Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм человека




Закаливание ветром

Известно, что нагретое тело излучает в окружающее пространство тепло. Нагревание более холодного окружающего пространства происходит как бы послойно – от теплого слоя к более холодному. Ближние к телу слои нагреваются, разница температур между поверхностью тела и ближайшим слоем уменьшается, и, следовательно, уменьшается скорость уноса тепла. Ветер сдвигает эти слои, подставляя на место нагревающихся, более холодные слои, что увеличивает охлаждение тела.

Для количественной оценки охлаждающего воздействия ветра и низких температур специалисты ввели понятие «коэффициент озноба» (К), который изменяется в зависимости от возраста, степени акклиматизации, мышечной деятельности и усиливается при понижении температуры. Охлаждение увеличивается при повышении влажности воздуха из-за большой теплопроводности и теплоемкости водяного пара. Зависимость влияния ветра на охлаждение организма относительно безветрия показывает, что даже весьма слабый ветер (1,4 м/с) сильно увеличивает озноб (в 2 раза). Дальнейший прирост скорости ветра увеличивает озноб уже значительно. Однако сильный ветер оказывает раздражающее действие на нервно-психическую сферу, затрудняет дыхание и препятствует выполнению физических упражнений телом. Яркий солнечный свет снижает охлаждение организма примерно на 200 ккал.

Таким образом, при выполнении закаливающих мероприятий на воздухе необходимо учитывать не только температуру воздуха, но и скорость ветра. Можно регулировать продолжительность пребывания на ветру в рамках адекватных тренированности коэффициентов озноба, постепенно увеличивая однократно принятую «дозу озноба» по мере увеличения тренированности.

Кстати, этими зависимостями можно также пользоваться и для оценки охлаждения в воде. Так как коэффициент теплопроводности воды почти в 2,8 раза выше, чем воздуха, то можно считать, что пребывание в воде в течение 2-3 мин соответствует часовому пребыванию на воздухе при той же температуре.

 

 

О том, что курение вредно, безусловно, знают все. Ведь о том, что «Минздрав предупреждает» – стало банальной фразой. Курение – вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. В мире до 1990 года курили в среднем половина мужчин и четверть женщин. К 1998 году число курящих мужчин снизилось на 25%, а число курящих женщин возросло до 49% (в мире). Особенно тревожен факт роста курящих мальчиков (25%) и девочек (35%) – поистине больное общество – в возрасте от 10-13 лет и младше. Они подражают взрослым, не ведая, что творят. Ведь табак – это «яд», который обладает особой токсичностью, действующий не сразу, но при этом не становится менее опасным. Причиной смерти половины людей, умерших в возрасте от 35 до 65 лет, являются болезни, связанные с курением (до 30%).

Систематическое курение воздействует отрицательно на ЦНС и через нее на весь организм. Любители табака в 8-10 раз чаще болеют эмфиземой легких; в 3-5 раз – язвенной болезнью желудка; в 3-4 раза – коронарным склерозом; в 2 раза чаще инфарктом миокарда; в 3 раза чаще внезапные смерти из-за нарушения работы ССС; в 20 раз чаще болеют раком дыхательных путей.

Смертность среди курильщиков в возрасте 40-49 дет в 3 раза выше, а в возрасте 60-65 лет в 19 раз выше, чем у некурящих людей. Аргументов против курения много. Существует 99 причин, по которым необходимо бросить курить. Только в Европе курение ежегодно является причиной смерти примерно 1,2 млн. человек. По прогнозам медиков, в ближайшей перспективе табак станет причиной преждевременной смерти 200 млн. сегодняшних детей и уничтожит до 10% населения земного шара.

За год курильщик выкуривает в среднем 4 кг табака. При сгорании 1 кг табака образуется 50 г дегтя. Основным ядом, содержащимся в дегте, является никотин, представляющий маслянистую жидкость, в течение нескольких минут проникающую через слизистую оболочку дыхательных путей в жизненно важные органы и в кровь, раздражая полость рта, кишечник, желудок, глаза, вызывая изменения в ЦНС, сердце, сосудах, печени и других органах. Смертельна доза 50 мг. После выкуривания 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина, что составляет до 7% никотина, содержащегося в сигаретном дыме.

Особенно опасно курение в условиях физической и эмоциональной нагрузки, когда с помощью сигареты пытаются успокоиться или отдохнуть. На самом деле табачный дым бьет по сердцу, усиливая сердцебиение. У курящих спортсменов пульс и давление крови приходит в нормальное состояние в 2 раза медленнее, чем у некурящих. У курящих спортсменов скорость сложной двигательной реакции, связанной с быстротой и точностью движений, меньше на 10-15%, а реакции на движущийся объект меньше на 16-22%, что очень важно при вождении автомобиля.

Но самая страшная опасность – это угроза будущим детям. Общественность волнует рост смертности среди новорожденных, связанный с курением женщин, особенно в период беременности. Курение во время беременности увеличивает риск рождения мертвого ребенка, появления врожденных уродств («заячья губа», «волчья пасть» и др.). У курящих женщин часто случаются самопроизвольные выкидыши или преждевременные роды. Ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, наносят непоправимый вред развивающемуся плоду. Они через кровь матери попадают в организм будущего ребенка. Даже, если ребенок выживает, действие никотина сказывается на физическом и психическом состоянии при развитии ребенка. У таких детей наблюдается замедленное умственное, физическое и эмоционально-психическое развитие в последующие после рождения годы. У них также наблюдается более высокий уровень заболеваемости (в первые 5 лет) по сравнению с детьми, родившимися у некурящих матерей. У курящих матерей дети в первые годы жизни умирают в 2,5 раза чаще. Это связано с тем, что плод развивался в «задымленной» среде, получая ядовитую смесь вместо кислорода (кислород замещается угарным газом), при этом у него изменяется состав крови, уменьшается количество эритроцитов. Когда женщина курит, то в организм плода поступает 18% никотина и только 10% выводится. Накопление никотина приводит к гипоксии (кислородное голодание), увеличивается риск внезапной смерти на 50%.

Хотелось бы отметить, что курение юношей, кроме всех тех болезней, о которых говорилось выше, имеет еще один аспект. Под действием хронической интоксикации постепенно развивается структурное истощение эндокринных желез. Это становится причиной расстройства половой функции, наступает ранняя импотенция у мужчин.

Серьезные нарушения возникают при злоупотреблении алкоголем. В медицинской науке установлено, что алкоголь является общеклеточным ядом, разрушающим все ткани и органы человеческого организма и, прежде всего – мозг. Введение в организм человека алкоголя, приводит, прежде всего, к воздействию его на ЦНС, к нарушению психических функций, проявляющихся в изменениях ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, расстройстве эмоциональной и волевой сферы, к снижению умственной работоспособности. Даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы, расстраивается двигательная функция, нарушается деятельность вегетативной системы, обеспечивающей стабильность функционирования организма, нарушается физическая работоспособность.

Многие думают, что небольшая доза алкоголя снимает утомление, вызывает чувство облегчения, улучшает настроение. Это состояние иллюзорное (ошибочное). Вот это так называемое ощущение эйфории и является основной причиной широкого употребления алкоголя.

Всасывание алкоголя происходит в пищеварительной системе: незначительное количество – в полости рта, около 19-20% – в желудке, около 80% – в кишечнике. Уже через 5 минут после употребления алкоголь можно обнаружить в крови. Через 2 часа процесс всасывания завершается. Около 10% принятого алкоголя выводится из организма в неизмененном состоянии (выдыхаемый воздух, пот, моча). Остальная часть его разрушается в организме, участвуя в процессе обмена веществ, и выводится из организма в течение 2-3 недель.

Алкоголь вредно влияет на все внутренние органы. Под его влиянием возникает острый гастрит, нередко гастрит переходит в язву желудка или двенадцатиперстной кишки. Он же является основной причиной заболевания поджелудочной железы (острый панкреатит).

Другая уязвимая мишень у пьющих – печень. Этот орган, расположенный на пути протекания крови от желудка, кишечника, поджелудочной железы и селезенки к сердцу. Как и многие ядовитые вещества, алкоголь обезвреживается в печени. Если алкоголь в печень поступает часто, то клетки печени, участвующие в его переработке, не выдерживают перегрузки и начинается жировое перерождение клеток; вместо них образуется соединительная ткань, которая не участвует в процессе обезвреживания. Процесс этот болезненный и его можно практически считать началом неизлечимой болезни – цирроза печени. При этой болезни вначале печень увеличивается, как бы набухает, а затем сморщивается и уплотняется, живот увеличивается в объеме, т. к. образуется водянка брюшной полости. Развивается общее отравление организма и наступает смерть.

Серьезные нарушения возникают и в ССС. Возникают различные функциональные и морфологические изменения, которые со временем становятся необратимыми, мышца сердца слабеет, отдельные мышечные волокна заменяются соединительной тканью и теряют свою эластичность, снижается тонус сосудов, что приводит к возникновению ишемической болезни сердца или гипертонии, которые встречаются у пьющих людей в 5 раз чаще, чем среди непьющих. У пьющих в 4-5 раз чаще поражаются сосуды сердца и головного мозга. Все это ведет к возникновению инфарктов и инсультов.

Продукты распада алкоголя выводятся из организма почками. Накопление алкоголя в мочевом пузыре приводит к дополнительной интоксикации организма. Это приводит к тому, что во время болезни пневмонией, часто возникает белая горячка. Рано начинается общее старение организма, кожа становится дряблой, атрофируются мышцы, выпадают зубы.

Губительное действие оказывает алкоголь на половую сферу. Нарушается работа половых желез, нарушается сексуальная жизнь. Развивается половая слабость – импотенция, которой страдает около 60% мужчин, злоупотребляющих алкоголем, остальные 40% даже при сохранении полового влечения не способны к полноценной половой жизни.

Женское пьянство и алкоголизм с медицинской точки зрения особо опасны. Дети, родившиеся у алкоголичек, при рождении имеют вес ниже нормы, у них врожденные пороки сердца, деформация черепа и лица, плохо оформлены ушные раковины и глазные впадины. Они чаще заболевают, дольше болеют, болезни протекают тяжело. Недоношенность, недоразвитость, врожденное истощение младенца – признаки употребления алкоголя матерью.

Итог: в результате употребления спиртного происходят изменения в высших отделах центральной нервной системе, нервные клетки подвергаются более быстрому разрушению и гибнут десятками и сотнями тысяч. При этом погибающие нейроны не восстанавливаются, они навсегда исключаются из процессов высшей нервной деятельности.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на организм, являются наркотики. Употребление наркотиков, даже эпизодически, оказывает губительное действие на организм и приводит к тяжелому заболеванию – наркомании. При систематическом употреблении наркотиков человек к ним привыкает. Это связано с тем, что введенный в организм наркотик вызывает особое состояние возбуждения, которое сопровождается подъемом настроения с одновременным помрачением сознания, искажением восприятия действительности, снижением внимания, расстройством мышления и нарушением координации движений.

Коварное действие наркотиков при продолжительном их употреблении заключается в привыкании к ним, они включаются в обмен веществ и при их отсутствии возникают значительные изменения физиологических и психических функций, что характеризуется рядом признаков:

· во-первых, необходимостью повышать первоначальные дозы наркотиков, т. к. прежние не дают желаемого результата;

· во-вторых, непреодолимое влечение к данному препарату и стремление его вновь получить несмотря ни на что;

· в-третьих, у человека развивается тяжелое состояние, характеризующееся физической слабостью, тоской, бессонницей, раздражительностью, возникает страх, сильные головные боли, мышечная дрожь и судорога, рвота, онемение конечностей и т. д.

Чаще всего рисковым шагом на пути к наркомании становится однократный прием наркотика из-за любопытства, из желания испытать на себе его действие, либо с целью подражания. Часто некоторые наркотические вещества в случае необходимости используются в медицине в качестве снотворных или обезболивающих (успокаивающих) средств. Это может вызвать привыкание к ним, далеко не безвредное. Лучше принимать их под врачебным контролем.

По официальным данным в Харьковской области около 30 тысяч человек узнали вкус наркотиков за прошлый год. На учете официально состоят 3000 наркоманов. По неофициальным данным их в 15-20 раз больше. На учете состоят люди в возрасте от 30-35 лет. Только в этом году от передозировки наркотиков умерли более 30 человек в возрасте до 25 лет. Как видим, жертвы наркобизнеса – молодые люди.

 

Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы

1. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе.

2. Физическая культура в жизни общества. Цели и задачи физического образования студентов в вузе.

3. Направления развития физического воспитания.

4. Социальные функции физического воспитания и спорта.

5. Формы физического воспитания студентов в вузе.

6. Распределение студентов по учебным отделениям.

7. Зачетные требования и обязанности студентов.

8. Показатели, характеризующие состояние физического воспитания в обществе.

9. Важнейшие показатели физического развития.

10. Основные функции физической культуры.

11. Влияние физической культуры на общую культуру студента.

12. Роль физической культуры в трудовой (учебной) деятельности человека.

13. Стадии исторического развития физической культуры.

14. Здоровье человека как ценность, факторы его определяющие.

15. Основы сохранения здоровья. Основные требования к организации здорового образа жизни.

16. Влияние физических упражнений на нейроэндокринную систему.

17. Рациональный суточный режим.

18. Гигиена физической культуры и спорта.

19. Сущность физиологии физических упражнений и спорта.

20. Адаптационные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

21. Адаптационные реакции дыхательной системы на тренировочные нагрузки.

22. Процесс усвоения пищеварительных веществ.

23. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности организма человека.

24. Классификация источников энергии в организме.

25. Физиологические основы занятий по физической культуре и спортивной тренировке.

26. Адаптация организма к физическим нагрузкам.

27. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм человека.

28. Закаливание. Природные факторы закаливания.

29. Иммунная система. Факторы, влияющие на состояние иммунной системы.

30. Аритмия сердца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как средство социального становления будущих специалистов, как средство активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, как средство воспитания их в духе коллективизма и взаимопомощи, с чувством ответственности и гордости за свой коллектив, как средство достижения физического совершенства.

Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе практического обучения на учебных занятиях.

Физическая культура и спорт укрепляют здоровье, повышают физическую и умственную работоспособность, создавая базу для успешного обучения и дальнейшей высокоэффективной работе в сфере производства. При этом важное значение имеет не только получение практических навыков в выполнении физических упражнений, но и приобретение соответствующих знаний по основам теории физического воспитания.

Теоретический раздел дисциплины «Физическая культура» требует постоянного внимания, ибо направлен на развитие интеллекта студента. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.

2. Вучева В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 7. – С. 24-29.

3. Гендин А.М., Сергеев М.И. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность // Теория и практика физической культуры. - № 7. – 2007. – С. 15-19.

4. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 г., № 777.

5. О введении Всероссийской базисной учебной программы «Физическая культура» для высших учебных заведений: Приказ Государственного комитета РФ по делам науки и высшей школы от 25 января 1991 г. № 64. – М., 1991. – 3 с.

6. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 35 с.

7. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений; Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений / ГК РФ по высшему образованию. – М., 1994. – 54 с.

8. Чермит К.Д., Цеева В.А. Базовая физическая культура личности: определение понятия // Физическая культура, спорт – наука и практика: Научно-методический журнал. - № 3. – 2008. – С. 6-8.

 

Учебно-методическое пособие




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.