КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ эффективности управления предприятием
Общие положения. Для характеристики управления производством, степени его рациональности, гибкости и мобильности могут быть использованы показатели оптимального размера предприятия, структуры аппарата управления, количества сотрудников управления на одного рабочего или работающего (персонала), степени внедрения внутреннего хозрасчета, глубины анализа факторов внешней среды и учета его результатов в управлении и др. Обобщающими показателями уровня управления может быть коэффициент эффективности управления, определяемый отношением затрат на управление к стоимости реализованной продукции, а также отношение объема продукции, стоимости основных производственных средств и численности производственного персонала к численности работников управления. Изучение этих показателей производится в динамике за ряд лет. Уровень организации управления характеризуется также степенью централизации управленческих функций, технической оснащенностью инженерного и управленческого труда, количеством сотрудников в аналогичных отделах заводоуправлений и т.п. Степень централизации управленческих функций определяется отношением численности служащих заводоуправления к общей численности работающих на заводе. Увеличение удельного веса инженерно-технического персонала в общей численности работающих считается положительным, если оно идет одновременно с ростом технического прогресса, внедрением механизации и автоматизации производственных процессов. Аппарат управления — составная часть производственной структуры. Его задачей является обеспечение четкого взаимодействия всех составных частей производства и органов управления с целью достижения наилучших результатов на единицу затрат. Уровень научной организации труда в аппарате управления предприятия характеризуется внедрением передовой технологии(процедур) каждой работы, выполняемой в аппарате управления. Разработка и внедрение рациональных процедур выполнения функций управления — одно из важнейших направлений совершенствования уровня организации труда и управления. Важное значение в деле мобилизации внутренних ресурсов имеет хозяйственный расчет. Внедрение его в цехах, отделах завода позволяет значительно улучшить результаты работы. Внедрение внутреннего хозрасчета предполагает установление плановых показателей цехам, участкам предприятия, системы материального поощрения и санкций в зависимости от результатов их хозрасчетной деятельности. Цехам, участкам и отделам завода должны планироваться такие показатели, выполнение которых непосредственно зависит от их коллективов. Оценка и анализ структуры производства и управленческого труда. Показателями, характеризующими структуру, например, объединения, являются число производственных единиц и других подразделений объединения и численность работающих по подразделениям объединения. Численность работающих анализируется по подразделениям с разбивкой персонала на основные категории: основные рабочие, вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, персонал, занятый в управлении и организацией производства, и т.д. Важным моментом при анализе структуры управленческого персонала является сравнение фактической численности с плановой (нормативной). Такой анализ целесообразно осуществлять по следующим функциональным группам: общее (линейное) руководство объединением; конструкторская подготовка производства; технологическая подготовка производства; оперативное управление основным производством, совершенствование организации производства, труда и управления; ремонтная и энергетическая службы; снабжение, сбыт; бухгалтерский учет; финансовая деятельность; технико-экономическое планирование. Важным показателем организации управления в цехах основного производства является число рабочих, приходящихся на одного мастера. Расчет делается по данным отчетности подразделений. Показатель в значительной степени зависит от типа производства. Оценка и анализ сменности работы. К сводным показателям, характеризующим равномерность распределения работающих и производственного оборудования в пределах рабочего дня, относятся коэффициенты сменности работающих и работы оборудования, а также коэффициенты использования сменного режима работы. По данным статистической отчетности коэффициент сменности работающих определяется как отношение общего числа человеко-смен, отработанных за отчетный период, к числу работников предприятия, работавших в наиболее заполненную смену. Коэффициент сменности работы производственного оборудования (фактический и по плану) рассчитывается как отношение общего числа отработанных станко-смен к числу единиц установленного оборудования. Коэффициент использования сменного режима предприятия определяется как отношение коэффициента сменности к числу смен работы предприятия в целом. Оценка и анализ претензионной работы. При анализе претензионной работы используются сведения о количестве предъявленных предприятием претензий, сумме предъявленных предприятием претензий, полученных предприятием суммы санкций, сумме возмещенных предприятию убытков (всего), в том числе за недопоставку товаров, поставку продукции ненадлежащего качества, поставку некомплектной продукции и т.д. Кроме того, в анализе следует использовать сведения о штрафах, пенях, неустойках, полученных за нарушение условий снабжения. Оценка и анализ стабильности плановых заданий, лимитов и экономических нормативов. В процессе анализа следует выяснить сбалансированность установленного плана: производства и ресурсного обеспечения, натуральных и стоимостных показателей. Анализ предполагает изучение стабильности утвержденных заданий и экономических нормативов. В случае несоблюдения следует указать количество и причины корректировок. При этом нужно выяснить, вносились ли соответствующие изменения во все взаимоувязанные показатели. В процессе анализа устанавливается, как отразились изменения в планировании на напряженности планов (в сравнении с достигнутым уровнем) и уровне удовлетворения потребностей потребителей в продукции. Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управлении. Одним из важнейших элементов управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. Угрозы, которые подстерегают предприятие, возможности, которые ему предоставляются, — все это присутствует во внешней среде, частью которой, собственно, является бизнес. Угрозы предприятию связаны с конкурентами, недобросовестными поставщиками, быстроизменяю-щимся налоговым законодательством, социальными катаклизмами и многим другим. Возможности — это покупатели, ресурсы, необходимые для бизнеса, и т.п. Анализ внешних факторов помогает выработать тактические и стратегические решения, обеспечивающие такие алгоритмы взаимодействия предприятия со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть как угрозы, так и возможности. Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение предприятию трудно оказывать значительное влияние или контролировать процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора им стратегии. При анализе внешней среды, в границах которой функционирует предприятие, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. {Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет проанализировать весь круг вопросов, связанных с внешней средой, подразделив его на несколько групп для соответствующего определения и классификации. Во-первых, это факторы изменения технологии, в настоящий момент действующие на рынке. Во-вторых, общая экономическая ситуация в мире и стране, ибо заметные изменения, например в российской экономике, существенным образом влияют на развитие всех крупных предприятий. В-третьих, это ситуация, которая складывается на рынках. В ней также можно выделить несколько групп факторов, а именно: появление новых групп покупателей; смена ценностных ориентиров, влияющих на отношение покупателей к тем или иным запросам и потребностям; факторы, связанные с политическими изменениями; изменения в законодательстве (введение в действие или упразднение тех или иных законов может самым радикальным образом повлиять на процветание или деградацию каких-либо видов бизнеса и существенно поменять те правила, в соответствии с которыми они развиваются); демографические, социальные, экологические и культурные факторы, которые также могут повлиять на развитие данного предприятия. Для каждого из этих факторов можно провести соответствующий анализ, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные факторы удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации. Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на ее общую стратегию. Руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе, чтобы выработать правильную маркетинговую стратегию: темпы роста отраслей, динамика развития рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безработицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен. Здесь анализируются: налоговая база; экономическая: ситуация в регионе; уровень доходов населения; уровень инфляции и безработицы; процентные ставки за кредит; темпы роста экономики страны и отрасли; внешнеторговые барьеры; таможенная политика. Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность фирмы, необходимо тщательно анализировать общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт, и пр.). В этой связи будет полезно ответить на некоторые вопросы: какие наблюдаются изменения в обменных курсах и влияют ли данные изменения на ваших покупателей? зависит ли ваша фирма от кредитных ставок, которые выдают банки, соответственно от учетной ставки? растет ли занятость в отрасли? как на вас влияет изменение потребительского спроса? какие именно группы населения тратят деньги на произведенную вами продукцию? существует ли внутренняя конкуренция в пределах России, с другими регионами, в которых производят аналогичную продукцию, или имеет место конкуренция со странами СНГ или с другими странами? Политические факторы могут оказывать серьезное влияние на разные виды бизнеса. Особенно заметно это влияние в такой стране, как Россия, где политическая система все еще находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относятся: политическая ситуация в стране; стабильность; лояльность власти; протекционизм в отрасли; наличие административных барьеров; система охраны собственности. При этом следует учитывать такие важные факторы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма (при этом нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление). При анализе внешней ситуации (с необходимостью учитывающей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные вопросы: каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или от нового) правительства? какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, которые исходят от правительства? считаете ли вы, что существующие законодательные органы оказывают позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений? насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны? можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как она повлияет на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или разрыв отношений с определенными странами сильно повлияют на ваш бизнес.) могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)? сможет ли ваша фирма адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга? Или, например, в тех странах, которые являются рынками для ваших стран. Изменения в законодательстве оказывает прямое влияние на многие виды бизнеса. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (например, введение Налогового кодекса РФ и его 25-й статьи оказало настолько сильное влияние на многие виды бизнеса, что их владельцам пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с налогообложением, введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе). При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы: какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу фирму (например, введение Трудового кодекса РФ, изменения в законах, регулирующих безопасность окружающей среды, а также в различных социальных законах, например антимонопольных, и пр.)? какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление тех или иных грантов и пр.)? помогает ли вам действующее в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов? понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы ваша позиция и ваше положение на рынке было максимально неуязвимым или, по крайней мере, не было связано с риском? Далее подробнее рассмотрим методы анализа внешнеэкономических связей предприятия, социально-демографических условий и условий окружающей среды.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |