КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческая деятельность и творческая личность
Общая характеристика творческой деятельности. Творческая деятельность – поиск и открытие существенно нового, ранее не существовавшего. Объективным критерием новизны является: опыт человечества, субъективным критерием – личный опыт творца. Выделяют научное и художественное творчество. Результатом научного творчества является открытие закономерностей, результатом художественного – создание эстетических ценностей, образов Научное творчество ограничено жесткими рамками логики и языка, художественное – законами восприятия. В художественном творчестве личность творца проявляется полнее. Но принципиальных различий здесь нет. Другое дело – практическое творчество! Творчество возможно не только в духовной сфере, но и в практической. Вряд ли кто-то будет отрицать роль творчества в деятельности военачальника, президента, дипломата, учителя, врача... Причем, практическое творчество гораздо сложнее. Практик не имеет возможности экспериментировать, он несет ответственность, он сталкивается с уникальными ситуациями, он ограничен в своих действиях объективной реальностью (временем, ресурсами...). Фазы творческой деятельности 1. Подготовка. На этой фазе идет сознательная поисковая активность, логический анализ, актуализация знаний. Генерируются гипотезы, варианты, версии. Если на этой фазе результат не достигается, то процесс переходит на следующую фазу. 2. Созревание. Прекращаются безуспешные попытки на уровне сознания решить проблему. Творец занят другими делами. Тем не менее, активный поиск не прекращается. Предыдущая фаза запустила работу бессознательного. Спит, ест, умывается – что бы творец не делал – бессознательное ищет ответ! 3. И рано или поздно наступает «инсайт» т.е. озарение! Эта фаза называется Вдохновением. В этот момент бессознательный продукт переходит в сознание. Иногда это происходит благодаря внешнему толчку (яблоко упало, вода из ванны вылилась). Часто творец чувствует, что нашел, но не может объяснить – как. 4. Сознательная деятельность. Идея доводится «до ума»: до уровня публикации, научной логики. Творческая личность. Пусковым механизмами любой деятельности являются мотивы и потребности, т.е. ядерная подструктура личности. Что же представляет собой творческая личность? Разные исследователи указывали на важность самых разных качеств Для одних – это способность удивляться, для других это 99% труда +1% вдохновения (Томас Эдисон), для третьих – это внимание (Ж.Кювье), отсутствие защитных тенденций, непривязанность к общепринятым нормам, культуре. Наибольший вклад в исследование творческой личности внесла гуманистическая психология. Так, А.Маслоу, исследовав личностные особенности Нобелевских лауреатов, пришел к следующим характеристикам творческой личности: развитое чувство юмора естественность поведения принимает себя и других как есть нонконформизм в отношении моды (в одежде, критериях оценок...) отсутствие чрезмерного самоанализа, «самокопания» способность к глубоким привязанностям потребность в самореализации (своего потенциала) развитое нравственное чувство
Если обобщить результаты всех исследований, то творческая личность проявляется и в мотивации, и в мышлении, и поведении.
РАЗДЕЛ III. КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности, среди которых можно выделить следующие: 1. Перцептивные процессы (ощущения, восприятие, внимание). Их основная функция – получение информации из внешней и внутренней среды. 2. Мнемические процессы (процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забываниие). Их основная функция – сохранение информации в психике. 3. Интеллектуальные (мышление, воображение, речь). Их основная функция – порождение информации, восполнение дефицита (пробелов) информации, обмен информацией.
ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЯ
Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение не сводится к восприятию. Общее между ними – то, что и ощущения и восприятие являются когнитивными процессами, возникающими только при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы, различие же состоит в том, что продукт ощущения – познание отдельных свойств предметов и явлений (холодно, жестко, зелено, больно…), а продукт восприятия – целостный образ (стол, книга, дерево…).. Основные классификации ощущений: по модальности анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия); 1) по локализации рецепторов (экстероцепция, проприоцепция, интероцепция). Экстероцептивные ощущения обрабатывают информацию из внешней среды. Проприоцептивные – из рецепторов двигательных органов (мышц, сухожилий, суставов). Интероцепция – переработка информации из внутренних органов (чувство голода, болевые ощущения и др.). Анатомической основой ощущений является анализатор. На рис. 3 приведен слуховой анализатор. Рис. 3. Слуховой анализатор Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы (1); приводящий нейрон, т.е. аффектор (2); центральный (корковый) отдел анализатора (3). Основная характеристика анализатора – чувствительность к воздействиям внешней или внутренней среды. Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений. Например, чувствительность слухового анализатора ограничена интенсивностями раздражителей от 16 гц. до 20000 гц. Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений. Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений (например, очень сильный звук вызывает вместо ощущения звука ощущение боли). Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором. Так, например, жители крайнего севера – эскимосы, различают до 1000 оттенков белого цвета. Особо низкими порогами обоняния, а значит, высокой чувствительностью, обладают парфюмеры. Высокой чувствительностью ко вкусу обладают повара. Общая чувствительность анализатора является величиной обратной нижнему порогу: E = 1/Pн. Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности. Например, холодовая адаптация при вхождении в холодную воду: сначала холодно, а затем человек привыкает. Темновая адаптация при вхождении в темную комнату: сначала ничего не видно, а затем «глаза» начинают различать предметы. Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей. Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.
ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Видов восприятия: 1) по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические). 2) по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени. Особое место в жизни человека занимают цветовосприятие и восприятие формы. Цветовосприятие. Цветовой спектр представлен красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым (К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан) цветом. Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый. Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в глазодвигательных реакциях зрительного аппарата, прежде всего в мелкочастотных саккадических движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 4.
Рис. 4. Основные геометрические формы в психологии Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику. Наиболее энергетизирующей, возбуждающей формой будет та, которая содержит наибольшее число острых углов. Наиболее успокаивающая форма – круг. Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия. Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что–то будет для него фигурой, а что–то фоном. Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается. например при галлюцинациях. Целостность состоит в том, что мы воспринимаем прежде всего соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки, выделяем структуру воспринимаемой совокупности объектов восприятия. Например, можно одну и ту же музыку можно проиграть на тон выше или ниже, на разных музыкальных инструментах, но мы узнаем ее, т.к. у нее есть структура. Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом. Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия. Например, белую бумагу можно подсветить и красным и синим цветом, но она все равно будет воспринята как белая. Константность формируется при жизни. Так, лесные жители, не имеющие опыта восприятия людей на больших расстояниях – в поле воспринимают отдаленную фигуру человека не как далекую, а как близкую, но маленькую. Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Например, животные, чтобы локализовать источник звука прядут ушами, поворачиваю голову. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды. Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона. Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов. Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом. Например. Группе полицейских и группе студентов на каждый глаз предъявляли разные картинки (эротическую сцену и криминальную). Это так называемое дихотомическое предъявление. В соответствии с прошлым опытом студенты видели только эротическую сцену и не видели криминальную, а полицейские – только криминальную, и не видели эротической.
ТЕМА 3. ВНИМАНИЕ
Внимание определяется как направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Отличительные признаки внимания – избирательность, несамостоятельность, включенность в другие психические процессы. Анатомо–физиологические основы внимания: нейроны ожидания и новизны, доминанта (временно господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся за счет возбуждений соседних участков, и при этом их тормозящий). Основой непроизвольного внимания является рефлекс «Что такое?», описанный И.П.Павловым и определяетмый как реакция на все новое, неожиданное и интенсивное. Основой произвольного внимания является II сигнальная система – система слов, понятий, которая включает такие понятия, как «долг», «обязанность». Виды внимания. По направленности внимание делят на внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на внешние объекты. Люди, у которых преобладает этот вид называются экстерналами. Внутреннее направлено на свои переживания, мысли. Те, у кого преобладает этот вид называются интерналами. По участию волевой регуляции внимание делят на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание отличается наличием цели и волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием и цели и волевого усилия. Но зато здесь присутствуют факторы привлечения непроизвольного внимания (сила, неожиданность, новизна раздражителя, контрастность, динамичность, отношение объекта внимания к потребностям личности). Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, полезависимость. Объем внимания – это количество объектов, одновременно охвачены вниманием. Нормальный взрослый человек охватывает вниманием от 4 до 8 объектов. Это важное для выживания свойство, особенно в условиях боя, на оживленном перекрестке и в других подобных ситуациях. Концентрация – это степень сосредоточения внимания на объекте, при одновременно отвлечении от других объектов. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В основе хорошей переключаемости лежит подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения). Распределение – способность одновременно удерживать в сфере сознания несколько объектов или деятельностей. Известны факты: Юлий Цезарь и Александр Македонский могли одновременно делать несколько дел. Устойчивость – время сосредоточения интенсивного внимания на объекте. Длительность сосредоточения является показателем умственной работоспособности. В норме взрослый человек способен удерживать произвольное внимание до 15 – 20 минут. Полезависимость – привязанность внимания к внешне наблюдаемым характеристикам объектов. На этом свойстве, а также на некоторых законах восприятия базируется явление маскировки объектов. Для многих профессий качества внимания являются профессионально–важными. Так, корректору требуется устойчивость внимания, акустику – концентрация. Водителю – объем и переключаемость внимания. Учителю – распределение (по всем ученикам в классе).
ТЕМА 4. ПАМЯТЬ
Память – когнитивный психический процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Традиционно выявляют следующие основные процессы памяти: запоминание; сохранение и забывание; воспроизведение. Современный подход процессы сохранения и забывания отдельно не выделяет, а объединяет их в единый процесс переработки информации. Виды запоминания: 1) по участию волевой регуляции: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное; 2) по уровню осмысления: осмысленное и механическое. Для повышения продуктивности запоминания используют т.н. мнемотехники – приемы эффективного запоминания (ассоциация, повторение, выделение логической структуры и др.). Объем сохраненной информации зависит от объема информации, сроков хранения, характера запоминаемого материала (форма, осмысленность, значимость). Так при запоминание совокупности несвязанных объектов через 9 часов человек теряет уже до 60% информации. А через 10 дней у него остается только 10%. Причины забывания: угасание нервных связей в силу недостаточно частого использования информации; вытеснение деструктивной информации, оказывающей разрушающее воздействие на личность; отбор функционально–значимой информации, той, что пригодится в жизни; про – и – ретроактивное торможение. Проактивное торможение – тормозящее влияние на запоминание предшествующей информации. Ретроактивное торможение – тормозящее влияние последующей информации на переработку и запоминание предшествующей информации. Воспроизведение делится на преднамеренное и непреднамеренное. Но иногда мы воспроизводим не тогда, когда надо (например, на экзамене), а позже. Это явление названо реминисценцией. Основная трудность воспроизведения состоит в феномене диссоциации состояний сознания. Дело в том, что иногда мы запоминаем на одном эмоциональном фоне, а воспроизводим на другом. В результате память дает сбой. Так, например, спортсмен, у которого все получалось на тренировках, где он не испытывал стресс, проваливается на соревнованиях. Критерии эффективности воспроизведения: скорость, точность, объем. Виды и типы памяти. По времени хранения информации выделяют следующие виды памяти: 1. Сенсорная. Функционирует на основе остаточных возбуждений в рецепторах органов чувств. Время хранения информации от 2 до 10 секунд. Особо яркие стимулы могут оставлять возбуждение и дольше. 2. Кратковременная (КП). Функционирует на основе остаточных возбуждений в коре головного мозга. Время хранения информации в КП обычно не превышает 15 – 20 минут. Объем КП равен 7±2 объекта. Высокая помехочувствительность: любой отвлекающий фактор стирает информацию из памяти. 3. Долговременная (ДП). Функционирует на основе структурных изменений в нервных клетках. Время хранения информации от нескольких часов до нескольких десятилетий (а у животных даже столетий). Объем безграничен. Измеряется объем ДП не объектами, а единицами информации (битами). Низкая помехочувствительность. Отвлекающие факторы информацию не стирают, т.к. она записана в структуре молекул нервных клеток. Производной от КП и ДП является оперативная память. Ее характеристики определяются характером решаемой задачи и близки к кратковременной. Типы памяти определяются по характеру запоминаемого материала и по преобладанию в процессе деятельности (вербальная, образная, двигательная, эмоциональная). Вербальная память – запоминание слов, текстов. Этот тип памяти преобладает у женщин, у представителей интеллектуальных профессий (преподаватели, учителя, студенты). Образная – запоминание образов (зрительная, слуховая, тактильная и др.). Лучше развита у представителей художественных профессий. Двигательная – запоминание систем движений. Лучше развита у спортсменов, рабочих. Эмоциональная память – запоминание эмоций, чувств, состояний.
ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ
Существует большое множество определений мышления как процесса.
Мышление – это: · когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового; · процесс переработки информации в соответствии с поставленной целью; · решение проблем и задач на основе имеющихся знаний; · процесс обобщенного опосредованного отражения действительности.
Классификации видов мышления. По уровню отвлеченности (а также по характеру оперируемого материала) выделяют: 1. наглядно-действенное, 2. наглядно-образное, 3. словесно-логическое; В случае наглядно-действенного мышления человек оперирует самими объектами. При наглядно-образном оперирует образами объектов, а не объектами. В случае словесно-логического мышления оперирует символами объектов (в том числе речевыми). По характеру решаемых задач выделяют: 1. теоретическое, 2. практическое. Теоретическое направлено на открытие закономерностей. А практическое – на решение практических задач. Этот вид мышления является более сложным. Т.к. в этом случае человек оперирует всем объемом опыта, решаемые задачи зачастую уникальны. При этом возможен дефицит времени, высокая ответственность за результаты деятельности. По степени развернутости процесса мышления выделяют: 1. дискурсивное, 2. интуитивное. Дискурсивное – это развернутое мышление. Все этапы которого человек осмысливает и осознает, понимает какой вывод из каких посылок сделан («Он недавно из Вест-Индии, т.к. на его обуви следы красной глины, а лицо загорелое» – Шерлок Холмс о докторе Ватсоне). Интуитивное мышление – свернутое. Есть только конечный результат, а откуда он «явился», человек не осознает. По уровню продуктивности выделяют: 1. творческое (продуктивное), 2. репродуктивное. В первом случае создается новый продукт. При репродуктивном мышлении воспроизводится уже созданное, известное. По уровню абстрагирования решаемых задач от конкретной ситуации выделяют: 1. прологическое мышление, 2. логическое мышление. Прологическое мышление привязано к реальности. Так, исследователи мышления чукотских детей в начале прошлого века сталкивались со следующей ситуацией. Ребенка спрашивают: Сегодня охотник убил 2 тюленей. Вчера 3. Сколько всего тюленей убил охотник? А из какого поселения этот охотник? – спрашивали в ответ дети. – Ведь, если он из соседнего поселения, там все ленивые. Никогда столько не убьют. (А значит и смысла задача не имеет). Логическое мышление абстрагируется от реалистичности и только оперирует понятиями, свойствами, символами, объектами.
Основные логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышления, состоящая в отражении общих и существенных свойств объекта. Суждение – утверждение чего-либо о чем-либо, приписывание объекту мышления неких качеств. Умозаключение – вывод на основе нескольких суждений. Интеллект – система мыслительных операций, посредством которых субъект перерабатывает информацию. Основные мыслительные операции: · анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных свойств), · синтез (мысленное объединение составных частей, свойств объекта в единое целое), · сравнение (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них сходства), · противопоставление (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них различий), · обобщение (мысленное объединение объектов по их существенным признакам), · конкретизация (движение мысли от общего к частному, приведение примера), · классификация (отнесение объекта к определенному классу объектов), · абстрагирование (отвлечение свойств объекта от самого объекта), · аналогия (установление подобия объектов относительно каких-либо качеств), · систематизация (упорядочивание объектов по ряду оснований, установление взаимосвязей между группами объектов). Основная проблема интеллекта – проблема НОРМЫ, определение ее границы, т.е. того количества баллов по определенному тесту, ниже которого человека уже считают олигофреном. Нормы исторически обусловлены. Т.к. уровень Интеллекта во многом определяется педагогической системой, принятой в обществе. Основные свойства мышления: Если качества мышления представить в виде шкалы, то на разных ее полюсах будут противоположные характеристики: 1. гибкость ↔ ригидность; 2. когнитивная сложность ↔когнитивная простота; 3. широта ↔ узость; 4. глубина ↔ поверхностность; 5. сообразительность ↔ инерционность (тугодумие); 6. критичность ↔ некритичность; 7. эвристичность (нестандартность) ↔ стандартность; 8. самостоятельность ↔ несамостоятельность; 9. поленезависимость ↔ полезависимость; 10. креативность ↔ стимульность (уровень интеллектуальной мотивации).
Ригидность – это недостаточная гибкость мышления неспособность изменить действие, отказаться от гипотезы, ставших неадекватными в данной ситуации. Гибкие люди быстрее находят выход в сложной ситуации, выживаемость их выше. Когнитивная сложность\простота – количество конструктов, которые человек использует для характеристики объектов и сложность их системной организации. Когнитивно-сложные люди видят больше свойств объекта, и в нужный момент могут их применить, что обеспечивает им большую эффективность в нестандартных ситуациях. Широта мышления – это способность привлечь для решения проблемы имеющиеся знания, кругозор. Глубина мышления – способность проникать в суть явления (Козьма Прутков: Зри в корень!), видеть проблему там, где другие не видят (но она есть!), поиск причин, прогнозирование. Сообразительность – скорость принятия решения, базирующаяся на подвижности нервных процессов. Критичность – способность к объективной оценке продуктов мыслительной деятельности (своих и чужих). Эвристичность – это нестереотипность, нестандартность мышления, способность видеть такие свойства вещей и их связи, которые другие не замечают. Самостоятельность – способность к самостоятельному целеполаганию, принятию ответственности за результаты, проявление инициативы, внутренние импульсы к мышлению. Полезависимость – привязанность мышления к внешне наблюдаемым, лежащим на поверхности свойствам объектов. Креативность – высшая степень интеллектаульной мотивации к мышлению, внутренние побудители, личностное переосмысление проблемы. Стимульно-активные люди включают мышление только под влиянием внешних воздействий (угроза наказания, перспективы поощрения). Промежуточным уровнем интеллектуальной мотивации является эвристический уровень интеллектуальной активности, заключающийся в том, что человек ищет свои пути решения проблемы (задачи), хотя за это он может быть не только не поощрен, а даже наказан! Но у него есть внутренняя потребность «идти своим путем». Методы развития и способы активизации мышления: брейнсторминг, синектика, организационно-деятельностные игры, групповые дискуссии, проблемный и проблемно-эвристический методы обучения).
ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – когнитивный процесс создания новых образов на основе образов восприятия и памяти. Психологический смысл воображения состоит в восполнении дефицита информации о ситуации. Воображение, в частности, лежит в основе явления экстраполяции – предвосхищения событий. Что и позволяет человеку и животным решать жизненные проблемы (спасаться, добывать пищу, избегать наказаний и ошибок и др.) Образы воображения в отличие от образов памяти, восприятия и образного мышления нереалистичны, т.е. отражают реальность только в отдельных ее аспектах и касаются объектов, не существующих в реальности (или пока не существующих). Роль воображения в структуре психической и предметной деятельности велика. В частности воображение используется в саморегуляции, психотерапии, в рекламе, в художественном и литературном творчестве и т.д.). Виды воображения По воплощению в деятельности выделяют: 1. Пассивное – образы создаются, но не воплощаются в действительности (выделяют разновидности: преднамеренное и непреднамеренное). Например, образы сновидений, галлюцинации (непреднамеренные образы), грезы и мечты (преднамеренные). Мечта – образ потребного будущего. 2. Активное – образы создаются и воплощаются в действительности Выделяют такие разновидности, как творческое и воссоздающее воображение. Воссоздающее – создание образов соответственно словесному описанию, рисунку, чертежу. Без чего людям и книги читать неинтересно (ведь представит описанные автором миры, пейзажи они не могут). Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов. Особое внимание исследователи всегда уделяли такой категории образов воображения, как образы сновидений и методологии их интерпретации. Так, Сеченов И.М. считал, что сновидения – это просто хаотичное сочетание впечатлений прожитого дня (прошлого). По З. Фрейду сновидения – это нереализованные в реальности потребности личности, вытесненные переживания и страхи. По мнению отечественных аналитиков (Касаткин В.Н.) сны отражают физиологические процессы в организме и могут быть основой диагностики болезней. Механизмы создания новых образов В основе создания образов воображения лежит аналитико-синтетическая деятельность мозга. Основные техники создания новых образов: 1. Агглютинация – синтез отдельных частей или свойств различных образов). Например: русалка, кентавр, пегас, терминатор. 2. Гиперболизация – сильное преувеличение или преуменьшение количества деталей, размеров, искажение пропорций объектов. Пример: шестирукая богиня Шива, циклоп, мальчик с пальчик. 3. Заострение – небольшое преувеличение или преуменьшение существенных деталей образа. Пример: сатира, шарж. 4. Схематизация – сглаживание различий в однотипных образах и четкое выделение сходных особенностей. Пример: смайлики, рисунки на монетах. 5. Типизация – выделение существенных особенностей различных но относящихся к одному классу образов и воплощение их в конкретном образе. Буквально это создание типа. Пример: типичные образы в атласе рас, национальностей, пород животных. 6. Аналогия – создание новых образов на основе сравнения. Примеры: вертолет по аналогии со стрекозой, метафоричные образы, аллегории.
ТЕМА 7. РЕЧЬ
Язык – это система знаков, опосредующих психическую деятельность. Языки не сводятся к вербальным. Выделяют: также язык жестов, язык танца, язык программирования, язык иконы и др. Речь – процесс использования языка в ходе общения; когнитивный процесс порождения высказывания. Основные функции речи: · в общении (коммуникация, экспрессия), · в памяти (хранение общественного опыта), · в мышлении (сигнализация, обобщение).
Виды речи По форме выделяют: · Внешняя а. письменная б. устная (диалогическая и монологическая). · Внутренняя Этапы порождения речевого высказывания 1. мысль; 2. порождение высказывания во внутренней речи (программирование; переход от плана к грамматической структуре; выбор слов по их семантическим и звуковым характеристикам); 3. произнесение (внешняя речь); 4. механическая форма существования речи; 5. восприятие речи (декодирование звуков или знаков); 6. понимание (декодирование смыслов).
Психологическое строение слова Слово состоит из внешней оболочки (звук или знак) и внутреннего строения, т.е. системы значений. Значение слова – это предметная отнесенность слова. Оно конвенционально. Значение делится на прямое (денотативное) и дополнительное (конотативное). Прямое указывает на главные свойства вещей, а дополнительное включает ассоциативные связи слова. Например. Прямым значением слова «кошка» является определение – это небольшой хищник семейства кошачьих, охотящийся на мелких грызунов. А ассоциации: мурлычет, ластится, орет «благим матом», пушистая и др. Кроме значения слово имеет и смысл. Смысл – это индивидуальное субъективное значение слова. Смысл слова выражает отношение человека к ситуации. Смысл непередаваем. Он определяется следующими факторами: · системой конотативных значений, · ситуативным контекстом, · речевым контекстом, · паралингвистическими и экстралингвистическими средствами речи (сила голоса, тембр, темп, акценты, паузы, мимика, пантомимика). Так, если два приятеля в лесу ищут источник воды и вдруг один из них закричал «нашел ключ», то его попутчик вряд ли подумает, что речь идет об инструменте. Если человек произносит комплименты сквозь зубы и со сжатыми кулаками, то вряд ли он вкладывает в них положительный смысл. Критерии понимания речи: способность к пересказу или воспроизведению текста, передача своими словами, способность к конкретизации, способность действовать адекватно полученной информации. Основные направления развития речи в онтогенезе: расширение лексики, интериоризация, переход от ситуативной речи к контекстной и развитие речевых функций от коммуникации к саморегуляции.
РАЗДЕЛ IV. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Эмоции – это состояния, отражающие отношение субъекта к значимым для него объектам. Эмоции кратковременны и динамичны. Это конкретная реакция на конкретную ситуацию. Чувства – это устойчивые состояния, выражающие глубинные отношения субъекта к различным сторонам действительности. Они устойчивы. Если человек любит, то это не на пять минут, как если бы ему рассказали анекдот. Как минимум это на пол-года (столько продолжается физиологическая фаза любви). Чувства имеют личностный характер и ближе к категории свойств. Основные функции эмоции: · Сигнальная. Это значит, что сама эмоция является сигналом (прямой, непосредственной оценкой ситуации), в чем и состоит ее психологический смысл и отличие от рациональной, опосредованной оценки ситуации. Это и есть тот самый «голос сердца». · Регуляторная. Состоит в том, что эмоции регулируют поведение. Например, команда, уступающая в классе сопернику, может победить вследствие более сильной эмоциональной мотивации. · Мотивационная. Состоит в том, что эмоции являются ядром мотивов, а именно – опредмеченных побудителей деятельности. Теории эмоции Периферическая теория эмоций Джеймса–Ланге устанавливает связь эмоций и поведения (физиологических реакций). Обыденное сознание исходит из следующей связки: Э→R. То есть сначала эмоция, а потом реакция и поведение. У бихевиористов Джеймса и Ланге эмоция является следствием реакции на внешний стимул: St →R→Э Т.е. в афористичном выражении авторов теории «не ″мы бежим, потому, что испугались″, а ″мы испугались, потому, что бежим″». Теория очень практична. Например, иногда достаточно разгневанного человека усадить в мягкое кресло, чтобы он расслабился и его гнев остыл. Очень трудно гневаться развалившись в мягком кресле!
Информационная теория П.В.Симонова устанавливает связь эмоций (их интенсивности и знака) с информацией: Э = П (Ир – Ио), где Э – эмоция, П – потребность в информации о ситуации, Ир – реальная информация, Ио – ожидаемая информация. Например студент испытывает потребность сдать экзамен на 4 (П=4). Он ожидает получить на экзамене 3 (Ио), а реально получает 5 баллов (Ир). Таким образом его эмоция вычисляется следующим образом: Э = 4 (5 – 3) = + 8. Другие ситуации: Э = 5 (3 – 4) = - 5; Э = 3 (3 – 4) = - 3; Э = 5 (4 – 3) = + 5; Э = 5 (3 – 5) = - 10; Эта теория позволяет не только объяснять возникающие эмоции, но и прогнозировать их. В этом случае под информацией понимаются средства и ресурсы для достижения цели. Например, студент знает: чтобы сдать экзамен на 5 он должен выучить все конспекты, прочитать учебник, выполнить лабораторные работы, быть в хороших отношениях с преподавателем (Ио). А у него все в минусе: конспекты есть не все, да и не все понял, учебник не читал, лабораторные работы выполнял формально, преподавателю нахамил (Ир). В результате Ио сильно превышает Ир и студент идет на экзамен со страхом. Если же все у студента «в плюсе», а требования преподавателя весьма либеральны, неужели студент испытает страх? Очевидно, что он идет на экзамен с полной уверенностью. Теория фундаментальных эмоций Кэррола Е. Изарда). По Изарду существуют всего десять фундаментальных эмоций (что соответствует количеству эмоциональных центров в ГМ), которые являются общими для человека и высших животных: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Все остальные являются производными от них. Так, в основе ревности всегда присутствует страх (потери), но к нему может примешаться любая другая фундаментальная эмоция: гнев, презрение, горе. Во всех этих случаях ревность будет иметь свои особенности. Если примешается гнев, то очевидно будет «мордобитие». Если примешается отвращение – наверно просто последует развод. Если примешается горе – не исключен суицид.
Виды эмоций. По воздействию на организм выделяют следующие эмоции: 1. Стенические, т.е. улучшающие жизнедеятельность организма. Военным врачам известно, что раны у победителей заживают быстрее. 2. Астенические, т.е. ухудшающие жизнедеятельность организма. Как говорят врачи, отчаявшимся больным, впадающим в депрессию: «Если ты объединишься с болезнью, то я не смогу тебе помочь, но если нас будет двое, мы одолеем болезнь». 3. Амбивалентные, то есть двойственные, или нейтральные (Например, состояние «люблю и ненавижу», интерес).
Формы эмоций. Одна и та же эмоция может принимать разные формы: · эмоциональный тон, · настроение, · аффект. Эмоциональный тон имеет предметный характер. То есть, человек не осознает, что это его эмоция и приписывает свое отношение, оценку свойствам предмета. Например, «скучная книга», «неприятный человек». Настроение уже имеет личностный характер. Человек его осознает. Настроение сильно влияет на протекание когнитивных процессов. Так, при плохом настроении, люди чаще вспоминают о неудачах, меньше верят в будущие успехи, в людях с которыми они в данный момент общаются видят больше недостатков. Аффект – быстро и бурно протекающая эмоция сопровождающаяся нарушением волевой регуляции и сужением сознания.
Стресс Зачастую выделяют к эмоциям причисляют стресс. Но это не столько эмоция, сколько целостное функциональное состояние всего организма. Автор термина «стресс» Ганс Селье понимал под стрессом общий адаптационный синдром организма, возникающий в ответ на воздействие стрессогенных факторов. Психологически смысл стресса, по мнению Селье состоит в мобилизации ресурсов организма в экстремальной ситуации. Стрессоры делятся на физиологические (опасность, чрезмерно высокие или низкие температуры и др. экстремальные факторы среды) и психологические (риск, новизна деятельности, ответственность, дефицит времени). Фазы стресса: мобилизация, адаптация, дистресс. Стресс в его исходном понимании (по Г.Селье) явление положительное. Находясь в состоянии стресса человек способен реализовать сверхсложные цели, которые не могут быть достигнуты в другом состоянии. Но ресурсы организма и психики, если стрессор не исчез, быстро заканчиваются и наступает та самая негативная фаза, с которой и связывают стресс обыватели – фаза угнетения (или дистресс). На Рис. 5. представлены фазы стресса. Рис.5. Фазы стресса
Люди отличаются друг от друга как по реакции на стрессовую ситуацию, так и своей предрасположенностью к стрессам. По типу реагирования выделяют возбудимый и тормозной типы. Возбудимый тип – реакция льва. Реагируют повышением активности. Запредельные формы реакции проявляются в суетливости, частой смене решений, перепроверке своих действий, беспорядочным начатием на органы управления технической системы. Тормозной тип – реакция кролика. Типичны вялые движения, прикованность внимания к одной точке. В критической ситуации проявляют бездействие. По предрасположенности к стрессам людей делят на тип А и тип Б. Личности, относящиеся к типу А часто испытывают стрессы, отличаются целеустремленностью, стремлением к победе, агрессивностью. Представители типа Б редко испытывают стрессы, доброжелательны, расслаблены, не стремятся первенствовать. Высшие чувства – социальные чувства, содержание которых определяется уровнем личностного развития. Выделяют разновидности: · практические (выражающие отношение к деятельности, например, удовлетворенность процессом и результатом), · эстетические («гармонично», «прекрасно», «возвышенно»), · моральные («аморально», «чувство долга»), · интеллектуальные («Эврика! Нашел!», «Инсайт»).
ТЕМА 2. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Воля – регулирующая сторона сознания, заключающаяся в способности совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей. Все действия по волевой регуляции делятся на следующие виды: 1. произвольные 2. непроизвольные 3. послепроизвольные Произвольные действия характеризуются наличием цели, плана действий и волевым усилием (т.е. преодоленной трудностью: внешнего препятствия или внутренних барьеров, лени). Непроизвольные действия – это действия, не имеющие осознанной цели, плана и преодоленных трудностей. Мотивы своего поведения человек объяснить не в состоянии. Послепроизвольные действия характеризуются наличием цели, но отсутствием волевого усилия (вследствие отсутствия трдностей). Структура волевого акта 1. Постановка цели и появление стремления к ее достижению. 2. Выбор средств для достижения цели. 3. Борьба мотивов и принятие решения действовать. Борьба мотивов, протекает в мотивационной сфере личности. Поэтому, чем более она иерархизована, тем быстрее человек принимает решение. 4. Реализация действия. Факторы, определяющие эффективность волевых усилий: уровень активации, «обязательность» инструкции, включенность в коллективную деятельность, возраст и т.д. Волевые типы личностей (на основании так называемого локуса контроля действия): 1. Экстернал. Отличается внешним локусом контроля действия. То есть в том, что с ним случается винит других людей, судьбу, ситуацию, но только не себя. Поэтому он в меньшей степени способен влиять на ситуацию, менее волевой, менее эффективен, более зависим. 2. Интернал. Отличается внутренним локусом контроля действия. То есть причину удач или неудач видит в себе. Поэтому он волевой, способен влиять на ситуацию, он более эффективен, независим, берет на себя ответственность. Основной принцип развития волевых качеств личности состоит в формировании опыта волевого поведения. А для этого трудности должны быть посильными. Иначе сформируется состояние выученной беспомощности, апатия, слабоволие.
РАЗДЕЛ V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – своеобразие динамики психических процессов и поведения. Это в большей мере наследуемая характеристика. Во вторую очередь – врожденное и, меньшей степени – приобретенное свойство. Наиболее популярна классификация типов темперамента Галена- Гиппократа (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), предложенная во II веке до н.э. Однако, научная база, подводимая Гиппократом имеет только эвристическую ценность и не отвечает современному уровню знаний. Основные характеристики темпераментов по Галену-Гиппократу: · Холерик (желчь) – резкий, раздражительный, экспрессивный; · Сангвиник (кровь) – общительный, непосредственный, необидчивый; · Флегматик (слизь) – невозмутим, работоспособен, спокоен; · Меланхолик (черная желчь) – болезненно чувствителен, внешне спокоен или уныл. Как это доказал И.П. Павлов, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (ВНД), выводимый из сочетания основных свойств нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов определяет способность нервных клеток (центров) переносить либо длительное, либо интенсивное возбуждение или торможение. Сильная нервная система – работоспособная, слабая – чувствительная. Уравновешенность нервных процессов определяется соотношением процессов возбуждения и торможения (процессы м.б. сбалансированы или несбалансированны – т.е. может преобладать возбуждение или торможение). Подвижность нервных процессов – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (нервная система по этому показателю м.б. или подвижной или инертной). Подвижность нервных процессов означает, что процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Инертность означает, по житейски говоря, что человек часто «зацикливается». Павлов И.П. выделил следующие типы ВНД: 1. Сильный, неуравновешенный → соответствует холерику 2. Сильный, уравновешенный, подвижный → соответствует сангвинику 3. Сильный, уравновешенный, инертный → соответствует флегматику 4. Слабый → соответствует меланхолику
Конституциональные теории (С. Кречмера и В. Шелдона) выводят тип темперамента (шизотимик, иксотимик, циклотимик) из типа телосложения (астеник, атлет, п и кник). Для шизотимика характерна парадоксальность мышления, эмоций и поведения; склонность к абстракциям; сочетанием внешней эмоциональной холодности и внутренней чувствительностью. Иксотимик характеризуется спокойной невозмутимостью, инертностью мышления. Циклотимик – цикличностью эмоциональной жизни (сменой настроений), доброжелательностью, реалистичностью. На практике более применимы подходы, позволяющие диагностировать отдельные показатели темперамента. Например, шкалы темперамента Л.Тэрстона (активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социабельность, рефлексивность) используются при профотборе, выявляя соответствие наследуемых динамических характеристик психики требованиям деятельности.
ТЕМА 2. ХАРАКТЕР Определяя понятие характер, следует выделить три основных момента: 1) характер – это индивидуальное своеобразие устойчивых психических особенностей человека; 2) данные особенности обуславливают типичные способы поведения человека в ходе общения и деятельности; 3) в этих способах выражается отношение человека к различным сторонам действительности. Характер базируется на таких особенностях психики, как темперамент, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это развиваемая характеристика. Характер формируется в процессе общения и деятельности. Основные понятия теории характера: черты характера, симптомокомплексы и акцентуации черт характера. Выделение отдельных черт характера – традиционный подход к характеристике человека, особенностей его поведения. Классификация черт характера: · черты, выражающие отношение к деятельности (например: исполнительность, добросовестность, дисциплинированность); · черты, выражающие отношение к другим людям (например: дружелюбие, коллективизм, чуткость, альтруизм); · черты, выражающие отношение к себе (например: гордость, самоуважение, самолюбие); · черты, выражающие отношение к вещам (например: бережливость, небрежность, скупость). Наиболее ярко выраженные черты характера называются акцентуациями. Именно акцентуации черт характера, то есть самые яркие черты, наиболее информативны. Кроме того, черты характера образуют устойчивые взаимосвязи (симптомокомплексы черт), в основе которых лежат глубинные отношения личности. Современные классификации типов характера построены на выделении акцентуированной черты и связанного с ней симптомокомплекса. Одна из самых популярных типологий – MMPI (Миннесотский личностный опросник). Здесь выделяются следующие типы характеров: 1. Ипохондрик. Акцентуация: чрезмерно озабочен своим здоровьем. Симптомокомплекс: консервативен, пассивен, с трудом адаптируется к новому. 2. Истероид. Акцентуация: стремление быть в центре внимания. Симптомокомплекс: невротические реакции типа «Ухода в болезнь» манерность, жеманность, внушаемость, эмпатичность. 3. Психопат. Акцентуация: социально дезадаптирован. Варианты дезадаптации: агрессивный психопат, конфликтный психопат, обидчивый психопат, циничный психопат и другие. Симптомокомплекс: ригидные личностные установки, эгоизм и др. 4. Шизоид. Акцентуация: парадоксальность психической жизни: мышления, эмоций и поведения. Симптомокомплекс: сочетание высокой чувствительности и внешней эмоциональной холодности. Богатое воображение. 5. Психастеник. Акцентуация: ранимость, чувствительность. Симптомокомплекс: нерешительность, неверие в свои силы, преувеличение опасностей (возможные неудачи пугают их больше реальных), трудности привыкания к новому. 6. Паранояльный тип. Акцентуация: одержим свехценной идеей, т.е. «идеей фикс»). Симптомокомплекс: эгоизм, самомнение, узость интересов, нетерпимость к критике, не боится единоборства с более сильным соперником. 7. Депрессивный тип. Акцентуация: тревожен, мнителен. Симптомокомплекс: низкая самооценка, застенчивость, сензитивность (чувствителен к социальным намекам, отношению), добросовестен, склонен к колебаниям при принятии решений. 8. Гипоманиакальный тип. Акцентуация: активный, жизнерадостный. Симптомокомплекс: любопытен, энергичен, высокое самомнение, предприимчив, тянется ко всему новому, не терпит стеснения свободы. 9. Маскулинный (мужественный) или фемининный (женственный) тип. Причем, имеется в виду не внешняя мужественность или женственность, а степень привязанности к своей половой роли. Акцентуация определяется как очень тесная привязанность к своей половой роли, или, наоборот, свобода от половых стереотипов. Примеры акцентуаций: 1) Мужественный мужчина. Акцентуация: мужская роль, мужское поведение для него приоритетны. Симптомокомплекс: решителен, смел, немногословен, агрессивен и др. 2) Женственный мужчина. Акцентуация: мужская роль для него незначима. Симптомокомплекс: мягкие, аристократичные манеры, чувствительность, эмоциональность, общительность, широта и утонченность интересов, склонность к самоанализу, хорошо ладит с людьми, особенно с женщинами. 3) Мужественная женщина. Акцентуация: непривязанность к женской модели поведения. Симптомокомплекс: решительность, смелость, склонность к риску, несентиментальность, недостаточно женственные манеры. Хорошо понимают мужчин. Хорошо приспособлены к руководящим должностям. Внешне, при этом могут быть очень привлекательны (эдакие «Никиты», «Умы Турман», «Дженифер Лопес»). 4) Женственная женщина. Акцентуация: полная идентификация с половой ролью. Симптомокомплекс: сентиментальны, эмоциональны, несамостоятельны, чрезмерно озабочены внешностью и др. Испытывают проблемы в общении с представителями противоположного пола.
ТЕМА 3. СПОСОБНОСТИ
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Способности формируются, развиваются и обнаруживаются в деятельности. Причем, любая деятельность исторична. В XXI веке одной из самых востребованных профессий является профессия программиста. Хотя еще лет сто назад не было никаких оснований судить о способностях к программированию. Задатки – врожденные анатомо-физиологические предпосылки способностей, включающие особенности протекания нервных процессов, особенности анализаторов, особенности строения тела (анатомии и физиологии). Проблема врожденного, наследуемого и приобретенного в способностях до сих пор остается дискуссионной. Классификации способностей: По характеру продукта деятельности: 1. Творческие (способность создавать что-то новое). Например, написать песню, нарисовать картину. 2. Репродуктивные (способность точно воспроизвести уже созданное). Например, спеть песню, написать репродукцию известной картины. По направленности: 1. Общие (способность к усвоению знаний, умений и навыков). Т.е. способность учиться вообще, затрачивая при этом минимальные усилия. 2. Специальные (способность к конкретной деятельности). Например, в группу способностей к деятельности маркетолога можно включить: способность к анализу, коммуникабельность, энергичность, высокий уровень притязаний и др. Способности к бухгалтерской деятельности включают: устойчивость внимания, умственная работоспособность, усидчивость, ответственность, добросовестность и др. Уровни способностей: 1. Одаренность (способность к быстрому освоению деятельности и, эффективной ее реализации, не требующей больших затрат психической энергии). Это показатель умственных возможностей и общего уровня реализации деятельности. 2. Талант (способность к самостоятельной, оригинальной реализации деятельности). 3. Гениальность (высшая степень творческого проявления личности в деятельности, характеризующаяся высокой значимостью результатов деятельности для последующих поколений). Способности тесно связаны с такими личностными структурами, как образ Я, характер, мотивационно-потребностная сфера. А также с когнитивными процессами и эмоционально-волевой сферой личности. В частности важнейшим компонентом способностей к любой деятельности будет желание ею заниматься (мотивация). Способности проявляются в интересах и склонностях личности. Интерес характеризует стремление к информации о деятельности, роде занятий, реальности. Человек много читает, собирает материал по соответствующей тематике, коллекционирует соответствующие объекты. Склонность характеризует стремление именно заниматься данной деятельностью. Человек обычно склонен тратить свое время и силы на занятие тем, что доставляет ему удовольствие. А удовольствие ему доставляет то, что у него получается. Таким образом, по склонностям можно судить о способностях. Современный подход к способностям предполагает опору на системную методологию. Это значит, что Способность понимается как системное качество личности, приобретаемое ею во взаимодействии с конкретной деятельностью. В этом случае выделяют: 1. Мотивационный компонент способностей (желание заниматься этой деятельностью); 2. Способности к каждому конкретному компоненту деятельности (к анализу ситуации, к диагностике ситуации, к коммуникации с клиентом, к программированию деятельности и организации работы коллектива); 3. Владение информационной основой деятельности, сформированность оценочных эталонов; 4. Профессионально-важные качества субъекта деятельности, необходимые для успешной реализации всех компонентов деятельности (аналитичность мышления, способность к мысленному синтезу, потребность и способность к общению, стрессоустойчивость, энергичность и др.). Творческие способности. Личностные компоненты творческих способностей включают такие особенности творческой личности: высокий уровень притязаний, вера в свои силы, мотивация творчества, нонконформизм, свобода от культурных влияний (стереотипов, эталонов оценки) и др. Когнитивные компоненты творческих способностей – это особенности памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи, выражающиеся в таких качествах, как эвристичность, гибкость, интеллектуальная активность, когнитивная сложность или простота, креативность, целенаправленность. Эмоционально-волевые компоненты: целеустремленность, настойчивость, эмоциональная развитость, чуткость к внешним оценкам, эмпатия и др. РАЗДЕЛ VI. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности. Выделяют три аспекта[5] общения: 1. Перцептивный (аспект межличностного восприятия); 2. Информационный (обмен информацией); 3. Интерактивный (аспект влияния, воздействия на партнера, взаимодействия).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |