Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности налоговых систем развитых стран мира

В развитых странах доля налогов достигает более 90 % доходной части бюджета. Одновременно налоги широко используются для вмешатель­ства государства в хозяйственное развитие.

В каждой стране в соответствии с налоговым за­конодательством ставятся конкретные задачи, например:

• в США — поддержание конкурсной среды, защиты интере­сов среднего класса и справедливого распределения НД для большинства американцев, стимулирование развития сред­него и малого бизнеса;

• в Великобритании — поощрение занятости, содействие на­коплениям и долгосрочным инвестициям.

Основным показателем экономической роли налогов, а так­же налогового бремени на макроуровне стал удельный вес нало­говых поступлений в ВВП. Он колеблется от 28,4 в Японии до 45,7 % во Франции (1996 г.).

В налоговой системе, представляющей собой совокупность на­логов, а также форм и принципов их построения, исчисления и взимания, четко выделяются налоги на доходы (прибыль) юриди­ческих лиц и доходы физических лиц; налоги на доходы от капи­тала в виде процентов; налоги на собственность (имущество); косвенные налоги: акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины.

Взносы в фонды социального страхования, являясь по суще­ству целевыми налогами, поступают в бюджет (США) или соци­альные внебюджетные фонды (Великобритания, ФРГ).

В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых дру­гих, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Фран­ция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и пря­мые налоги примерно одинаковы.

В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюда­ется рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных.

В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (до­ход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц в ущерб юридическим. Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7 %), Канаде (13,9 %), Италии (10,8 %). Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует ми­нимальному прожиточному минимуму.

Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.

Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4 % ВВП у ФРГ до 4,7 % у Япо­нии. Незначительная роль этого налога в доходах бюджета связана с целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.

Главные косвенные налоги:

• «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной про­дукции);

• акцизы в виде высокой надбавки к цене специально ото­бранной группы товаров; таможенные пошлины;

• взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.

Наличие разветвленности бюджетной системы в государстве объясняет необходимость распределения налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Проблема налогового феде­рализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:

• закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (пример, в США подоходный налог — за феде­ральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);

• установление постоянных норм распределения из выше­стоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным бюджетом и землями);

• определение трансфертных платежей в пользу слабых ни­жестоящих бюджетов.

 

Развитие налоговых систем в послевоенный период шло не­равномерно.

До конца 70-х годов для них была характерна политика высо­кого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:

• действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышшга 50 %) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;

• высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобри­тании — 91 %); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;

• косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение.

 

С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции, отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает новую модель развития — «экономика предложений». Она тре­бовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а следовательно, и но­вый приток налогов в казну государства.

Новые идеи «экономики предложений» нашли практическое применение в развитых странах.

В 80-е годы прокатилась волна налоговых реформ, основны­ми целями которых было:

• стимулирование экономического роста;

• создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности, для увеличения потребительского спроса, роста сбережений у населения;

• упрощение налоговой структуры;

• установление более справедливых принципов налогообложения;

• уменьшение возможности уклонения от уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет.

Реформы проводились поэтапно и растянулись на десятилетие.

 

Налоговые системы стран с высокоразвитыми рыночными отношениями характеризовались в 80—90-е годы следующими чертами:

1. Сокращение прямого налогообложения в результате:

• ослабления прогрессивной шкалы обложения подоходного налога;

• снижения ставок корпорационного налога;

• сближения обложения доходов от различных источников (трудовых доходов, дивидендов, процентов) по более низким ставкам;

• введения минимальных и максимальных налоговых обязательств для лиц с высокими доходами. Для предотвращения уклонения от уплаты налога лиц с большими доходами, пользующихся разнообразными скидками, вводились минимальные ставки.

Одновременно расширялась налоговая база за счет отмены ряда льгот и скидок. Таким образом, включались в обложение ранее свободные доходы.

2. Расширение стимулирования отдельных отраслей и регионов. В первую очередь налоговое регулированию коснулось инвестиций в НИОКР, переподготовку кадров малых предприятий, реорганизацию предприятий в депрессивных районах. Широко применяется инвестиционный налоговый кредит, который устанавливается в процентах к стоимости капитальных активов и вычитается из рассчитанной суммы налога на прибыль.

4. Увеличение роли косвенных налогов, и особенно НДС, который обеспечил компенсацию потерь в результате снижения прямых налогов. НДС распространился на все европейские страны. Только США, Япония, Канада и Австралия его не используют. Появление экологических налогов, которые нацелены стимули­ровать осуществление профилактических мер по охране окружаю­щей среды. В ряде стран вводятся налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ (Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия). В Германии принятый налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двига­теля, и наличия (отсутствия) катализатора. Без катализатора — этот налог возрастает в 2 раза, а владельцы мощных машин с катализа­тором полностью освобождаются от налога на автомобили.

5. Введение новых мер защиты своего рынка на международной арене в форме нетарифных барьеров (квотирование поставок, ли­цензирование импорта, введение налогов с протекционистскими целями — акцизы, НДС). Хотя продолжали действовать ограни­чения торговых барьеров в рамках ГАТТ (1947 г.), а с 1996 г. Все­мирной торговой организации — ВТО.

6. Усиление процесса гармонизации налогов. Страны — члены Европейского союза достигли наибольших успехов в сфере гар­монизации косвенных налогов, и прежде всего НДС. С 1977 г. этот налог взимается по единой схеме, что важно при отчисле­нии от НДС в совместный бюджет.

Гармонизация прямого обложения также началась с середи­ны 70-х годов.

Это связано с освобождением от налогов движения капитала между странами. Начался процесс уравнения обложения процент­ных доходов. С 1998 г. страны — члены ЕС договорились, что не­резиденты должны облагаться у источника минимально 20-про­центной ставкой, а резиденты могут выбирать между обложением процентов у источников или системой контрольного уведомле­ния, т.е. страна — источник дохода передает сведения о сумме процентов государству-получателю.

7. Создание в рамках стран — членов ОЭСР протекционист­ских налоговых режимов для привлечения иностранного капита­ла, получивших название «Налоговой конкуренции», осуществ­лялось путем предоставления особых льгот нерезидентам по сравнению с национальными юридическими лицами.

8. Создание странами «большой семерки» в конце 90-х годов «Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF) в связи с расширением на международном уровне незакон­ного ухода от налогов. Для уклонения применяются налоговые Убежища, трансфертное ценообразование, инвестиции, дочерние предприятия.

9. Обострение проблемы налогового федерализма в федеративных государствах. Распределение на справедливой основе налоговых поступлений между разными уровнями власти становится все более острой. В Германии выравнивание налоговых доходом отличается большей демократичностью. Цель - подтянуть отсталые районы и обеспечить примерно равный объем налоговых доходов по всей стране. Наиболее крупные налоги являются совместными: подоходный налог с физических лиц делится: 42,5 % — федерации, 42,5 % — землям и 15 % — местным органам.

Налог на прибыль, налог на доход от капитала распределяется на постоянной основе между федерацией и землями (50:50). НДС также распределяется на долговременной основе исходя из принципа равных прав федерации и земель и выравнивания уровня жизни на всей территории (соотношение федерации, земель и общин: 52,01 %; 45,91 % и 2,08 %). Кроме того, наряду с вертикальным выравниванием действует и горизонтальное, когда НДС передается от «сильных» в финансовом отношении —«слабым». Несмотря на относительно разработанные методы распределения германская система выравнивания имеет недостаток (экономически сильные земли не заинтересованы в передаче средств слабым). Поэтому и в Германии осуществляется с трудом реформа межбюджетных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая система Японии. Налоговая система Франции | Налоговая система США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.