Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности философского изучения общества




Индивид, личность, индивидуальность

Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие «личность», характеризующее человека с по­зиций возможного.

В отличие от конкретного эмпирического человека, одного из многих (индивида), личность с философской точки зрения есть —степень воплощенности в отдельном человеке сущности челове­ка. Личность — это человек, осуществивший выбор в пользу «об­раза человеческого», несущий в душе этот образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жиз­ненного пути. Попытка эта, как считают многие философы, за­ранее обречена на неудачу, если человек опирается только на соб-ственные силы, обходится без помощи Бога. В понятии «сущность человека» как идеале воплощены стремления чело­века к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свобо­де, в конечном итоге — к абсолютному бытию. Личность как пол­ное и законченное воплощение сущности человека в отдельном индивиде — нечто недостижимое. В этом смысле можно говорить только о Божественной Личности, в которой полностью совпада­ют сущность и существование. Полное воплощение сущности человека в его эмпирическом бытии (если бы такое было возмож­но), разрешило бы противоречие, лежащее в основе его жизни, ликвидировало бы противоположность духа и материи, свободы и необходимости. Однако человек в своем земном бытии обречен снова и снова, как Сизиф, вкатывать камень в гору, пытаться разрешить противоречия собственной природы, пытаться быть

1 Левицкий СА. Трагедия свободы. Б.М. Посев. 1984. С. 202. Св

; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельностиТТВместе с тем обще­ство — специфический предмет философского анализам/Когда мы говорим о границах и возможностях человеческогсГпозна-ния в целом, мы не стремимся при этом выстроить целостную картину природных (физических, химических, биологичес­ких) уровней бытия. Философский подход к обществу, напро­тив, предполагает исследование структуры общества, что дает основание некоторым ученым называть социальную филосо­фию общесоциологической теорией. Дело в том, что, выясняя возможности и границы человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира — таких, как религия, искусство, нравствен­ность, исследователь изучает формы совокупной деятельнос­ти людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, то есть общество как определенную целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, напри­мер, произведения искусства, мы уже устанавливаем его мес­то внутри социального целого. Исследуя природу власти, мы прежде всего рассматриваем власть как способ регуляции сис­темы совместных человеческих действий.

Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное — все эти противопоставления, традиционно являющиеся предме­том философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого со­циального целого как субъективно-объективного единства. Существуют определенные смысловые оттенки в использо­вании понятий «общество», «социум», «социальное», «социе-тальное».

Социальность — это качество, отличающее ряд таких яв­лений, как труд, искусство, культура, сознание, от явлений природы. Это самое широкое понимание общественных явле­ний; понятие «общественное» в данном случае тождественно понятию «социальное».

Вместе с тем в традициях западной эмпирической социо­логии бытовало использование понятия социального как ха­рактеризующего человеческие взаимоотношения, отношения людей друг к другу, к собственному положению в обществе, к условиям собственной жизни. Такое понимание социального уже, оно не охватывает все явления в обществе.

В настоящее время все чаще используется понятие «социе-тальное», с помощью которого характеризуется общество в целом, а не только более узкая сфера человеческих межинди­видуальных взаимоотношений.

Различение этих, столь сходных, на первый взгляд, по смыслу понятий не случайно. Дело в том, что общество как целостная система может изучаться с различных сторон. Мож­но обратиться к динамическому аспекту общества, попытать­ся определить причины социальных изменений, их направлен­ность. Можно рассматривать общество в «статике», то есть рассмотреть его структуру и закономерности функционирова­ния. Подход к обществу как к функциональному целому так­же может быть различным.

{^Общество можно исследовать как «совокупное человечес­кое существование», как сумму индивидов, объединенных в определенные группы (семью, коллектив, партию, класс, на­цию) и связанных более или менее осознанными узами (тра­дицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями). На первый план при этом выдвигается сфера социального в узком смыслеТ!

Сообщество можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных), которые складывают­ся и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, «узник совести», как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, — «загадка мироздания»Т7

В первом случае человеческие интересы, правильно или не­правильно понятые, воплощенные в планы, программы, опре­деляют человеческое существование. Сторонники данного под­хода к обществу (например, философы-просветители) полагают, что как только большинство членов общества осознает сходство своих желаний, потребностей, интересов, то открывается воз­можность перестройки всей жизни общества на основе разума.

Во втором случае общество рассматривается как некая це­лостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его от­дельных органов. Природа этой неосознаваемой субстанции (первоосновы) социальности также понимается по-разному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.