Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, проблемы и функции философии




Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые вы-

делил другой древнегреческий мыслитель Платон1. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплета­лись во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчле­ненных знаний, или протознаний (лат. рго1из — первый), вы­деляются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глу­бокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фи­лософии, формируются относительно самостоятельные ее разде­лы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеоло­гия — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика —- учение о морали, эстетика — уче­ние о прекрасном в жизни и искусстве, социальная филосо­фия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

С развитием философского знания многие из этих разде-,'нш — логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные фило­софские области знания, образующие вместе с онтологией и гно­сеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием кото­рой являются преимущественно онтологические, гносеологичес­кие и методологические проблемы, что не исключает философ­ского осмысления коренных этических, социальных и других проблем.

Следствием ограничения круга проблем и углубления их раз­работки явилось уточнение предмета философии, формирование ве функций.

Какие же проблемы находятся в сфере философского осмыс­ления, что является ее предметом и каковы ее функции?

Отметим прежде всего, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода Древней философии характерен космоцентризм (греч. козтоз —

Любовь к мудрости, любомудрие (греч. рЬНео — люблю, зорЫа — муд­рость). Философ в понимании древнегреческих мыслителей — это человек, любя­щий мудрость, стремящийся к мудрости, к истине.

' Слово «философ» встречается и у других древнегреческих мыслителей, на-||)имср у Гераклита, у которого оно обозначает исследователя природы вещей. вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхож­дение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия стано­вится антропоцентричной (греч. апЬюроз — человек). Религи­озная философия средневековья теоцентрична (греч. Шеоз — Бог): природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план про­блемы познания, научных методов, общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов, структурному анализу философских систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследу­ются на протяжении всей истории философии.

Определенный круг проблем философии связан с ее функция­ми, главными из которых являются: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая.

1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или — в зависимости от характера того или иного философского учения — сознания к материи, духа к при­роде, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осоз­нается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. И хотя этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец класси­ческой немецкой философии» (1886)1, в действительности любое философское учение, если даже оно не ставит или даже отрицает основной вопрос философии, в конечном счете основывается на

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282). Но еще в VI в. до н.э. Платон в диалоге «Софист» писал о про­тивоположности двух «разрядов», или «классов», философов: тех, кто утверждает, будто существует только то, что допускает возможность восприятия внешними чув­ствами и признают тело и сущность за одно и то же, и тех, кто считает, будто кроме чувственно воспринимаемого существует также и бытие бестелесное и именно в области бестелесного пребывают истинные сущности. При этом тех, кто говорит, будто существует что-либо бестелесное, они (т.е. представители первого «разряда») «презирают окончательно, не желая ничего другого и слышать».

его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы: о происхождении, сущности и отно­шении материального и духовного, о природе истинного знания И способах его достижения, о жизни, смерти и бессмертии чело-иска и многие другие.

В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — филосо­фы делятся на материалистов, признающих первичным мате­рию, существующую вне и независимо от сознания, а созна­ние — вторичным, производным от материи, и идеалистов, счи­тающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.

Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независя­щее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловечес-кий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказыва­ется результатом духовного творчества субъекта.

Философский материализм, основными историческими фор­мами которого являются стихийный материализм древних, ме­тафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положе­ния и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской ин­терпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и ре­лигия не тождественны друг другу: если религия опирается на перу и религиозные чувства, то идеалистическая философия, • том числе и религиозная, не исключает обоснования своих Положений рациональными средствами, используе,т логические Приемы аргументации.

Следует однако отметить, что противоположность материализ-Ми и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Не только в материалистических, но и в идеалисти­ческих системах дана их глубокая теоретическая разработка, со­держатся положения, представляющие значительную ценность. Имеете с тем не только идеалистические, но и материалистичес-кие учения содержат выводы, не подтвержденные последующим развитием науки и общественной практики, страдающие односто­ронним подходом в решении философских проблем. Поэтому нет оснований противопоставлять одно философское направление другому, рассматривать одно из них как нечто негодное к упот­реблению. В каждом философском учении — и материалисти­ческом, и идеалистическом важно найти рациональное содержа­ние, оказавшее положительное влияние на развитие- представле­ний о мире и человеке.

Кроме того, не всякое философское учение можно безогово­рочно отнести к материалистическому или идеалистическому на­правлению. Существуют дуалистические философские системы (лат. с!ио — два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, под­чиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философ­ские теории, материалистически объясняющие природу и идеа­листически — общественные явления. Иначе говоря, среди фи­лософов есть как непоследовательные материалисты, так и не­последовательные идеалисты. И тем не менее основной вопрос философии позволяет ориентироваться в многообразии философ­ских учений, выявить их сущность и исходные позиции.

И хотя вопрос об отношении мышления к бытию не призна­ется основным философским вопросом многими философами, выдвигающими на первый план проблемы свободы, долга, смыс­ла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция фило­софии.

Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокуп­ность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Важно подчеркнуть, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая картину мира, философия в отличие от спе­циальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Напри-Мер, великие естественнонаучные открытия XIX в.: клеточного строения организмов, закона сохранения и превращения энергии,:нкшюционная теория Дарвина — явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим.

2. Отношение человека к миру многообразно. Это и отноше­ния, в которые вступает человек в своей предметной, практичес­кой деятельности, осваивая и преобразуя природную и социаль­ную действительность, и нравственное отношение к природе, об­ществу, другим людям; эстетические, аксиологические (оценоч­ные) и другие отношения. Все они являются предметом фило­софского осмысления. Видное место среди них занимает позна-иателъиое отношение, неразрывно связанное с основным вопро­сом философии, составляющее его вторую сторону.

В состоянии ли наше мышление познавать действительный ир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о дей-гвительном мире составлять верное отражение действительнос-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.