КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о деятельности
Деятельность – это внутренняя и внешняя активность субъекта, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Из определения видно, что деятельность не сводится к поведению, активности и просто жизнедеятельности. Деятельность как психическая реальность отличается целенаправленностью, плановостью, результативностью, системным характером, включенностью в общественные отношения, предметностью. Виды деятельности. 1. По форме выделяют: преимущественно внешнюю (например, чтение и счет вслух, мытье полов) и преимущественно внутреннюю деятельность (например, анализ экономической ситуации). Любая деятельность имеет внешний и внутренний компонент, между которыми осуществляются взаимопереходы. Переход внешней деятельности во внутренний план называется интериоризацией, а внутренней во внешнюю – экстериоризацией. Например, первоклассник сначала осваивает т.н. «громкое» чтение, и только позже – чтение «про себя». Проблемы экстериоризации также хорошо знакомы людям творческих профессий: как воплотить на бумаге (холсте...), образ, возникший в душе? («Как сердцу выразить себя?»). Интериоризация – основа становления деятельности (развития профессионализма, формирования навыков). 2. По специфике субъекта деятельности выделяют: индивидуальную и коллективную деятельность. Индивидуальная деятельность осуществляется личностью, коллективная – группой. Коллективная деятельность подразумевает разделение функций. 3. По содержанию деятельности выделяют игру, учение, труд. Игра – онтогенетически ранний вид деятельности, ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Специфика игры, как деятельности, заключается в том, что мотивы игры направлены не на результат, а на процесс. Игроку не важен утилитарный эффект, а важны эмоции, удовольствие. Во-вторых, в игре реализуется активность, достигается катарсис потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности). В третьих, и главных, игра моделирует зрелую деятельность – трудовую, учебную. Игра также моделирует свойства личности и тренирует их (например, девочки, играющие в дочки-матери готовятся к будущему материнству, развивают заботливость, хозяйственность, аккуратность). Психологический смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы социальных отношений. Учение – ведущая деятельность школьников, студентов. В отличие от игры – это уже целенаправленное, осознанное освоение зрелой деятельности. Специфика учения, как деятельности состоит в сложных мотивах учения, которые направлены и на результат, и на процесс. Психологический смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в подготовке к конкретной специфической деятельности и тренировке психических функций (воля, память, интеллект...). Труд – ведущая деятельность взрослого периода жизни. Не случайно о детях, рано приобщившихся к труду, говорят: «у них не было детства», «они рано повзрослели». Специфика труда как деятельности состоит в социальном характере труда. Субъект включается в общественные отношения: правовые, экономические, морально-этические, социально-психологические. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь «сдвинуты» на результат.Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании действительности и удовлетворении потребностей личности и общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |