Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и философия

На Западе наука имела рациональные корни. Ни в Гре­ции, ни в Риме не сложилось особой касты жрецов, научные знания накапливались и развивались представителями разных социальных слоев.

В 8 – 6 вв. до н.э. рождается философия, в 5 в. ее расцвет. Возникновение философии обозначило переход человека от конкретно-образного мышления к абстрактному (понятийному). Мышление стало основываться на понятиях добро, зло, справедливость. На базе философии начали выделяться более узкие области знания: медицина, математика, геометрия, астрономия, история, филология, география.

По мнению американского исследователя Филмера Нортропа (1893—1975), для которого основанием культурной типологизации служили методы познавательной деятельности, суть «идеологиче­ского конфликта» между восточным и западным типами культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточ­ной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировос­приятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания.

Западная культура нацелена вовне, стремится найти связи с дру­гими людьми, обществами, странами. Главной ценностью бытия ста­новится реализация конкретных целей.

В западной культуре человеку свойственно стремление к про­грессу, общество устремлено в будущее. Причем прогрессивные изменения необходимы человеку в течение его конкретной жизни. Мир может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. Изменяется природная среда, предметный мир, государ­ственное устройство, хозяйственная жизнь, нравы, мода и прочее. Отсюда разрыв между поколениями. Ведь человеку западной куль­туры всегда недостаточно того, чего достигло предыдущее поколе­ние, для него это уже прошлое, он стремится дальше. Поэтому для западного культурного типа характерно непонимание между отцами и детьми. Опыт предыдущих поколений используется новым поколе­нием лишь как материал для извлечения уроков, вовсе не обязатель­ный для подражания. Молодые чаще всего не принимают образ жизни старших. С другой стороны, жизнь меняется так быстро и резко, что старшее поколение не понимает молодых.

Искусство западного культурного типа чаще всего было светским по содержанию. Помимо храмов всегда строились дворцы, ратуши. Создавались статуи героев, политических деятелей, изображения правителей. Самые ранние дошедшие до нас постройки западного мира — дворцы крито-микенской культуры в Греции, светские по назначению. Большую часть времени своего существования куль­тура Запада была реалистичной и антропоцентричной.

Из всех видов искусства главное место занимала скульптура, т.к. именно она могла показать идеал человеческого тела. Основные приемы в скульптуре:

1) подчеркнутая симметрия. Это свойственно уже для скульптурных портретов на этрусских надгробных памятниках и для римских погрудных скульптурных портретов. После периода Средневековья реализм вернулся в западную культуру в искусстве Возрождения: это скульптуры Донателло, Микеланджело Буонарроти, живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

2) наличие композиционного центра. На Востоке картины не имеют ярко выраженного композиционного центра;

3) обозримость размеров. Одна из характеристик антропоцентричности западного искус­ства — его постоянная соотнесенность с человеком и соразмерность человеку. Греческие статуи всегда были нормального размера, не было монументализма. Архитектуре также не свойственны огромные монументальные постройки, здания Греции соразмерны человеку: не слишком огромны и не очень маленькие, к ним удобно подходить, их удобно рассмат­ривать. В живописи и в скульптуре, даже мифологической или биб­лейской тематики, изображался прежде всего человек с его неповто­римым духовным миром, особенностями характера.

4) статичность или малое движение. До 5 в. до н.э., в классический период, скульптура не передавала быстрое движение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Власть, социальное устройство западных государств | Дополнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.