Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навыки и умения

Структура деятельности.

Выделяют внешнюю и внутреннюю подструктуры, которые соответствуют друг другу, что и обеспечивает возможность взаимопереходов (интериоризацию и экстериоризацию). Если рассмотреть функционирующую структуру деятельности, то она м.б. описана схемой:

 

Потребность→мотив→цель→задача→действие→операция

Потребность – это состояние организма или субъекта, выражающее нужду в чем-либо, переживание зависимости от объективной реальности. Это источник и предпосылка активности субъекта.

Мотив – опредмеченная потребность, внутренний побудитель, «пусковой механизм» деятельности (так, потребность в признании м.б. реализована в мотиве поступления в институт, «запускающем» подготовку и сдачу экзаменов).

Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осуществляет данную деятельность (например, набрать проходной балл на вступительных экзаменах).

Задача – это цель, данная в определенных условиях или совокупность промежуточных отдельных результатов, реализующих общую цель (например, получить на всех вступительных экзаменах не меньше четверки).

Действие – элемент деятельности, выражающийся в процессе реализации цели. Т.е. это способ реализации

цели (В нашем примере – это ответ на экзамене, либо другие способы).

Операция – способ осуществления действия (например, устный или письменный ответ).

Проще всего охарактеризовать структуру предметной деятельности, которая является частным случаем внешней деятельности. Она включает сеть предметных движений (реализуемых в пространстве и времени и направленных на объект), а также перемещения, установочные и коммуникативные движения.

Т.о. центральным понятием теории деятельности является категория «действия». Именно действие является главным предметом анализа и формирования.

 

Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков, обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык – в привычных).

Виды умений и навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), интеллектуальные (умения и навыки решения задач), моторные (например, спортивные).

Этапы формирования навыков:

I. Ознакомительный (субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. Например, осваивая технический прием, спортсмен сначала наблюдает за выполнением действия тренером; затем подробно разбирается состав действия и осуществляются медленные пробные попытки.

2. Подготовительный (включает аналитическую и синтетическую стадию). Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяющий я единое целое. Так начинающий пловец осваивает сначала движения рук, потом движения ног, технику дыхания, и после соединяет все в единую систему движений

3. Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.

4. Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения (в спорте такое состояние называется «перетренировался»).

Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом (Например, конькобежные навыки облегчают формирование горнолыжных). Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки, такое явление называется интерференцией.

Психологический анализ деятельности (ПАД) – это основной психологический метод исследования конкретной деятельности. Деятельность рассматривается как многоуровневая психологическая система. Выделяются следующие уровни организации деятельности и соответственно уровни анализа деятельности:

1. Личностно-мотивационный уровень анализа деятельности. Он предполагает 1) изучение требований личности к деятельности и 2) возможностей проф. деятельности по удовлетворению потребностей личности (в деятельности и через деятельность), 3) изучение системы стимулирования Д-ти, 4) изучение генезиса (изменения) системы мотивов в процессе профессионализации (при выборе Д-ти, на этапе овладения Д-ю, на этапе функционирования и распада Д-ти). Исследуется появление новых мотивов, инволюция старых, изменение структуры мотивов.

2. Компонентно-целевой уровень анализа Д-ти. Предполагает анализ 1) целей Д-ти в целом; 2) цель каждого действия в обшей структуре Д-ти; 3) описание нормативно-одобренного способа Д-ти; 4) описание критериев достижения цели (как объективных, так и субъективных, тех, которыми руководствуется работник – например: хлопок по арбузу). На этом уровне анализируются и описываются не только действия и операции, но и типичные ошибки (невыполнение действия; неточное или несвоевременное выполнение, выполнение нетребуемого действия, ошибки обнаружения, идентификации, установления значимости стимула), и их причины.

3. Информационный уровень анализа Д-ти. Информационную основу Д-ти составляют: информационные признаки (ИП) и их психофизические характеристики; правила переработки информации, алгоритмы принятия решений; условия восприятия ИП

Классификация ИП: статические (присущие объекту) и динамические, проявляющиеся только в Д-ти.

4. Структурно-функциональный уровень анализа Д-ти. Предполагает выявление связей между отдельными компонентами Д-ти, анализ ее стереотипности, логической сложности и структуры профессионально-важных качеств (ПВК). Выявляются ПВК, требуемые для успешной реализации действий: соматические, нейродинамические, когнитивные, эмоционально-волевые, личностные (ценностные ориентации, моральные качества, интересы, потребности) индивидуально-типологические (способности, характер, темперамент).

5. Индивидуально-психологический уровень анализа Д-ти. Выявляются индивидуальные способы (ИСпД) и стили Д-ти, которые соотносятся с нормативно-одобренным способом Д-ти (НОСД); Выявляются причины расхождения ИСпД и НОСД (м.б. обусловлены характером обучения, характером объекта Д-ти, характером орудий труда, технологией производства, свойствами субъекта Д-ти, например: слепота, паралич...).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о деятельности | Творческая деятельность и творческая личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.