Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О единстве и различии категорий и законов диалектики




ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Категории— Находящемуся в постоянном движении и

ступени и формы развитии миру соответствует столь же познания мира динамичное мышление о нем. «Если все развивается... то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не свя­зано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и диалектика познания, имеющая объективное значение» '. По­нятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую «диалектику познания». Даже самая простая мысль: «Три желтых листа упали на землю» — заключает в себе такие понятия, как «предмет» (лист, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Если мы, восприни­мая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, катего­рии, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в ка­честве необходимой предпосылки и условия всякого познава­тельного акта.

Исторически сложившиеся категории даны каждому всту­пающему в жизнь человеку как нечто априорное (доопытное) по отношению именно к нему, будучи апостериорными (полу­чаемыми после опыта) в своем становлении. По мере усвоения категории определяют зону и направленность видения любой формы данности — природной, социальной или духовной. Они ориентируют сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организуют познавательную деятельность, определяя и поле мысленно обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым мы осмысливаем ее. Другими словами, категории наполнены и методологическим, и мировоззренческим содержа­нием. Так, содержание категории «бытие» может быть и ма­териалистическим, и идеалистическим. И это касается всех без исключения категорий.

Каждая наука обладает своим исторически сложившимся, специфическим арсеналом логических средств мышления, с помощью которых осуществляется постижение свойств и сути их объектов. Разумеется, любая наука оперирует поняти­ями разной степени общности и значимости, но ее «костяк» составляют основополагающие понятия — категории, которые, взятые в системе, образуют ее так называемый категориальный строй. Категории — это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Вокруг системы категорий, как электроны вокруг ядра в атоме, строится вся система понятий данной науки. Поскольку философия есть наука о наиболее общих связях и законах развития природы, общества и мышле­ния, постольку и ее категориям присущ наиболее общий, универсальный характер. Категории философии — это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, они «суть ступеньки выде­ления, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помога­ющие познавать ее и овладевать ею» '.

Итак, философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Однако, как и в любой науке, не все философские категории всеобъемлющи. Например, гносеологические категории («знание», «истина», «заблуждение») характеризуют существенные аспекты лишь познавательной деятельности. Но есть и универсальные фило­софские категории. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно вычле­няются в особую систему: «связь», «взаимодействие», «отраже­ние», «информация», «развитие», «причинность», «структура», «система», «форма», «содержание», «сущность», «явление» и др.

Во всех преобразованиях как конкретно-научного, так и философского знания наиболее устойчивой оказывается именно система категорий, хотя, разумеется, и она претерпевает опре­деленные изменения, подчиняясь принципу развития. Совре­менное представление о содержании, например, таких фунда­ментальных категорий, как «материя» и «сознание», сущест­венно отличается от того, как они мыслились, скажем, в философии нового времени, а тем более в древности.

Для категорий философии характерно то, что, как бы акку­мулируя в себе результаты развития отдельных наук, они фиксируют именно мировоззренческие и методологические мо­менты в содержании научной мысли. Категории философиимя, — замечает современный швейцарский философ Э.Агга-ци, —- когда одной из наиболее серьезных задач философии считалось доказательство бытия Бога; видимо, уже трудно со­мневаться в том, что в наше время важнейшей задачей фило­софии является доказательство бытия человека»1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.