Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение, его структура и основные типы

Своеобразие языка художественной литературы

Художественное произведение обладает множеством признаков (категорий):

1. Идейно-эстетический замысел. Например, уже в «Слове о полку Игореве» наличествует замысел — призыв к объединению князей, идейная направленность «Василия Тёркина» — непобедимость русского солдата и т.д.

2. Язык художественной литературы всегда имеет продуманную композицию. Пример: Иван Крылов. «Волк и ягнёнок».

3. Фабула (сюжетная основа художественного произведения, изложение событий, подача лиц). Пример: стихотворение Степана Щипачёва «Тире» — «Я знаю, смерть идёт, не разминуться с ней. / Две даты наберут под карточкой моей…»

4. Сюжет (наличествует обязательно, продумывается до деталей). Пример: стихотворение Генриха Гейне «Лорелея».

5. Система образов.

6. Модальность, т.е. отношение творящего к действительности, личностное, авторское отношение к совершаемому, созданному образу, его оценка. Пример: Константин Симонов о Льве Толстом: «Эту книгу («Война и мир») написал не мудрец, а человек с необузданными страстями; она вся в отголосках этих страстей».

Язык художественной литературы — явление двуплановое: с одной стороны, он включён в литературный язык и в язык нации через лексику; с другой стороны, включен в культуру, в её словесно-художественную разновидность. Эта разновидность доминирует над другими разновидностями культуры, оказывает влияние на них (например, «Слово о полку Игореве» и «Евгений Онегин» дали повод для возникновения опер, литературные произведения лежат в основе многих балетов и т.д.). То, что язык входит в культуру, заставляет думать и о культурном, искусствоведческом анализе художественных произведений.

 

Мировоззрениеэто система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют ос­нову мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Ком­понентами мировоззрения они становятся тогда, когда превраща­ются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеж­дения — не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика Мировоззрение включает настроения, чувства, переживи-ния, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую по­зицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-пси-• хологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости.

Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом. Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принад­лежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического складаСущественную роль в формировании личности играет ее при­надлежность к определенной социальной группе или обществен­ному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представите­лей других социальных групп,Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение гос­подствующего класса является, как правило, определяющим.

Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие цен­ности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. в качестве основных выделя­ются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религи­озное, обыденное и философское.

Исторически первый тип — мифологическое мировоззре­ние формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить проис­хождение и устройство мира, появление на земле людей и жи-нотных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Мифология (греч. птуШоз — повествование, -сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытно­го человека мифические существа — боги, духи, герои — наде­лены человеческими чертами, они совершают человеческие по-ступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и приро­ды; на явления природы проецировались человеческие свойства. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представле­ния, включали зачатки знаний и религиозных верований, соче­тали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Ре­акционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «не­полноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравни­тельно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в су­ществование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Рели­гиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестествен­ный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое пережива­ние проявляется в поклонении неким высшим сверхъестествен­ным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас-

тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, тра­диций, нравственности, духовных ценностей. Возникают моноте­истические религии — иудаизм, христианство, ислам, буддизм.Качественно новым типом является философское мировоз­зрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представле­ния о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре­тического рассмотрения и логического анализа. Философское ми­ровоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоз­зренческий характер, всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.

Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отме­тить, что в его содержание входят не только собственно фило-1'офские проблемы, но также обобщенные экономические, поли­тические, правовые и естественнонаучные представления, нрав­ственные, эстетические, религиозные (или атеистические) прин-

юципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпиричес­кое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повсе­дневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологичес­кого мировоззрения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика языка художественной литературы | Предмет, проблемы и функции философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.