КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание, самосознание и самооценка личности
Отечественные парадигмы личности. Отечественные теории личности базируются на общих методологических постулатах: Биологическое и социальное в личности неразрывно и составляют единство. В любом биологическом акте есть социальная составляющая. Например, человеку, собравшемуся перекусить, легко испортить аппетит неуместными сравнениями. В любом социальном акте есть биологическая составляющая. Например. Вы взяли в студенческой столовой еду. Куда Вы сели? Туда, где поменьше места, побольше чужих студентов, спиной к двери? Скорей наоборот: туда, откуда просматриваются все входы и выходы, где чище, меньше народу, а если есть – то свои. Не так ли поступает любое животное? В укромном уголке съесть свою долю, и чтоб конкуренты не отобрали! Чтобы все потенциальные опасности контролировать. Личность активна. Это не биоробот, поведение которого управляется стимулами внешней среды. Личность сама определяет себе среду развития, которая потом ее же и формирует. Подход К.К.Платонова. Он выделяет следующие подструктуры личности: 1. Направленность (влечения, убеждения, мировоззрение, интересы, склонности, мораль и др.). 2. Подструктура форм отражения (особенности мышления, особенности памяти, эмоциональной сферы и др.). И действительно, личность интеллектуала и личность олигофрена отличаются и по ценностям, и в уровне притязаний и во многом другом. 3. Подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, привычки). Скажи мне, что ты знаешь и я скажу кто ты! Привычка – вторая натура. 4. Биологическая подструктура (половозрастные различия, темперамент). Женская и мужская личность. Личность взрослого и ребенка. Личность холерика и меланхолика. Подход А.Н.Леонтьева. А.Н.Леонтьев рассматривал личность как систему деятельностей, ядром которой является мотивационно–потребностная (смысловая) сфера. Все подходы к личности сходятся в том, что существуют такие структуры личности, как бессознательное, сознание, самосознание, самооценка, уровень притязаний. Бессознательное – это нерефлексируемые человеком явления психики, т.е. те, в которых личность не отдает себе отчет (не обозначает словами). Сознание – система знаний о реальности отражаемых в речи. Самосознание (ОЯ) – подструктура сознания, включающая систему знаний о себе (Образ «Я», Я-концепция). Кроме самосознания (Образа «Я») сознание включает и «Образ МИРА». Человеку, чтобы быть успешным, адекватным, выживать в природе и в социуме необходимы две системы знаний: о мире и о себе. Образ Мира (ОМ) – система представлений о мире. Соотношение ОМ и ОЯ человека определяет его поведение (Вилли Токарев: «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. То мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой». Людовик XIV: «Государство – это Я!»). «Я – человек маленький» не способен к самостоятельному мышлению, принятию ответственности, инициации изменения реального мира! А человек «Государство – это Я» сам будет кроить страны и континенты, менять мир по своему усмотрению, определять правила жизни для всех. ОМ и ОЯ также подразделяются на МИР реальный (Мр) и идеальный (Ми), Я реальное (Яр) и идеальное (Яи). Соотношение Мр и Ми также определяет поведение личности. Если они почти совпадают, человек удовлетворен и ничего не захочет менять в реальности. Если же они сильно расходятся – жди революций, эмиграций. Соотношение Яр и Яи также много объясняет в поведении личности: причины трансвестизма, самооценку личности направления развития, содержание неврозов. Все эти подструктуры также не монолитны. В Мр и Ми можно выделить такие подструктуры, как Мир физический, социальный, психологический и др. В Яр и Яи выделяют: Я физическое, социальное, психологическое. Производными от них являются Я профессиональное, сексуальное и др. Феноменологически самосознание проявляется в самооценке (СО). Это оценка личностью самой себя. Выделяют качественный и количественный аспект самооценки. Качественный аспект самооценки – какой Я: умный или глупый, сильный или слабый, добрый или злой и т.д. Количественный аспект самооценки: высокая низкая, завышенная, заниженная, адекватная. СО формируется под влиянием следующих факторов: · Мнение родителей (наиболее важна в дошкольном детстве). · Мнение значимого взрослого, например, учителя (наиболее важна в младшем школьном возрасте). · Мнение сверстников (является определяющим у подростков6 Не дай бог быть в этом возрасте не как все!). · Собственное мнение о себе, самоанализ (приоритетна в юношеском возрасте, возрасте «дерзких и гениальных»). · Результаты своей собственной деятельности (этот критерий типичен для взрослой психики) СО тесно связана с уровнем притязаний. Это степень сложности цели, которую личность ставит перед собой.
ТЕМА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |