Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности

Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности. Человек постоянно познает мир и всегда открывает для сеГш новое в материальной и духовной жизни.

Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на при способление субъекта познания (человека) к окружающим условиям и призвано дать более или менее здравый ответ на любые изменения и системе «человек — окружающая среда». Научное познание — познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «че­ловек — мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законен, по которым существует мир и человек в этом мире.

В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом позш ния может выступать отдельный человек (изучающий какую-либо про блему), научно-исследовательский коллектив (работающий над еди ной задачей), а может и часть всего человечества (размышляющая над одной из глобальных проблем). Фактором, объединяющим людей и позволяющим говорить о них как о едином субъекте познания, явля ется объект познания, то есть то, на познание чего направлены кол­лективные усилия творческих объединений, ученых, исследователем и просто любознательных.

Объекты познания могут быть первичными, вторичными, трети1! I ными. Первичный объект познания — это определенные части, фраг менты объективного мира, которые исследуются, познаются челове­ком с помощью его органов чувств, приборов и т.д. Поскольку и процессе познания возникают абстрактные образы объективного мира, которые верно или искаженно отражают действительность, то эти об-1 разы, в свою очередь, могут выступать объектами познания других людей. Эти объекты познания, в силу их абстрактности, носят уже не первичный, а вторичный характер. Вторичные объекты познания — это те объекты, которые так или иначе связаны с психической познав;* тельной деятельностью человека, с его сознанием, с отражением в со­знании различных сторон и сфер жизни, включая самосознание. Трс тичные объекты познания — объекты высокого уровня абстракции, которые специально создаются и изучаются человеком для того, что бы, с одной стороны, упростить, а с другой, углубить процесс позна ния первичных объектов. Такие, например, идеализированные теоре тические объекты науки, как «точка», «прямая», «плоскость», «земная ось», «идеальная паровая машина», «абсолютно черное тело» и т.д. изу чаются для того, чтобы лучше познать мир, в котором мы живем, ко торый нас окружает. Познание начинается с первичных объектов, ко торые выступают не только исходным материалом для познавательной деятельности, но и, в конечном счете, источником знаний.

Познание, как известно, бывает эмпирическим (чувственным) и •ациональным. Рациональное познание исходные посылки своей де--ельности берет из чувственного познания.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

Для чувственного познания характерны: непосредственность (пря­мое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предмет­ность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т.е. их внешних свойств, которые могут быть воспри­няты органами чувств человека.

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, по­нимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами позна­ваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т.д.

Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом де­ятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, тем­пературы и других характеристик предмета в единое целое, позволяю­щее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приоб­ретенным опытом.

Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с уз­наванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для уз­навания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточ­но отдельных параметров, например, цвета, формы и т.д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не воспринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы на­ших интересов.

Представление — наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно является более обобщенным образом действительности, который слу­жит ступенькой для перехода к рациональному отражению дейст­вительности. В отличие от восприятия, представление обычно менее отчетливо, расплывчато. Представление базируется не только на ре­альном опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и телепередач. В формировании представления велика роль фантазии и воображения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены реальные и вымышленные элементы, детали. Чувственное познание (отражение) имеет и знаковую, и образную стороны, которые органически взаимосвязаны в самом познаватель­ном процессе. Так, на основе опыта, закрепленного в восприятиях и представлениях, наши восприятия приобретают знаковый характер Нам достаточно через окно дома взглянуть на выпавший снег или на низко упавший столбик термометра, как у нас возникают соответству­ющие ощущения. То же мы можем испытать при просмотре картинок, фильмов или при прочтении книги. При беглом взгляде на витрину магазина порою трудно отличить выставленный муляж от предмета, который он отображает. Наши чувства могут нас обмануть. Это резуль­тат взаимосвязи знаков и образов в чувственном отражении. Данная взаимосвязь, основанная на опыте, позволяет ускорить процесс по­знания, но иногда может привести к ошибке, к заблуждению. Знак, как материальный чувственно-воспринимаемый объект, символичес­ки, условно обозначает предмет, а образ как бы детализирует, «ожив­ляет» знак, создает достаточно полную картину воспринимаемого яв­ления или процесса.

Рациональное (логическое) отражение — более сложный способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обоб­щенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, т.е. внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение. Эти формы познания — предмет изучения логики.

Решающая роль в рациональном познании принадлежит понятию. Понятие — форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей. С понятия начинается и понятием завершается любой цикл логического осмысления действительности. Возникнове­ние понятия — это всегда скачок от единичного к общему, от конкрет­ного к абстрактному, от явления к сущности.

Одна из главных функций понятия, которая отчетливо проявляет­ся в процессе познания, состоит в том, что оно представляет в обоб­щенном виде группы предметов, классифицируя их по определенным признакам.

Суждение — это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся любые определения науки, все ее утверждения или отрицания. Суждение — это соотнесе­ние понятий, выяснение степени их общности или отличия. Сужде-

 

ние — это процесс углубления в содержание понятия, выяснение осо­бенностей предмета или явления, стоящего за понятием.

Процесс оперирования суждениями с целью получения нового зна­ния составляет содержание умозаключения. На базе понятий и сужде­ний формируются умозаключения.

Умозаключение — вывод из одного или нескольких взаимосвязан­ных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит пе­реосмысление эмпирического материала, полученного в процессе чув­ственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высо­кой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практичес­ки отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс и целенаправленный, осознанный.

История познания отражает противостояние и противоборство ' Представителей различных точек зрения на роль чувственного и логи­ческого познания, на их соотношение в процессе познания. Как изве­стно из истории философии, одни философы отводят главную роль I показаниям органов чувств, опытному познанию (сенсуализм, эмпи­ризм). Другие, напротив, отдают предпочтение разуму, логическому мышлению (рационализм). Третьи относятся с сомнением и к показа-| ниям органов чувств, и к результатам абстрактного мышления. Они заявляют, что подлинное знание дает лишь интуиция — непосредствен­ное видение сущности через «озарение», «мистическое откровение». Такая точка зрения получила название «интуитивизм». Интуитивисты рассматривают интуицию в качестве самого главного и самого надеж­ного источника познания.

Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассив­но воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

Человек из всего многообразия факторов, воздействующих на его сознание, вычленяет те, которые ему необходимы в его практическойние и смысл терминов, понятий, использовавшихся в то историч кое время, вникнуть в лабораторию мысли своего собеседника.

Исходя из сказанного, можно определить понимание как познави^ тельный акт, позволяющий (самостоятельно или с чьей-либо помси щью) уяснить смысл и содержание, связи и отношения изучаемо­го объекта.

В этом же плане следует уяснить соотношение понятий «знание» и «понимание». Понятие «знание» в содержательном ключе означает осведомленность о событиях, явлениях, вещах, свойствах, процессах и т.д. Содержание понятия «понимание» несколько шире и сложнее, Понимание предполагает более глубокое, утонченное знание. На пракн тике можно знать нечто и не понимать его действительного смысла, при этом успешно действовать, получать требуемые результаты. Так, древние египтяне и греки умели предсказывать солнечные затмения, но не понимали природы данного явления.

Понимание выступает характеристикой целостности знания, ег*<| глубокой осмысленности. Теоретическое освоение мира включает не только получение знаний о нем, но и понимание отображаемого в нии объективного мира и самого знания. Знание и понимание — это близкие по содержанию, но отличающиеся друг от друга моменты че­ловеческого взаимодействия с окружающим миром. В процессе позна* ния человек накапливает определенную информацию о тех предметах и явлениях мира, которые включены в общественную практику, но процесс пополнения и развития знания предполагает его периодичес­кое переосмысление, пересистематизацию, что служит углублению понимания мира. Понимание — это постижение системности мира, вскрытие законов функционирования систем и подсистем объектив­ной реальности.

Проблема верности, правильности получаемых знаний рассматри­вается в учении об истине. Проблема истины является ведущей в тео­рии познания. Существуют различные взгляды на проблему истины, а соответственно, и различное понимание ее сущности. Одни считают, что истина представляет собой соответствие знаний действительнос­ти, другие делают акцент на ее опытную подтверждаемость, третьи ут­верждают, что она есть свойство самосогласованности знаний, четвер­тые усматривают в ней полезность знания и его эффективность, а пятые просто говорят, что истина есть ничто иное, как соглашение.

Первая точка зрения, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, является центральной в классической кон­цепции истины, поскольку все остальные точки зрения, так или ина­че, строятся вокруг нее.

Такая трактовка истины предполагает, что «действительность* есть, 1ю-первых, объективная реальность, существующая вне нашего созна­ния и что в понятие «действительность», во-вторых, входит и субъек­тивная реальность, в сфере которой и существует истина. Отсюда, далее, следует, что содержание истины всегда конкретно и что он» вос­производимо в строго определенных условиях или обстоятельствах. А это, в свою очередь, означает, что истина не только статичное, но и динамичное образование, изменяющееся с развитием познанш. Ина­че говоря, истина есть процесс — процесс приращения «уточ­нения знаний в предметно-чувственной деятельности человека, т.е.

в практике.

Перечисленные моменты позволяют разграничить диалектио-ма-гериалистическое понимание истины от идеалистического, агности­ческого и упрощенно материалистического подходов.

Характерными чертами истины являются ее объективности! кон­кретность. Истина объективна по своему содержанию, но каыюбое философское понятие субъективна по форме. Субъективносты}ормы выражения истины можно заметить на примере измерения отрезка пути, массы, объема и т.д., применяя соответствующие всличены, ко­торые были приняты, да и существуют ныне в разных странах

Истина объективна. Одно из определений объективной истины гла­сит: «истина — адекватное отражение объекта познающим субыктом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существуе! (ам по себе, вне сознания». Истина объективна потому, что ее содфкание определяется объектом познания, которому она должна соответст­вовать. Знание этиологии и патогенеза туберкулеза содерэюельно определяется объектом познания (палочкой Коха и механизмами ее взаимодействия с организмом человека), а не субъектом. Все это дос­таточно очевидно, но неполно, ибо истина есть все-таки знание,а зна­ние является результатом субъективной деятельности, принадлежит субъекту. Наши представления о внешнем мире во многом загасят от наших ощущений, но ведь если бы наши органы чувств были рроены иначе, то мир мы воспринимали бы совсем по-другому, следоиельно, картина мира субъективна, зависит от устройства органов чувгтв.

Значит, истина одновременно и объективна, и субъективна, обла­дает двумя противоположными характеристиками, которые сли­ты, спаяны воедино в любом знании. Только субъективной истины нет, как нет знаний, которые были бы верны для одного человека или группы людей, но ошибочны для всех остальных. Однако истин субъ­ективна, что означает неразрывную связь знаний с субъектом-чело­веком и человечеством. В природе, в объективном мире есть пред-меты, процессы, отношения, но знания о них существуют только в сознании людей.

Объективная истина внеклассова и надысторична. Объективная истина это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Признавать существование клас­совой истины, значит признать существование истины субъективной. Полезность тех или иных истинных знаний для деятельности того или иного класса ничего не говорит об их классовости или субъективности.

Из понимания истины как объективной, независящей от индиви­дов и классов, вытекает конкретность истины. Конкретность исти­ны — это отражение в знании определенных связей и взаимодействий, присущих изучаемым явлениям в зависимости от условий, места и вре­мени их существования.

Абстрактной истины, истины пригодной на все случаи жизни, нет. Истина всегда конкретна. Выделяют абсолютную и относительную истины. Это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются лишь по сте­пени точности и полноте его отражения.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективном знании) понимается: во-первых, как полное исчерпывающее знание о действи­тельности в целом — гносеологический идеал, который никогда не бу­дет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему; во-вторых, как элемент знаний, который никогда не может быть оп­ровергнут в будущем («Земля—планета солнечной системы», «люди смертны» и т.д.). Это так называемые вечные истины, знания об от­дельных сторонах и свойствах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективном зна­нии) выражает неполноту, условность, приблизительность, незавер­шенность процесса познания, необходимость его углубления, уточне­ния по мере развития практики. За относительной истиной стоит изменчивость каждого истинного знания.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания склады­вается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе творческого переосмысления на основе прак тики. Существуют две крайние позиции в понимании отношения аб­солютного и относительного моментов в истине. Догматизм преуве­личивает значение устойчивого момента истины. Релятивизм делает упор на изменчивые, относительные знания в истине.

Постоянный и неизменный спутник истины на всех этапах ее раз­вертывания и углубления — заблуждение. Заблуждение — знание не

 

соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Средневе­ковые алхимики заблуждались, считая, что можно найти таинствен­ный, чудодейственный философский камень, способный обращать все металлы в золото и излечивать все болезни. Заблуждение следует от­личать от лжи. Ложь - преднамеренное искажение истины в корыст­ных интересах. С ложью связана дезинформация - передача заведомо Ложного знания.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения при­вел к разработке проблемы критерия истины. Среди критериев ис­тинности знания можно встретить «общезначимость», как то, что признается многими людьми; «выгодность», «полезность» - что со­ответствует взглядам прагматиков и, по их мнению, приводит к успе­ху; «соглашение» - основа конвенционалистского (от лат. сопуепНо -соглашение) подхода; «во что люди сильно верят» — религиозный

подход.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщ­ность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. История познания подтвердила правильность такого подхода. Про­верка практикой истинности знаний не носит характера одноактно-I го действия по сличению знаний с действительностью, - это посто-I янный процесс.

Критерий практики выступает как основной и всеобщий критерий истины. Вместе с тем, нужно учитывать, что критерий практики одно­временно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсо­лютен в том смысле, что только исторически развивающаяся практи-I ка во всей полноте ее содержания может доказать истинность или 1 ложность каких-либо теорий или гипотез. Относителен потому, что на данном этапе своего развития практика не может тотчас и полностью [ доказать те или иные научные выводы, полученные в ходе теоретичес-[ ких (математика, теоретическая физика) изысканий.

Истина имеет три аспекта: бытийственный, праксеологический и I аксиологический. Бытийственный аспект истины связан с процессом [ фиксации в ней элементов бытия, в ходе которого, становясь знани-|ем, истина приобретает свое собственное бытие. Праксеологический I аспект истины отражает включенность в содержание истины мо­ментов практики, ценности для практики. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксео-логической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для практической деятельности человека. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действи-тельности. Ложь играет диаметрально противоположную роль. По об­разному выражению М.М. Рубинштейна, «истина — жизнесозидатель на, ложь жизнеразрушительна...».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нравственность и этическая теория | Наука как основная форма познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.