КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о тексте и аспектах его анализа
Лекция № 4 План самостоятельного разбора текста (на примере нескольких студенческих работ, анализирующих поэтические произведения): Пример первый: 1. Несколько слов об авторе. 2. Анализ конкретного произведения: а) тема и идея стихотворения, б) образ автора, в) лексика произведения, г) особенности синтаксиса, д) морфологические особенности, е) стихотворная организация. 3. Заключение. 4. Использованная литература.
Примеры второй и третий (пункты, которые можно добавить в план): Связь интонации со смыслом произведения. Использованная лексика (фразеологизмы; устаревшие и новые слова; славянизмы; синонимы; тематические группы слов: профессиональные, временные и др.). Особенности фонетики, словообразования, морфологии. Средства стихотворной организации (ритм, рифма и др.). Графические приёмы, рифма, размер, звукопись. Ключевые слова произведения. Жанр. При оформлении работы обязательны указание места, года и месяца написания, полностью имени и отчества автора работы.
Текст — это речевое произведение, оформленное по законам данного языка, его конкретного стиля, подстиля, а также конкретного литературного жанра. Пример на определение жанра: Осведомился Рак, увидев самолёт: «А он летает задом наперёд?» — Как, не летает! — возмутился Рак. — Зачем же выпускают брак? * * * Любуясь экскаватором, Свинья Хвастливо хрюкнула: «Идея-то моя!» (В обоих случаях жанр — басня). Каждый текст обладает своей содержательной стороной (несёт информацию), структурой. Каждый текст уникален. Тексты различаются по объёму (большие и малые), по назначению и другим качественным различиям. 1. Пословица, поговорка (Жизнь прожить — не поле перейти. Цыплят по осени считают). 2. Частушка (У милёнка моего / Поговорочка на «о». / Я за эту поговорочку / Влюбилася в него). 3. Стихотворение, песня, баллада (Широка страна моя родная…) 4. Произведения крупного жанра — поэмы, рассказы, повести, романы, эпопеи. По языковому оформлению принято различать стихи, про зу и драматургию. Тексты разделяются на пять функциональных стилей и множество подстилей. 1. Официально-деловой (например: основные законы государства, воинская присяга и др.). 2. Научный. 3. Публицистический (в данном стиле, к примеру, ведётся любая агитация и пропаганда, критика). 4. Художественный (язык художественного произведения). 5. Обиходно-разговорный. Это устная форма, иногда встречающаяся в эпистолярной форме (письма малограмотных людей) и в художественных произведениях для речевой характеристики героя. Все тексты могут быть объектом лингвистического анализа. Однако нерационально заниматься на художественных текстах структурным анализом и статистикой; анализ функционально-стилевой для художественного текста тоже недостаточен, поскольку остаются нерассмотренными многие особенности текста. В данном случае наиболее целесообразен анализ эстетических качеств произведения. Каждый текст может быть проанализирован в разных аспектах. В зависимости от аспектов возможна следующая группировка: 1. Социологический анализ, т.е. выборка и анализ сведений, несомых текстом соотносительно со структурой общества и социологическими проблемами. Пример: Карл Маркс читал в оригинале «Слово о полку Игореве» ради поиска сведений о структуре русского общества XI века. 2. Культурно-исторический анализ, т.е. сравнение художественного текста с другими формами искусства. Пример: Д.С. Лихачёв обнаружил в «Слове о полку Игореве» сходство художественного стиля с архитектурным стилем того же периода. 3. Литературоведческий анализ. 4. Лингвистический анализ. Два последних аспекта — литературоведческий и лингвистический — решено объединить, получив в результате филологический анализ, который в основном занимается эстетическим подходом к тексту.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |