КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксперимент. Этапы психолого-педагогического исследования
Наблюдение Этапы психолого-педагогического исследования. 1) выбор проблемы; 2) постановка конкретных задач исследования; 3) определение исходных теоретико-методологических принципов, формулирование гипотез исследования; 4) выявление индикаторов изучаемого явления; 5) выбор методов и методик исследования; 6) определение способа фиксации хода и результатов исследования; 7) пилотажное исследование; 8) внесение корректив в программу исследования; 9) основное исследование; 10)математическая обработка полученных эмпирических данных; 11)анализ и интерпретация полученной информации; 12)проверка результатов. ТЕМА 3. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Виды наблюдения: 1). включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы) и невключенное (исследователь изучает явление со стороны); 2). открытое (объект наблюдения знает что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение) и скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении). Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность. Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя. Требования к осуществлению: 1. целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?), 2. систематичность, 3. объективность (достигается увеличением числа наблюдателей), 4. стандартизованная процедура фиксации результатов, 5. наличие концепции, 6. не интерпретировать раньше времени, отделять факты от интерпретации. Эксперимент – метод целенаправленного моделирования ситуации, позволяющей выявить и исследовать закономерности психологических явлений. Виды эксперимента: 1). лабораторный (проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более «чистым») и естественный (проводится в «полевых» условиях, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности); 2). индивидуальный и групповой. Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в «чистом» виде. Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных. Требования к осуществлению: 1. ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные 2. добровольность 3. наличие контрольной группы 4. надежные средства фиксации результатов 5. репрезентативная выборка 6. программа эксперимента 7. статистическая достоверность результатов
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |