КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: предмет и метод экономической науки
Конспект по ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Преподаватель: Волков Феликс Михайлович
I. Необходимость изучения ЭН. II. Предмет ЭН. III. Функции ЭН. IV. Метод ЭН. V. ЭН и управление. VI. Основные эконом школы.
I. Необходимость изучения: 1. Знания нужны каждому человеку, чтобы решать свои жизненные вопросы. (Идёте на рынок: цена, спрос и т.д.) 2. Общегражданская причина: чтобы полнее реализовать свои права и обязанности. 3. Профессиональная причина: экономика -- основа управленческой деятельности, также объект управления. 4. место ЭН в иерархии наук (высочайшее признание ЭН в мировой науке). 5. Международная традиция (Международный стандарт требует: Александр I в 1804 г.) 6. Наука интересная.
II. Предмет ЭН. Ксенофонт "Домострой" -- первое упоминание "Экономии". Антуан деМонкретьен: в 1615 г. написал "рассказ о политической экономии, посвященный молодому королю Людовику XIII и его матери Марии Медичи".
Предмет изучения: Экономика в реальной действительности, сущность эконом жизни об-ва. Взгляды разных школ на ОСНОВУ экономики: Ксенофонт: домашнее хоз-во. Меркантилисты: внешняя торговля, ограбление колоний. Адам Смит: "Наука о природе и причинах богатства народа" -- труд. Рикардо: "Наука о распределении богатства" -- кто и почему мт претендовать на богатство. Марксизм: чб построить коммунизм, нужно ликвидировать эконом основу капитализма; "Наука о производственных отношениях". Немецкая историческая школа: "Наука о народном хоз-ве". Австрийская школа: марженолизм, субъективные оценки людьми эконом процессов, предельные возможности, затраты, издержки. Неоклассическая школа: попытка синтеза всех направлений, "Наука о повседневной деловой хозяйственной жизни людей, в ходе к-ой они осуществляют выбор вариантов использования ресурсов"; как максимально удовлетворить потребности людей при условии ограниченных эконом ресурсов, "Наука о выборе наиболее рационального использования ресурсов". Неоклассический синтез: взять всё лучшее, что найдено различными эконом школами с целью получения самого общего представления.
Предмет ЭН: создать представление о сущности экономики, чтобы заставить экономику служить об-ву.
III. Функции ЭН: 1. Познавательная (позитивная) -- формирует научные знания о развитии и функционировании экономики. 2. Практическая (прагматическая или нормативная) -- как должна функционировать экономика, вырабатывать решения, к-ые позволят привести экономику к желаемому результату. 3. Прогностическая -- что ждёт в будущем. 4. Методологическая -- даёт методологию для всех конкретных ЭН, для др ЭН; показывает, с чего начинать исследования, какого результата ожидать; что в какой последовательности делать, чтобы прийти к желаемому результату. 5. общегражданская -- помогает на индивидуальном уровне найти наиболее оптимальные решения в той или иной конкретной ситуации; как решать эконом вопросы с учётом интересов др людей. 6. Критическая -- ЭН позволяет выяснять недостатки текущего состояния экономики, внести коррективы. 7. Творческая -- наука не должна стоять на месте.
IV. Метод ЭН. 1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.); 2. Фиксировать (записывать) эконом явления; 3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам); 4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части. 5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности. 6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара); 7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости; 8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).
Эконом подход должен быть системным. Активное использование математических способов обработки данных (мат схемы, мат модели).
ЭН предполагает составление гипотез, к-ые проверяются на практике.
V. Наука и управление. Управление считается одной из конкретных ЭН. Рассмотреть по порядку все функции ЭН и показать их важность для управленца. ЭН -- один из научн базисов управления, без знания к-ой нельзя быть управленцем. Нужна во всех функциях. Нужна прагматич сторона ЭН: решения должны быть научно обоснованными.
1. Экономика -- объект управления. Чтобы принимать правильные решения, надо знать объект. 2. Экономика даёт методы воплощения в жизнь эконом решений (эконом регулирования). 3. Экономика -- критерий правильности решений (показатель, барометр). 4. Экономика -- источник средств, на к-ые сущ-вует управление. 5. Экономика требует совершенствования управления, заставляет управление обновляться.
VI. Основные Эконом школы. История эконом науки. В XI в. возникает каноническая школа; руководитель -- монах Грациан (продолжатель -- Фома Аквинский): объединяются аристотельские представления об экономике с библейскими положениями. С появлением капитализма возникает меркантелизм. Источник богатства -- внешняя торговля. Физеократы (Гиней и Тюрго) -- источник богатства в сельском хоз-ве. Классическая английская школа (Питте, Адам Смит, Рикардо). Затем много течений: Школа спроса и предложения, Школа полезности (Галиани), Школа факторов пр-ва. Возникновение Марксизма. Немецкая историческая школа (Лист, депран): источник богатства -- народное хоз-во. Соц школы: основа экономики -- правовые институты. Математико-экономическое направление. Австрийская школа: марженализм, школа предельных величин. Неоклассика (Маршал). Институцианолизм (Митчел, Брайн). XX в. -- появление Кейнсианства: в предмет ЭН вводится гос-во.
Тема 2. Экономика; её сущность и основы. 1. Сущность и структура экономики. 2. Сферы экономической жизни. 3. Экономические системы. 4. Потребности и ресурсы в экономике. 5. Выбор и ожидания в экономике. 6. Экономические программы развития. 7. Принципы экономического мышления и поведения.
I. Сущность и структура экономики. Экономика -- особая сфера жизни общ-ва, к-ая обеспечивает общество и всех его членов необходимыми для его существования и развития материальными благами и услугами. Экономика на входе имеет ресурсы, а на выходе материальные блага и услуги, обеспечивающие жизнедеятельность общ-ва. Экономика обеспечивает трансформацию ресурсов в мат блага и услуги. Экономика должна постоянно функционировать, идти вперёд, т.е. все элементы экономики должны действовать и развиваться. Структура элементов экономики: 1. ЛЮДИ -- главная производительная сила экономики. Выступают в двух качествах: а) потребители; б) производители. 2. Экономические (хозяйственные) объединения людей. Бывают двух основных видов: а) как потребители -- домохозяйства (основа домохозяйства -- семья). Домохозяйство -- объединение людей с целью совместного проживания, ведения хоз-ва, удовлетворения потребностей. В США -- около 65 мнд., в России -- около 50 млн. В среднем ч-к живёт около 70-и лет, т.е. 25,5 тыс. дней. из которых: 9000 дней трудятся; 8000 -- спят; 1500 -- едят; 1000 -- отдыхают; 1000 дней проводят в транспорте. б) как производителей. Основная хоз единица -- фирма (юридическое лицо). В США -- около более 22 млн. +- 70000; в России -- около 3.3 млн. 3. Экономические процессы -- однородные эконом действия, к-ые обеспечивают решение эконом задач (процее страхования, кредитования, торговли, обмена и тд). 4. Экономические методы -- инструменты, позволяющие субъектам экономической деятельности обеспечивать экономические процессы (инструменты кредитования, конкуренции, эконом методы подавления эконом противников и тд). 5. Экономические (производственные) отношения -- взаимное воздействие (связи, линии взаимодействия) субъектов экономического процесса друг на друга. Структура эконом отношений: а) субъект; б) объект; в) содержание (характер) экономических отношений (сотрудничество, конкуренции, поддержки и заботы, гнёта и притеснения и тд) Виды эконом отношений: временные (рабовладение); различные по уровню (макроэкономика, микроэкономика) и тд. 6. Экономические законы -- те объективно существующие закономерности, к-ые заставляют экономику функционировать именно так а не иначе (обуславливают экономические процессы) -- закон стоимости, спроса и предложения и др. 7. Эконом институты -- формы, методы орг-ции, к-ые структурируют действие людей,определяю порядок поведения людей, упорядочивая эконом жизнь и делая её предсказуемой. Виды эконом институтов: а) организации (минестерства, деканат); б) формы (законы, приказы и, указы, графики проч.). Институты делятся на формальные (определённые сверху: президентом, парламентом, деканом) и неформальные (традиции, обычаи).
Все вышеперечисленные элементы в совокупности дают представление об экономике. Схема: Отдельные люди вступают друг с другом в отношения, образуя звено (бригаду на ферме, группу на факультете). Деятельность этого звена регламентируется институтами (положениями о звене, указами и др). Звенья объединяются в бригаду (курс). Бригады затем объединяются в цехи (факультет). Объединяясь, цехи образуют хозяйственные едины=ицы, к-ые выступают как самостоятельные звенья, как юридические лица -- фирмы и приравненные к ним орг-ции. Фирмы могут образовывать концерны и тд.
Экономика делится на официальную и теневую (сначала в мире около 5%, потом в Италии -- 13-14%, в Африке -- порядка 30%, в России после реформ Б. Н. Ельцина -- около 50%). В мире в год в теневой экономике отмывается около 1 трлн. 300 млрд. долларов.
Роль экономики в жизни общества. 1. Экономика обеспеивает существование общества; 2. Экономика обеспечивает развитие общ-ва: создаёт источники экономического развития; 3 и стимулирует это развитие; 3. придаёт развитию общ-ва эффективный характер: меньше затрат, больше результат; 4. Экономика придаёт рациональный характер развитию общ-ва: не толькоминимизирует затраты, но и увеличивает выгоды; 5. Эконмика определяет характер других сфер жизни, базис общ-ва; 6. Определяет положение страны на мировом уровне. 7. Определяет благосостояние каждого ч-ка.
II. Сферы экономической жизни. *** 4 сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Производство -- обеспечивается создание материальных балг, необходимых для существования общ-ва. Блага бывают: а) материальные -- продукты пр-ва в вещ форме; б) услуги -- результаты пр-ва, не имеющие вещной формы.
Распределение -- определяется доля каждого участника пр-ва в созданном продукте и выделяется в соответствии с этой долей часть произведённого. Распределение а) Привлекает производителей; б) поддерживает существование людей; в) стимулирует лучший труд. Вторичное распределение предполагает 2 вида действий: инъекции и изъятия. Третичное распределение денежной массы гос-ва: трансферты -- изъятия из бюджета и инъекции другим участникам экономического процесса (пособия, дотации -- деньги на текущие расходы, субвенции -- деньги, получаемые на определённые программы, субсидии -- целевые трансферты, к-ые выделяются на долевой основе).
Обмен -- приведение продукта, полученного в результате распределения, в соответствии с собственными потребностями. Обмен должен быть: а) эквивалентным; б) взаимовыгодным.
Потребление -- использование созданных продуктов и услуг. Бывает двух видов: а) личное потребление; б) производительное потребление. За свою жизнь ч-к потребляет: 8 т. хлеба и хлебобулочных изделий, 11 т. картофеля, 6-7 т. мяса, 10000 л. молока, 10000 яиц.
III. Экономические системы. *** Экономическая система -- это упорядоченное единство взаимосвязанных элементов и сфер экономики; конкретная форма объединения этих элементов и сфер, обеспечивающие её оптимальное функционирование. Развитие экономической системы мт быть прогрессивным или регрессивным. Прогрессивное -- положительные качества системы увеличиваются, а отрицательные -- уменьшаются; регрессивное -- наоборот. По мере развития происходят смены экономических систем -- революционным путём или эволюционным.
Виды эконом систем: натуральное и рыночное, на смену аграрным системам приходят индустриальные, затем постиндустриальные. Формационные эконом сисстемы: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
IV. Потребности и ресурсы в экономике. *** Интересы (личные, групповые, корпоративные, домохозяйства) движут общ-вом и экономикой. Чтобы удовлетворять эти интересы, существует экономика, к-ая из ресурсов (природных) создаёт факторы пр-ва, обеспечивая этим переход ресурсов в предметы и услуги. Ресурсы: 1. природный фактор; 2. трудовые ресурсы труд как фактор; 3. Капитал; 4. Предпринимательская способность и деятельность. Соотношение факторов: в 1800 г. материальный фактор -- 80%, в 1913 г. -- 70%, в 1950 г. -- 50, в 2000 г. -- 30%.
V. Выбор и ожидания в экономике. *** Соотношение ресурсов и потребностей: потребности неограничены, ресурсы редки. Отсюда: 1. Какие потребности удовлетворять засчёт ограниченных ресурсов? 2. На что направить ограниченные ресурсы? Нужно выбрать: потребности и ресурсы. Выбирая, решаются 3 фундаментальные задачи: 1. Что производить с помощью имеющихся редких ресурсов? 2. Для кого производить? 3. Как производить? с помощью каких фирм, технологий, методов? В результате выбора происходит распределение ресурсов -- аллакация ресурсов. Здесь важную роль играет управление на свех уровнях. Кривая производственных возможностей. Для экономики характерно неопределённое будущее. На ряду с проблемой выбора возникает проблема ожидания (прогноза). Задача: наши ожидания наиболее точно отражают действительность. Принципы, к-ыми необходимо руководствоваться при планировании (прогнозировании): 11. принцип научности управления; 2. опираться на собственный опыт, на знания реальной действительности, нужна реальная оценка действительности; 3. Ожидания и выбор должны иметь информационные основы (информационное обеспечение): чем больше информация, тем более правильное решение. Проблема риска. Риск -- действие в условиях эконом неопределённости, к-ое может дать повышенную выгоду, но может привести к потерям (даже разорению).
VI. Экономические программы. *** Каждый участник эконом деятельности разрабатывает программу действий на будущее (эконом программа региона, страны). Решаются вопросы распределения ресурсов, установление приоритетов и способы (инструменты) для выполнения программы (прим., реформы Витте, программа Столыпина, программа национализации, военного коммунизма, НЭПа, индустриализации, коллективизации, пятилеток, восстановления хоз-ва после войны).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |