Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип мировоззрения

Религия.

Западные божества еще в языческий период были антро­поморфны. Олимпийские боги Древней Греции не только имели человеческий облик, но также обладали всем набором человеческих чувств: они могли ревновать, мстить, испытывать страх. На Аппенинском полуострове антропоморфные боги впервые появились у этрусков: Тина, Уни и Мнерва. Их переняли римляне, дав им соот­ветственно имена Юпитер, Юнона и Минерва. Затем римляне пере­няли греческих богов, также переименовав их. Не изменила принцип антропоморфности (скажи, в чём разница) и христианская религия.

Античная эпоха четко обозначила, философски осмыслила и частично разрешила основные антропологические противоречия между телом и духом, общим и личным, универсальным и индивидуальным, разумом и чувством.

Центральное место в системе античных противопоставлений занимает дилемма тело – дух. Решалась она в попытке найти гармоничное соответствие между телом и духом. Однако, как правило, акцент делался на тело. И это определило главную особенность культуры Древней Греции и Древнего Рима как культуры телесной. Академик Лосев писал: "Телесность – главный метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения религии, философии, искусства и всей общественной политической жизни… Даже боги были сконструированы не иначе как именно тела, как здоровые, прекрасные и чувственные тела". Идеалом в античности становится гармоничное и прекрасное человеческое тело. В системе культурных ценностей ведущее место начинает занимать физическая культура. Отсюда большое внимание гимнастике, военным упражнениям, Уход за телом (баня, косметические средства, массаж) превыше всего. Такое отношение к телу прямо противоположно культуре восточного типа.

Разум – чувство, ум – сердце, рациональное – эмоциональное. Эти дилеммы разрешались в пользу разума. Сократ сказал: "Добродетель есть знание". Символом рационального начала стал бог искусств и ремесел Аполлон. Ему противостоял бог вина и веселья Дионис (римский Вакх), воплощавший в себе начало эмоциональное, чувственное, разрушительное, страстное. В реальной жизни дионисийское начало часто брало верх. Ни один античный обряд не обходился без оргий, состояния экстаза.

Индивидуальное - общественное. Гражданственность. В дилемме индивидуальное – общественное верх брало общественное. В античной культуре личность подчинена гражданскому долгу. Читая "Илиаду" Гомера, мы обнаруживаем эпизод "Греки в Тавриде". Таврида – это гавань. Здесь собрались греки перед тем, как выступить против Трои. Они не могли выступить в поход, т.к. нужен был проводник, который указал бы им путь к берегам Трои. Проводник был найден, но все же греки не могли отплыть из Авлиды: на море все время был ветер. Этот ветер послала богиня Артемида (богиня охоты), разгневавшаяся на Агамемнона за то, что он убил ее священную лань. Ветер не ослабевал, в стане греков начались болезни, поднялся ропот. Наконец, прорицатель Калхас объявил вождям греков: "Лишь тогда смилостивится богиня Артемида над греками, когда принесут ей в жертву прекрасную дочь Агамемнона, Ифигению". Агамемнон был готов отказаться от похода под Трою, лишь бы сохранить жизнь своей дочери. И даже его брат Менелай готов был отказаться от такой жертвы. Но Агамемнон знал, что прорицатель Калхас объявит волю Артемиды всему войску, и воины заставят его принести в жертву Ифигению. В противном случае разгневанные греки убили бы и его, и всех его близких, так как для блага всей Греции приносят в жертву Ифигению. Ифигения добровольно соглашается идти под жертвенный нож ради общего дела. Не хочет она противиться воле великой дочери Зевса, Артемиды. Пусть принесут ее в жертву, ей вечным памятником будут развалины Трои, когда возьмут ее греки. Но когда прорицатель Калхас занес над Ифигенией нож, свершилось великое чудо. Вместо Ифигении под ножом Калхаса билась лань. А Ифигению богиня Артемида похитила и сделала жрицей своего храма. Ветер переменился и стал попутным грекам.

г) власть рока, судьба. Дилемма субъективное-объективное решалась в пользу объективного начала. В Риме человек был полностью подчинен власти рока. И даже боги были подвластны року. От рока человек уйти не может. Пример "Эдип. Его детство, юность и возвращение в Фивы". Однажды Лай, царь Фив, посетил другого царя, Пелопса. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Вернувшись в Фивы, Лай женился, долго и спокойно жил, но одно его тревожило: у него не было детей. Наконец, Лай решил отправиться в Дельфы и там спросить бога Аполлона о причине бездетности. Жрица Аполлона сказала, что боги пошлют Лаю сына. Но исполнится проклятие Пелопса – сын убьет отца. Лай пришел в ужас и решил сам убить сына, когда тот родится. Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб пожалел ребенка и не исполнил приказ. Он отдал ребенка рабу коринфского царя Полиба. Царь Полиб, будучи бездетным, решил воспитать мальчика как своего наследника. Он назвал ребенка Эдипом за распухшие от ран ноги. Эдип считал Полиба и его жену своими родителями. Но однажды на пиру один из его друзей называет Эдипа подкидышем. Эдип, чтобы раскрыть тайну своего происхождения, отправляется в Дельфы. И жрица Аполлона отвечает ему: "Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака роятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми". Ответа на то, кто его родители, Эдип так и не получил. Он решил не возвращаться в Коринф, чтобы не причинить зла Полибу и его жене. Вдруг они его родители? И Эдип становится скитальцем. Но чем больше человек старается избежать судьбы, тем вернее идет он по пути, который назначил ему рок. Первая попавшаяся ему дорога была дорога в Фивы. На этой дороге, в тесном ущелье, Эдип встречает колесницу, в которой едет седой, величественного вида старец. Глашатай правит колесницей, за ней следуют слуги. Глашатай грубо приказал Эдипу сойти с дороги и замахнулся на него бичом. Эдип ударил глашатая. Тогда старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове. Эдип в гневе убивает старика и его свиту, спастись удалось лишь одному рабу. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, своего отца, Лая. И спокойно пошел дальше, ведь он убил защищаясь. Затем Эдип приходит в Фивы. А там два горя. Царь Лай убит каким-то неизвестным. Он ехал в Дельфы спросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного Сфинкса. Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с острыми львиными когтями на лапах и с громадными крыльями. Он поселился около Фив и требовал жертв до тех пор, пока кто-нибудь не разгадает его загадку. Пришел Эдип к Сфинксу, и тот предложил ему свою загадку: "Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время" (человек). Эдип разгадал загадку Сфинкса. Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Т.е. Эдип освободил Фивы от бедствия. И фиванцы провозгласили его царем. Эдип, по закону, женился на вдове Лая, и та родила ему двух сыновей и двух дочерей. Так исполнилось второе веление рока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие религиозные представления | Власть, социальное устройство западных государств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.