Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические методы




Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

 

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебном учреждении, но и за его пределами (например, измерения на местности). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

 

ТЕМА 4. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков – кульминационный момент обучения, эмоционально насыщенный этап, порождающий конфликты и обиды, барьеры обучения, побуждающий к дальнейшим достижениям или снижающий мотивацию учения. Чтобы этот процесс «не ломал, а строил», необходимо придерживаться основных педагогических требований.

Педагогические требования, предъявляемые к проверке:

1. систематичность

2. всесторонность

3. объективность

4. индивидуальность в сочетании с коллективностью (каждого и всех)

5. дифференцированность

Методы проверки:

1. повседневное наблюдение за учебной работой

2. устный опрос

3. выставление поурочного балла

4. контрольная работа

5. проверка домашних работ

6. программированный контроль

 

Формы оценки: эмоциональное отношение, оценочное суждение, отметка (фиксируется в документах).

 

Критерии оценки:

5 баллов, «отлично»: усвоен весь объем материала, выделяются главные положения, знания применяются на практике, отсутствие ошибок, легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

 

4 балла, «хорошо»: знает материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет знания на практике, не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью наводящих вопросов учителя, делает незначительные ошибки.

 

3 балла, «удовлетворительно»: основной материал усвоен, затруднения при самостоятельном воспроизведении, в основном воспроизводит, испытывает трудности при ответе на видоизмененные вопросы, допускает ошибки.

 

2 балла, «неудовлетворительно»: отдельные представления об изучаемом материале, большая часть его не усвоена, грубые ошибки.

 

1 балл: полное незнание материала.

 

ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание – целенаправленная система управления процессом формирования личности. Традиционная цель воспитания – формирование гармонично развитой личности. Что предполагает следующие направления: нравственное, этическое, половое, семейное, эстетическое, трудовое, профессиональное, патриотическое, политическое.

Факторы воспитания и развития: 1) биологические (наследственность, физиологическое созревание); 2) общение (с родителями, со сверстниками, с учителями, значимыми взрослыми); 3) деятельность (предметно-манипулятивная, игра, учение, труд); 4) социум (семья, класс, учебная группа, трудовой коллектив, команда, нация); 5) средства массовой информации.

Принципы воспитания: идейности (или, наоборот, деидеологизация воспитания), систематичности, индивидуализации (учет возрастных, половых, национальных и индивидуальных особенностей), целостности (т.е. всестороннее воспитание), активности (т.е. в труде, деятельности), принцип воспитания через коллектив, принцип уважения и требовательности, принцип самостоятельности (активизация самовоспитания).

Методы воспитания: Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример. Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.

Педагогическое общение. Основные гуманистические принципы педагогического общения:

Положительная оценка личности и группы (отделять «хорошего человека» от его «плохих поступков»);

Педагогический оптимизм (вера в успех);

Опора на положительные качества личности (интересы, черты характера, амбиции…);

Передать воспитаннику ответственность за его жизнь (не брать на себя ответственность), при этом, разъяснять – какое поведение эффективно, какое – неэффективно, а какое – неприемлемо. Не навязывать свою точку зрения.

Удовлетворять в общении основные потребности воспитанника: в уважении, признании, безопасности, в неформальном общении (общение без «масок», искренность;

Выступать для воспитанника в качестве источника опыта, взрослого друга;

Оценивать природу и механизм психических затруднений воспитанника;

Помогать в постановке целей как личности так и группы;

Быть активным участником группового взаимодействия, принимать эмоциональный настрой группы, учитывать его в работе с группой, открыто выражать группе свои чувства;

Стремиться к эмпатии с каждым воспитанником;

Изучить самого себя.

 

ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ

 

Содержание и структура воспитания определяется запросами практики, уровнем развития общества и уровнем развития теории воспитания. Т.е. имеет конкретно-исторический характер.

Воспитание осуществляется за счет освоение социального опыта в процессе общения (например, со старшим поколением), деятельности и вовлечения в общественные отношения.

В широком смысле воспитание – это создание условий для всестороннего развития личности.

Результатом воспитания являются: уровень социальной компетентности, приобщение к культуре, формирование мировоззрения, норм поведения в обществе, развитие самосознания (в том числе гражданского самосознания, профессиональной направленности и др.).

Т.о. содержание воспитания – это совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Структура воспитания включает в себясовокупность всех сторон (направлений) развития личности, которые отражены в видах воспитания.

 

Виды и типы воспитания

Виды и типы воспитания определяются общественно-историческими и конкретно-историческими условиями педагогического процесса.

По характеру (или форме) выделяют следующие типы воспитания:

1. Конфессиональное (религиозное) воспитание (в духе веры). В некоторых современных обществах (государствах, общинах, сектах) все еще преобладает данная направленность воспитания.

2. Авторитарное воспитание (в духе преданности кому-либо: вождю, царю, духовному наставнику).

3. Демократическое воспитание (в духе равенства людей перед законом и государством). Этот тип воспитания, например, является основой американского общества.

4. Идейно-политическое воспитание (в духе идеи). Этот тип воспитания преобладал в СССР.

 

По содержанию (развиваемых сторон личности) выделяют следующие виды воспитания:

1. Нравственное воспитание (воспитание совести, нравственной воли, норм поведение в обществе = этикета).

2. Эстетическое воспитание. Это формирование творческой личности, способной ценить прекрасное.

3. Экономическое воспитание (формирование экономического сознания).

4. Гражданское воспитание активного члена общества, способного включиться в политическую жизнь общества и делать это правовыми методами. Другими словами это целенаправленная политическая социализация.

5. Интернациональное воспитание (в духе уважения и признания равенства наций).

6. Патриотическое воспитание (в духе любви к Родине, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.).

7. Правовое воспитание (в духе уважения к закону; формирование правовой грамотности и культуры).

8. Экологическое воспитание (в духе бережного отношения к природе, среде обитания).

9. Семейное воспитание (предполагает подготовку сознания к формированию семьи определенного, затребованного обществом типа). Так, в мусульманских странах распространены гаремы, в некоторых африканских общинах – матриархальные семьи, в современной Европе узаконены однополые браки, в России не редкость – гражданские браки и т.д.

10. Умственное воспитание (культуры мышления и общения, в духе научно-познавательного отношения к реальности).

11. Физическое воспитание – предполагает привитие потребности в укреплении здоровья, в физическом развитии, Формирование физической культуры (занятия спортом, физкультурой, здоровый образ жизни и др.)

Педагогические условия успешного воспитания:

Опора на интересы и сильные стороны, положительные качества воспитанника, ело личностный потенциал (Народная мудрость гласит «предположить порок – значит создать его»).

Сочетание уважения к личности с высокой требовательностью.

Атмосфера доверия и доброжелательности.

Педагогический такт.

Раскрытие перспектив роста.

Помогать добиваться «радости успеха». Создавать ситуации, ведущие к успеху.

Единство и согласованность усилий семьи, школы (трудового коллектива), общественных организаций и институтов социализации (в частности – литературы, искусства, СМИ).

ТЕМА 7. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Под методом воспитания понимается совокупность средств и способов формирования у личности и коллектива требуемых качеств.

 

Методы воспитания делятся следующим образом:

1. Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения:

приучение,

упражнение,

пример.

2. Методы воздействия на сознание:

убеждение,

разъяснение,

внушение.

3. Методы стимуляции:

педагогическое требование,

поощрение,

наказание,

оценка,

соревнование.

Приучение направлено на формирование новых социализированных форм поведения (Например, приучение малыша «к горшку», к чистке зубов…; развитие других гигиенических навыков; к порядку…).

Упражнение направлено на закрепление приобретенных навыков и в итоге на формирование требуемых обществом навыков и привычек. Например, упражнение с целью развития навыков поведения в обществе, навыков общения с незнакомыми и подозрительными людьми. Упражнение с целью развития силы, выносливости и воли.

Пример. Одним из механизмов социализации является подражание. Так, младенцы, подражая взрослым, осваивают самостоятельное питание посредством ложки, гигиенические навыки. Ученик, подражая учителю, осваивает технику пения и др. Основными условиями эффективности этого метода является четкость и многократность показа.

Убеждениеаргументированное воздействие на сферу сознания, при повышенной критичности убеждаемого. Виды аргументов: факты, ожидания, потребности. Целью убеждения является изменение взглядов

Факторы убеждения: а) учет ситуации, б) доверие к убеждающему, в) учет индивидуальных особенностей и убеждаемости личности, г) характер содержания (в частности – соответствие ценностям убеждаемого).

Внушение – преимущественно неаргументированное эмоционально-волевое воздействие, предполагающее неосознанное или некритичное восприятие информации личностью.

Виды внушения: Прямое и косвенное (скрытое). Контактное и дистантное.

Факторы внушения:

· Внушаемость личности (в частности, наиболее внушаемы ослабленные и молодые; женщины; тревожные, с низкой самооценкой, эмпатичные, ригидные, конформные),

· Отношение к личности – объекту внушения (должно быть доброжелательным и демонстрировать психологическое превосходство и веру в содержание воздействия).

· Авторитет педагога (д. обеспечивать кредит доверия)

· Форма внушения (эмоциональность, ритмика, использование лозунгов, поэзии…).

Разъяснение – способ педагогического воздействия, заключающийся в сообщении воспитуемому информации, способствующей лучшему пониманию воспитанником предмета обсуждения.

Педагогическое требование представляет собой синтез речевого стимула и ожидания педагога относительно поведения воспитуемого. Это своего рода вербализованные в безальтернативной форме ожидания.

Эффективность требований определяется следующими факторами:

1. четкость формулировок

2. конкретность (типа: «сдать рефераты не позднее 23.04.2004г.» и др.)

3. жесткость

4. соответствие формальным нормам

5. соответствие возможностям воспитанника

6. соответствие (или – не противоречие) интересам воспитанника

7. соответствие ситуации, динамично меняющейся реальности

8. авторитет педагога

Виды требований:

По соответствию нормам (возможностям):

· Адекватные

· Завышенные

· Заниженные

По стилю:

Мягкие

Жесткие

Принципиальные

По характеру:

Односторонние (не д.б. «двойной морали»: когда педагог требует от одних и попустительствует другим; или сам не соответствует; или требует не во всех ситуациях)

Всесторонние

Оценка как метод воспитания – это определение степени соответствия поведения воспитанника принятым в обществе нормам поведения.

Формы оценки:

· Эмоциональное отношение.

· Оценочное суждение (выражающее словесное поощрение или порицание).

· Официальная оценка (фиксируется в документах): отметка за поведение, характеристика личности и др.

Требования к оценке: объективность, справедливость, понятность, четкость и единство критериев, выполнять функцию побуждения к развитию, всесторонность, дифференцированность, систематичность, индивидуализация.

Поощрение – метод внешнего положительного стимулирования, целью которого является побуждение воспитанника к общественно-ориентированной, творческой деятельности и поведению.

Рекомендации к поощрению:

1. Поощрять не только «лучших», но и просто «хороших». Так, если поощрять только отличников, то хорошисты могут скатиться на тройки, а отличники могут стать «изгоями» (отвергаемыми) в классе.

2. Поощрение должно быть своевременным.

3. Справедливость.

4. Поощрение должно быть соразмерным относительно достижений личности.

5. Поощрение должно осуществляться с помощью коллектива, т.е. публично. Гласность («Народ должен знать своих героев»).

6. Разнообразить поощрение.

7. Возрастание значимости вида поощрения

8. Торжественность ритуала поощрения.

 

Наказание – метод внешнего отрицательного стимулирования, целью которого является приостановление (коррекция) вредной, безнравственной (т.е. общественно-неприемлемой) деятельности или поведения воспитанника.

Рекомендации к наказанию:

1. Отделять личность от проступка.

2. Личность всегда оценивать положительно.

3. Комплименты достоинствам.

4. Наказывать за конкретные проступки (а не «вообще» за все сразу).

5. Не наказывать за собственные недоработки.

6. Наказывать индивидуально (Не устраивать «публичной порки»).

7. Дать возможность объяснить причины проступка.

8. Иногда оставлять без наказания.

9. Наказание должно быть конкретным, четко формулироваться (не оставлять возможности для предположений и субъективного толкования).

10. Не наказывать коллектив.

11. Не наказывать одних и тех же («Козлов отпущения»).

12. Верить и высказывать веру в исправление.

Соревнование. Это такая организация внутригрупповой или межгрупповой деятельности, которая побуждает воспитанников к достижению наивысших результатов по сравнению с соперником (стремление к выигрышу).

Требования к организации соревнования:

· Должно не разобщать соперников, а сплачивать их.

· Достижения соревнующихся должны оцениваться справедливо. Выполняются и другие требования к оценке.

· Способствовать развитию и личностному росту каждого участника и коллектива в целом.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982.

2. Андреева Г.Н. Социальная психология. Москва: МГУ, 1988.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2000.

4. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.

5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Бахрах – М, 2003. – 271 с.

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999.

7. Куницына В. Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. М.: Просвещение, 1995.

10. Основы психодиагностики: Учеб. пособие / Под общей редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

11. Основы психологии: Практикум \ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко, Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, - 704 с.

12. Психология и педагогика: учебное пособие \ Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство Центр, 1997.

13. Психология: учебник \ Под редакцией А.А.Крылова. М.: Проспект, 1999.

14. Психология: учебник \ Под редакцией В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.


[1] Джон Дюссей, последователь Э.Берна.

[2] К.Р.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. 1994. С.74.

[3] В.Франкл, Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, стр.27.

[4] Автомобиль – это роскошь или средство передвижения?

[5] Аспект – сторона объекта исследдования

[6] по мнению американского психолога Морено максимальный объем малой группы – 40 человек




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.