Веротерпимость, т.е. лояльное отношение к другим религиям.

5. Идея самосовершенствования человека. Для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Цель его существования понимается как приближение, движение к некоему высшему к божествен­ному, идеалу. Отличительная черта общественного сознания в вос­точном типе культуры — это сосредоточенность на духовном.

Восточный менталитет. Менталитет (с фр. мироощущение, мировосприятие) – это глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет означает совокупность психологических, поведенческих установок индивида или коллектива.

В культуре восточного типа общей является установка на "растворение"

человека в мире, на снятие им своей противопоставленности внешнему миру.

В результате человек может сконцентрировать в себе всю мировую энергию.

Для этого он должен сосредоточиться и устранить свою индивидульность.

Как сложился такой тип менталитета? В восточном типе культуры человек

всегда подчинен внешним силам: богам, жрецам, фараонам, царям, обществу,

государству. Внешнее давлеет над внутренним. На традицион­ном Востоке

личность не имела собственной ценности. В соответ­ствии с восточными

представлениями человек — это

песчинка на берегу океана вечности. Следовательно, общество — община,

каста, клан и, наконец, государство — гораздо важнее, чем отдельная

лич­ность. Важнейшим элементом общественного устройства была община.

Интересы личности в общине полностью подчинены инте­ресам коллектива,

который определял все стороны жизни: нрав­ственные нормы, духовные

приоритеты, принципы социальной спра­ведливости, характер труда.

В то же время сама государственная машина была обезличена. Большинство решений носили анонимный или коллегиальный харак­тер. Личная инициатива и ответственность исключались.

Но любой человек – существо деятельное. Не имея возможности реализовать себя во внешнем мире (все подчинено закону кармы и т.д.), человек активно занимается самоусовершенствованием внутреннего духа. Именно Восток разработал, развил и широко применил такие приемы, как концентрация, медитация, йога.

Что такое медитация? Это особое состояние сознания, когда разум молчит, а

внимание максимально обострено. Т.е. процесс мышления остановлен, есть

только восприятие, и сознание воспринимает и осознает само себя. Для чего

это надо? Сознание вспоминает о своем происхождении из океана

божественного сознания и приближается к нему, достигая все более

высоких состояний.

Самоусовершенствование духа тесно связано с религиозно-философскими системами Востока. Учение йога (управление своей психикой и физиологией) практиковалось уже во времена Хараппской цивилизации (3 тыс. до н.э.). Она находилась в долине реки Инд, на территории северо-западной Индии и Пакистана. Применив это учение, молодой принц Сиддхартха в течении 49 дней находился под деревом, скрестив ноги и приняв позу Лотоса. В результате на него снизошло озарение (моментальное переосмысление опыта), он стал называться Буддой (просветленным) и создал религиозно-философское учение – буддизм (6 в. до н.э.).

Преобладание общественного над личным привело к такой особенности культуры восточного типа, как строгая регламентация всех сторон жизни и деятельности человека. Это проявилось

1) в социальном устройстве общества.

По своему общественному строю все великие цивилизации Востока являются деспотиями, т.е. государствами со строго иерархической структурой соподчинения. Например: социальное устройство Древнего Египта представляло собой иерархическую пирамиду:

Деспотический характер власти, не стесненной никакими формальными правилами

или законами и опирающейся непосредственно на силу (армию), сложился на Востоке

ещё в древности. Правителю, будь то фараон в Египте, царь в Месопотамии, раджа в

Индии, импе­ратор в Китае, принадлежали все земельные и трудовые ресурсы. Он был

властен над судьбой и жизнью любого своего подданного, от высшего сановника до

последнего раба. Все связи в восточном обще­стве — экономические, духовные,

политические — имели исключи­тельно вертикальный характер и контролировались

управляю­щей бюрократией, которая, в свою очередь, подчинялась едино­личному

правителю. Характер власти на Востоке всегда был сакральным. Это значит, что

правитель государства обожествлялся. Фараон в Египте считался сыном бога Солнца —

Ра. Император в Китае объявлялся сыном Неба. Им поклонялись, как богам, и приносили

жертвы.

2 ) экономическое развитие.

На Востоке основные сред­ства производства (земля, вода, ирригационные

системы) традици­онно принадлежали фараону, царю, радже, которые

олицетворялись с государством. Таким образом, государство было верхов­ным

собственником.

Могло быть и коллективное право на пользова­ние, владение ресурсами (землей, водой) либо определенная долж­ность опосредованно давала право на собственность. Причем и должность, и собственность в некоторых восточных государствах могли быть наследственными. Однако это не частная собственность. Даже права на мелкую собственность, в основном жилье и движимое имущество, частных лиц не имели четких правовых гарантий. Для Востока характерна натуральная система хозяйства.

3) Традиционность. На Востоке изменения происходили крайне медленно. Время часто воспринималось как циклическое, то есть периодически воз­вращающееся к исходной точке. Отсюда и поэтизация прошлого, которое дает образцы поступков и действий, и восприятие традиций в качестве высшей общественной ценности. При таком менталитете неудивительно поклонение предкам, почитание старших. Более того, по восточным понятиям души умерших предков живут в настоящем, влияют на живых людей, на события реальной жизни. В таком обще­стве не может быть разрыва между поколениями. Новые поколения всегда использовали опыт старших, тем более что многие поколения существовали в одних и тех же условиях (нет стремления к про­грессу, есть стремление жить так, как жили предки), и опыт старших был не только приемлем, но и необходим.

4) на Востоке детально разработана система этикета, личного и общественного. Этим особо отличается китайская культура. Громоздкая система правил поведения, предусматривая все возможные жизненные ситуации, отнимала у человека массу времени и была, с одной стороны, необычайно обременительной, а с другой стороны, существенно облегчала частную жизнь, т.к. все эти правила снимали проблему: выбор поступка, адекватного поведения в той или иной ситуации. Все было предусмотрено заранее. Например: взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не считали себя старыми. Конфуцианское воспитание очень строгое. Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали приказы типа "сиди смирно", "не ползай по полу". Капризы и шалости запрещались, слишком резвых привязывали к ножке стола. С трех лет дети уже учили иероглифы.

3) Научные знания в системе восточной культуры всегда были сак­ральны, а деятельность ученых носила магический или религиозный характер. Научные знания принадлежали только избранным — касте жрецов. Особенно это характерно для Древнего Египта и брахман­ской Индии.

4) в нормативности и каноне в искусстве. Канон – система правил и приемов в творчестве, остающаяся неизменной в течение веков. Общие черты искусства культуры восточного типа:

А) Сакральность проявляется в том, что любое произведение искусства либо изображает богов и обожествленных правителей, либо обеспечивает их пребывание в потустороннем мире. Таково назначение египетских пирамид — усыпальниц фараонов, подземных дворцов — гробниц китайских императоров. Скульптуры и рисунки, особенно в Египте, предназна­чены не для живущих в реальном мире, а для загробного царства.

б) монументализм, т.е. величественность, мощность. Это скальные храмы в Индии, египетские пирамиды, скульптуры. Монументальность искусства выражается в возвеличивании богов и правителей. Это достигалось как огромными размерами построек: пирамид Древнего царства Египта, башен-зиккуратов Месопотамии, буддийских ступ, Великой Китайской стены, так и особой соразмер­ностью произведений. Даже маленькая египетская статуэтка по своим формам монументальна: если ее пропорционально увеличить, она будет производить такое же впечатление, как и огромный сфинкс или многометровая статуя фараона. Ради монументальности несколько изменялись пропорции человеческого тела, например, удлинялись предплечья для того, чтобы руки спокойно лежали параллельно на коленях.

в) комбинирование изображения человека на плоскости: профиль – вид сбоку, фас – вид спереди, с лица. Например: голова, руки и ноги – в профиль, туловище – в фас;

г) Также был выработан канон цветовой гаммы изображений: для женских фигур — желтый цвет, для мужских — красно-кирпичный.

д) двухмерное плоскостное изображение (без объема);

е) разномасштабность фигур по степени их общественной значимости. Брахман – большое изображение, шудра (крестьянин) – малое изображение;

ж) символизм: поза, одежда, атрибутика, жесты – все имеет внутренний скрытый смысл;

з) статуи, произведения живописи обычно сопровождались надписями с именами изображенных людей. Например, статуя Аменхотепа 4 в Египте;

и) статуарность, отсутствие динамики. Например, египтяне не передавали быстрого движения;

к) строго подчеркнутая симметрия, соразмерность, пропорциональность. Особенно наглядна канонич­ность в египетской скульптуре. Сочетания размеров различных час­тей человеческого тела в скульптуре было настолько устоявшимися, что десятки скульпторов, начиная работу над одной огромной ста­туей и зная размер лишь одной детали, в конце работы сходились в определенной точке. Существовал и архитектурный канон: египетс­кие пирамиды в период Древнего и Среднего царств строились в определенном сочетании высот, сторон и углов; существовал особый принцип строительства китайских пагод (многоэтажных зданий с крышей на каждом этаже); зиккураты Месопотамии и буддийские ступы в течение веков строились по установленному принципу.

Все черты канона строго соблюдались. Исключением является эпоха Аменхотепа 4 (14 в. до н.э.), когда создавались человеческие статуи нормального размера, появились миниатюры (небольшие рисунки в красках).

Понимание сущности человека. Личность, индивидуальный человек, в понимании Востока, есть лишь временное пристанище души в космической эволюции. Личность (т.е. совокупность каких-либо свойств отдельного человека) не является прочным ядром. Психофизическая структура человека многослойна, т.е. человек состоит из нескольких элементов, слабо связанных между собой. Например, в Египте такими элементами считались: элементы материальные (ИБ = сердце, САХ = тело, ШУ = тень); элементы духовные (БА, АХ = душа, дух, значения точно не установлены; РЕН = имя, КА = двойник, образ). Например, говорят: "В статую вселился КА".

Священные книги Востока. И. Ньютон: "Только малое знание удаляет от Бога, а большое же вновь приближает к Нему". Спиноза: "Все идеи истинны, поскольку они связаны с Богом". Священные книги Востока содержат именно такое количество знаний, которое приближает к пониманию божественной истины. Они объединяют мифологию, философию, религию, научные знания. За редким исключением авторы этих книг не известны. Это были мудрецы – люди, посвященные в некоторые тайны. В Персии это маги, в Индии махатма (наставник и образец для других людей), в Вавилоне халдеи (люди из халдейской династии), в Египте жрецы.

Письменное наследие Востока колоссально по своему объему. В Египте "Тексты пирамид" (2134 – 2100 гг. до н.э.), "Тексты саркофагов" (к. 3 – 2 тыс. до н.э.), "Книга мертвых", "Священная книга Тота" (Тот – бог мудрости и письменности). Древность египетских книг оспаривают книги Древнего Ирана (Персия). Это книги "Авеста" (Авеста – первая весть). В устной форме древнейшие тексты "Авесты" представляют собой гимны отдельным божествам. Они существовали еще в 12 – 10 в. до н.э.

Священные книги Древней Индии – "Веды". Это самые древние памятники индийской словесности. Они представляют собой сборники заклинаний, молитв и гимнов духам и богам. Эти молитвы исполнялись во время религиозных обрядов. Самая древняя "Веда" – "Ригведа" (2500 – 2300 гг. до н.э.). Это гимны, исполняемые священниками при жертвоприношении перед священным огнем. В Тибете существовала тибетская "Книга мертвых".

Культура западного типа.

Западная культура началась с античного мира (Древняя Греция, Древний Рим). Слово "античный" означает древний. Это понятие относится к истории Древней Греции и Рима с 28 в. до н.э. по 5 в. н.э. 5 – 6 вв. – это граница между античным миром и нашим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В ее основе западный и восточный типы культуры | Тип мировоззрения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.