Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о тексте и аспектах его анализа

Лекция № 4

План самостоятельного разбора текста

(на примере нескольких студенческих работ, анализирующих поэтические произведения):

Пример первый:

1. Несколько слов об авторе.

2. Анализ конкретного произведения:

а) тема и идея стихотворения,

б) образ автора,

в) лексика произведения,

г) особенности синтаксиса,

д) морфологические особенности,

е) стихотворная организация.

3. Заключение.

4. Использованная литература.

 

Примеры второй и третий (пункты, которые можно добавить в план):

Связь интонации со смыслом произведения.

Использованная лексика (фразеологизмы; устаревшие и новые слова; славянизмы; синонимы; тематические группы слов: профессиональные, временные и др.).

Особенности фонетики, словообразования, морфологии.

Средства стихотворной организации (ритм, рифма и др.).

Графические приёмы, рифма, размер, звукопись.

Ключевые слова произведения.

Жанр.

При оформлении работы обязательны указание места, года и месяца написания, полностью имени и отчества автора работы.

 

Текст — это речевое произведение, оформленное по законам данного языка, его конкретного стиля, подстиля, а также конкретного литературного жанра.

Пример на определение жанра:

Осведомился Рак, увидев самолёт:

«А он летает задом наперёд?»

— Как, не летает! — возмутился Рак.

— Зачем же выпускают брак?

* * *

Любуясь экскаватором, Свинья

Хвастливо хрюкнула: «Идея-то моя!»

(В обоих случаях жанр — басня).

Каждый текст обладает своей содержательной стороной (несёт информацию), структурой. Каждый текст уникален.

Тексты различаются по объёму (большие и малые), по назначению и другим качественным различиям.

1. Пословица, поговорка (Жизнь прожить — не поле перейти. Цыплят по осени считают).

2. Частушка (У милёнка моего / Поговорочка на «о». / Я за эту поговорочку / Влюбилася в него).

3. Стихотворение, песня, баллада (Широка страна моя родная…)

4. Произведения крупного жанра — поэмы, рассказы, повести, романы, эпопеи.

По языковому оформлению принято различать стихи, про зу и драматургию. Тексты разделяются на пять функциональных стилей и множество подстилей.

1. Официально-деловой (например: основные законы государства, воинская присяга и др.).

2. Научный.

3. Публицистический (в данном стиле, к примеру, ведётся любая агитация и пропаганда, критика).

4. Художественный (язык художественного произведения).

5. Обиходно-разговорный. Это устная форма, иногда встречающаяся в эпистолярной форме (письма малограмотных людей) и в художественных произведениях для речевой характеристики героя.

Все тексты могут быть объектом лингвистического анализа. Однако нерационально заниматься на художественных текстах структурным анализом и статистикой; анализ функционально-стилевой для художественного текста тоже недостаточен, поскольку остаются нерассмотренными многие особенности текста. В данном случае наиболее целесообразен анализ эстетических качеств произведения.

Каждый текст может быть проанализирован в разных аспектах. В зависимости от аспектов возможна следующая группировка:

1. Социологический анализ, т.е. выборка и анализ сведений, несомых текстом соотносительно со структурой общества и социологическими проблемами. Пример: Карл Маркс читал в оригинале «Слово о полку Игореве» ради поиска сведений о структуре русского общества XI века.

2. Культурно-исторический анализ, т.е. сравнение художественного текста с другими формами искусства. Пример: Д.С. Лихачёв обнаружил в «Слове о полку Игореве» сходство художественного стиля с архитектурным стилем того же периода.

3. Литературоведческий анализ.

4. Лингвистический анализ.

Два последних аспекта — литературоведческий и лингвистический — решено объединить, получив в результате филологический анализ, который в основном занимается эстетическим подходом к тексту.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №3. Назначение курса ФАТ, его содержание | Лекция № 6. Содержание лингвопоэтического
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.