Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ эффективности управления предприятием




Общие положения. Для характеристики управления производ­ством, степени его рациональности, гибкости и мобильности мо­гут быть использованы показатели оптимального размера предпри­ятия, структуры аппарата управления, количества сотрудников управления на одного рабочего или работающего (персонала), сте­пени внедрения внутреннего хозрасчета, глубины анализа факто­ров внешней среды и учета его результатов в управлении и др.

Обобщающими показателями уровня управления может быть коэффициент эффективности управления, определяемый отноше­нием затрат на управление к стоимости реализованной продукции, а также отношение объема продукции, стоимости основных про­изводственных средств и численности производственного персо­нала к численности работников управления. Изучение этих пока­зателей производится в динамике за ряд лет.

Уровень организации управления характеризуется также степе­нью централизации управленческих функций, технической осна­щенностью инженерного и управленческого труда, количеством сотрудников в аналогичных отделах заводоуправлений и т.п.

Степень централизации управленческих функций определяется отношением численности служащих заводоуправления к общей численности работающих на заводе.

Увеличение удельного веса инженерно-технического персонала в общей численности работающих считается положительным, если оно идет одновременно с ростом технического прогресса, внедре­нием механизации и автоматизации производственных процессов.

Аппарат управления — составная часть производственной струк­туры. Его задачей является обеспечение четкого взаимодействия всех составных частей производства и органов управления с целью достижения наилучших результатов на единицу затрат.

Уровень научной организации труда в аппарате управления пред­приятия характеризуется внедрением передовой технологии(процедур) каждой работы, выполняемой в аппарате управления. Разработка и внедрение рациональных процедур выполнения функ­ций управления — одно из важнейших направлений совершенство­вания уровня организации труда и управления.

Важное значение в деле мобилизации внутренних ресурсов име­ет хозяйственный расчет. Внедрение его в цехах, отделах завода позволяет значительно улучшить результаты работы. Внедрение внутреннего хозрасчета предполагает установление плановых по­казателей цехам, участкам предприятия, системы материального поощрения и санкций в зависимости от результатов их хозрасчет­ной деятельности. Цехам, участкам и отделам завода должны пла­нироваться такие показатели, выполнение которых непосредствен­но зависит от их коллективов.

Оценка и анализ структуры производства и управленческого тру­да. Показателями, характеризующими структуру, например, объе­динения, являются число производственных единиц и других под­разделений объединения и численность работающих по подразде­лениям объединения.

Численность работающих анализируется по подразделениям с разбивкой персонала на основные категории: основные рабочие, вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, персонал, занятый в управлении и организацией производства, и т.д.

Важным моментом при анализе структуры управленческого персонала является сравнение фактической численности с плано­вой (нормативной). Такой анализ целесообразно осуществлять по следующим функциональным группам:

общее (линейное) руководство объединением;

конструкторская подготовка производства;

технологическая подготовка производства;

оперативное управление основным производством, совершенствование организации производства, труда и управ­ления;

ремонтная и энергетическая службы; снабжение, сбыт; бухгалтерский учет; финансовая деятельность; технико-экономическое планирование.

Важным показателем организации управления в цехах основ­ного производства является число рабочих, приходящихся на од­ного мастера. Расчет делается по данным отчетности подразделе­ний. Показатель в значительной степени зависит от типа произ­водства.

Оценка и анализ сменности работы. К сводным показателям, ха­рактеризующим равномерность распределения работающих и про­изводственного оборудования в пределах рабочего дня, относятся коэффициенты сменности работающих и работы оборудования, а также коэффициенты использования сменного режима работы.

По данным статистической отчетности коэффициент сменнос­ти работающих определяется как отношение общего числа чело­веко-смен, отработанных за отчетный период, к числу работников предприятия, работавших в наиболее заполненную смену.

Коэффициент сменности работы производственного оборудова­ния (фактический и по плану) рассчитывается как отношение об­щего числа отработанных станко-смен к числу единиц установ­ленного оборудования.

Коэффициент использования сменного режима предприятия оп­ределяется как отношение коэффициента сменности к числу смен работы предприятия в целом.

Оценка и анализ претензионной работы. При анализе претензи­онной работы используются сведения о количестве предъявлен­ных предприятием претензий, сумме предъявленных предприятием претензий, полученных предприятием суммы санкций, сумме возмещенных предприятию убытков (всего), в том числе за недопо­ставку товаров, поставку продукции ненадлежащего качества, по­ставку некомплектной продукции и т.д. Кроме того, в анализе сле­дует использовать сведения о штрафах, пенях, неустойках, полу­ченных за нарушение условий снабжения.

Оценка и анализ стабильности плановых заданий, лимитов и экономических нормативов. В процессе анализа следует выяснить сбалансированность установленного плана: производства и ресурсного обеспечения, натуральных и стоимостных показателей. Анализ предполагает изучение стабильности утвержденных заданий и эко­номических нормативов. В случае несоблюдения следует указать количество и причины корректировок. При этом нужно выяснить, вносились ли соответствующие изменения во все взаимоувязан­ные показатели.

В процессе анализа устанавливается, как отразились изменения в планировании на напряженности планов (в сравнении с достиг­нутым уровнем) и уровне удовлетворения потребностей потреби­телей в продукции.

Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управ­лении. Одним из важнейших элементов управления является ана­лиз внешней среды и мониторинг рынка. Угрозы, которые под­стерегают предприятие, возможности, которые ему предоставля­ются, — все это присутствует во внешней среде, частью которой, собственно, является бизнес. Угрозы предприятию связаны с кон­курентами, недобросовестными поставщиками, быстроизменяю-щимся налоговым законодательством, социальными катаклизма­ми и многим другим. Возможности — это покупатели, ресурсы, необходимые для бизнеса, и т.п.

Анализ внешних факторов помогает выработать тактические и стратегические решения, обеспечивающие такие алгоритмы взаи­модействия предприятия со средой в краткосрочной и долгосроч­ной перспективе, которые позволят поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть как угрозы, так и возможности.

Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макро­окружение и микроокружение. Если на макроокружение предпри­ятию трудно оказывать значительное влияние или контролировать процессы, то динамика микроокружения может напрямую зави­сеть от выбора им стратегии.

При анализе внешней среды, в границах которой функциони­рует предприятие, можно выделить целый ряд факторов, влияю­щих на возможности ее развития. С этой целью используют мето­дику под названием T.E.M.P.L.E.S. {Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет проанализировать весь круг вопросов, связанных с внешней средой, подразделив его на не­сколько групп для соответствующего определения и классификации.

Во-первых, это факторы изменения технологии, в настоящий момент действующие на рынке. Во-вторых, общая экономическая ситуация в мире и стране, ибо заметные изменения, например в российской экономике, суще­ственным образом влияют на развитие всех крупных предприятий.

В-третьих, это ситуация, которая складывается на рынках. В ней также можно выделить несколько групп факторов, а именно: по­явление новых групп покупателей; смена ценностных ориентиров, влияющих на отношение покупателей к тем или иным запросам и потребностям; факторы, связанные с политическими изменения­ми; изменения в законодательстве (введение в действие или уп­разднение тех или иных законов может самым радикальным обра­зом повлиять на процветание или деградацию каких-либо видов бизнеса и существенно поменять те правила, в соответствии с ко­торыми они развиваются); демографические, социальные, эколо­гические и культурные факторы, которые также могут повлиять на развитие данного предприятия.

Для каждого из этих факторов можно провести соответствую­щий анализ, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные воз­можности. Названные факторы удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспек­тив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адек­ватные складывающейся ситуации. Научно-технические достижения серьезно изменяют среду фун­кционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие ком­пании систематически отслеживают тенденции научно-техничес­кого прогресса, что положительно сказывается на их деятельнос­ти. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потре­бителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструиро­вании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на ее общую стратегию.

Руководству фирмы необходимо знать, какие экономические ус­ловия деятельности имеются в регионе, чтобы выработать правиль­ную маркетинговую стратегию: темпы роста отраслей, динамика развития рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безрабо­тицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен. Здесь ана­лизируются:

налоговая база;

экономическая: ситуация в регионе;

уровень доходов населения;

уровень инфляции и безработицы;

процентные ставки за кредит;

темпы роста экономики страны и отрасли;

внешнеторговые барьеры;

таможенная политика.

Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность фирмы, необходимо тщательно анализи­ровать общеэкономические процессы (например, рост безработи­цы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт, и пр.). В этой связи будет полезно отве­тить на некоторые вопросы:

какие наблюдаются изменения в обменных курсах и влияют ли данные изменения на ваших покупателей?

зависит ли ваша фирма от кредитных ставок, которые выдают банки, соответственно от учетной ставки?

растет ли занятость в отрасли?

как на вас влияет изменение потребительского спроса?

какие именно группы населения тратят деньги на произведен­ную вами продукцию?

существует ли внутренняя конкуренция в пределах России, с другими регионами, в которых производят аналогичную продук­цию, или имеет место конкуренция со странами СНГ или с други­ми странами?

Политические факторы могут оказывать серьезное влияние на разные виды бизнеса. Особенно заметно это влияние в такой стра­не, как Россия, где политическая система все еще находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относятся:

политическая ситуация в стране;

стабильность;

лояльность власти;

протекционизм в отрасли;

наличие административных барьеров;

система охраны собственности.

При этом следует учитывать такие важные факторы, как изме­нение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма (при этом нельзя сбра­сывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокра­щение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных тор­говых санкций, рассчитанных на экономическое подавление).

При анализе внешней ситуации (с необходимостью учитываю­щей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные вопросы:

каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или от нового) правительства?

какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, ко­торые исходят от правительства?

считаете ли вы, что существующие законодательные органы оказывают позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес во­обще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать ка­кие-то факторы на основании принятых сверху решений?

насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны?

можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как она повлияет на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или раз­рыв отношений с определенными странами сильно повлияют на ваш бизнес.)

могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические из­менения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?

сможет ли ваша фирма адекватно функционировать, если рабо­та производится на условиях аутсорсинга? Или, например, в тех странах, которые являются рынками для ваших стран.

Изменения в законодательстве оказывает прямое влияние на многие виды бизнеса. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (например, введение Налогового кодекса РФ и его 25-й статьи оказало настолько сильное влияние на многие виды бизнеса, что их владельцам пришлось организовывать введение до­полнительного учета), и в области конкретной отраслевой пробле­матики (например, круг вопросов, связанных с налогообложени­ем, введением тех или иных санкций и правил, изменениями в за­конодательстве о труде и в работе).

При анализе изменений в законодательстве необходимо отве­тить на следующие вопросы:

какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу фирму (например, введение Трудового кодекса РФ, изменения в законах, регулирующих безопасность ок­ружающей среды, а также в различных социальных законах, на­пример антимонопольных, и пр.)?

какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление тех или иных грантов и пр.)?

помогает ли вам действующее в настоящее время законодатель­ство защищаться от конкурентов?

понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы ваша позиция и ваше положение на рынке было максимально не­уязвимым или, по крайней мере, не было связано с риском?

Далее подробнее рассмотрим методы анализа внешнеэкономи­ческих связей предприятия, социально-демографических условий и условий окружающей среды.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.