Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние и внутренние факторы организации производства




Производственное предприятие — продукт общественного развития. Оно непосредственно связано с внешней средой, находится под ее воздействием, и, более того, оно само формирует внешнюю среду.

Если рассматривать положение предприятия во внешней системе, то выделяют следующие основные компоненты (см. рис. 2):

· собственники предприятия — государство, юридические, физические лица;

· государственные институты — федеральные, региональные и местные органы исполнительной и законодательной власти;

· поставщики средств труда, предметов труда, информации, услуг;

· потребители — государство, юридические, физические лица;

· физические лица — рынок рабочей силы;

· конкуренты;

· потенциальные инвесторы.

 

Рис. 2. Положение предприятия во внешней среде

 

Кроме того, большое значение для предприятия имеет наличие на прилегающей к нему территории соответствующей инфраструктуры, способной оказать услуги по

· ремонту и текущему обслуживанию основных средств;

· энерго- и теплоснабжению;

· транспортировке;

· организации питания и медицинского обслуживания персонала.

При отсутствии подобной инфраструктуры предприятие вынуждено создавать ее у себя. Аналогичная ситуация создается, когда предприятие не находит поставщиков нужных ему материалов и комплектующих изделий, инструментов. В таком случае все недостающие изделия должны быть изготовлены на самом предприятии, что повышает стоимость и сложность всей работы по организации производства.

В качестве материальной базы, непосредственно связанной с внешней средой, производственное предприятие выступает как важнейший социально-экономический фактор общественного развития.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске какой-то однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт — это комплекс предприятий соответствующего производственного профиля. Они составляют структуру отраслей экономики, определяют их масштаб.

В свою очередь, контур и размер городов, поселков, областей, краев, также как и отраслей, формируются на базе расположенных в этих поселениях предприятий и организаций. Последние создают территориальный профиль города, поселка, села; определяют их территориальную специализацию. Проблемы обеспечения нормальных условий жизни, труда и быта людей, населяющих города и поселки, решаются совместно с органами местной власти.

Приступая к созданию нового предприятия, организации выпуска того или иного вида продукции, администрация и специалисты обязательно должны определить и учесть требования внешней среды. В противном случае среда может отторгнуть результат затраченных средств и труда.

К предприятиям материального производства, как отмечалось, относятся разного рода структурные предметно-отраслевые образования: заводы, фабрики, шахты, порты, фермы и прочие хозяйственные организации. Различна их производственно-технологическая структура, организационно-правовая форма, размеры и т.д., но общим является то, что составляет предмет организации и управления — первичные элементы производственной деятельности, или, как их еще называют, — факторы производства.

Выделяют следующие факторы производства:

· трудовые ресурсы,

· средства производства,

· информация

· и финансы.

Соответствующим образом организованные факторы производства составляют внутреннюю среду предприятия. Результатом взаимодействия направленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 3).

Рис. 3. Внутренняя среда и продукция производственного предприятия

 

Главный, основополагающий компонент предприятия — люди (персонал). По воле людей в их личных и общественных инте­ресах создается предприятие и организуется производство соответствующего вида продукции.

Персонал предприятия в лице руководителей и специалистов самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, а также прибылью, которая остается после уплаты установленных законом налогов и других платежей. Персонал несет полную ответственность имуществом по обязательствам предприятия, выданным сторонним организациям, и в соответствии с установленными законами и правилами, перед государством.

Предприятие, в лице его персонала и руководителей, несет ответственность за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного хода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья, материалов, оплату наемной рабочей силы. Поэтому к самому ответственному участку — общей системе организации производства — относится организация, координация и регулирование труда персонала:

· подбор персонала необходимой квалификации, в соответствии с требованиями производства;

· расстановка по рабочим местам, в соответствии с объемом и характером работы;

· координация и регулирование работы, в соответствии с конкретной рабочей ситуацией на предприятии в каждый отрезок времени.

От того, в какой степени рационально используется и работает персонал, полностью зависит эффективность работы предприятия. На персонал ложится обязанность установления необходимых связей и координация работы с внешней средой.

Следующий фактор производства — средства производства в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. Экономический смысл средств труда заключается в обеспечении воздействия на предмет труда с целью его трансформации (превращения, преобразования) в товар. Средства труда не изменяют свою натурально-вещественную форму и участвуют в процессе производства многократно. Предметы труда, напротив, участвуют в процессе труда однократно, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму от исходного сырья и материалов до точной продукции. Общепринятые термины, их обозначающие, – это, соответственно, основные фонды и оборотные производственные фонды. Именно их совокупность формирует понятие «производственный потенциал предприятия».

Производственный потенциал определяет количество, качество выпускаемой продукции, мощности и возможности предприятия.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием совокуп­ных доходов и расходов предприятия. Они являются итоговым, обобщающим показателем деятельности предприятия. Именно посредством соотношения доходов и расходов можно в конечном итоге судить о деятельности предприятия в целом. Функции финансов многообразны, однако основные — это

· обеспечение жизнедеятельности предприятия достаточным количеством денежных средств;

· обслуживание внешних и внутренних операций предприятия;

· финансовое планирование.

Информация имеет определяющее значение в управлении предприятием как во внутренней деятельности (используется при планировании, подготовке указаний, в анализе хозяйственной деятельности и т.п.), так и для внешних контактов (согласование вопросов с поставщиками и клиентами, реклама, информация о рынке). От качества и своевременности информации существенно зависят уровень принимаемых решений и эффективность ведения всего бизнеса.

Информация — это концентрированное знание об объекте и предмете управления, поэтому она является необходимым ресурсом для принятия решений. Цель информации — улучшение качества принимаемых решений. Информация, как и другие факторы производства, имеется лишь в ограниченных количествах и является стратегически важным объектом производственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.