Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственность и этическая теория

Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведения, соотношение морали с другими фор­мами знания и деятельности. Вместе с тем этика есть не только знание о морали, она одновременно часто является и элемен­том самого нравственного сознания. Этика включает в себя:

1. Описательно-эмпирические знания, например, этику народов, этику бизнеса, описание и обобщение различных про­фессиональных этических кодексов, например в медицине.

2. Философско-теоретические исследования, касающиеся происхождения, сущности морали, систематизации этических категорий.

3. Практическую мудрость.

Этик как носитель мудрости — уже не столько исследова­тель, сколько учитель, моралист, часто собственным приме­ром помогающий освоить новый тип морального сознания. Такими были учителя мудрости в Древней Греции — Сократ, Диоген, Эпикур и их последователи. Таким был и Л.Толстой — великий разрушитель и великий созидатель не только в сфере искусства, но и в морали; таким был и всемирно известный ученый, музыкант, врач, мыслитель XX века А.Швейцер (4875—1965).

Этика (от греч. еИгоз — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) часто оказывается необходимой практическому моральному сознанию. Человек живет не толь­ко по моральным законам, жизнь богаче «черно-белого» мира, мира добра и зла морали. Мораль непримирима, жизнь чело­века— постоянный компромисс между должным и сущим. Этика и помогает «вписать» мораль в контекст реальной жиз­ни, помогает человеку жить в пространстве между долгом и желанием. В то же время этика помогает человеку рациональ­но оформить его часто неясные представления о добре, долге, смысле жизни.

Одним из центральных в этике является вопрос о происхож­дении морали. Ряд этических учений выводит мораль из «при­роды человека», из его биологических характеристик (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, современные социобиологи), из особенностей его ду­шевной жизни, форм общения (французские просветители, Л.Фейербах, русские революционные демократы, Дж.Дьюи, В.Парето и др.)- Другой тип учений предполагает наличие безус­ловного начала морали, внешнего бытию человека — будь то идея блага (Платон), абсолютная идея (Гегель), космическая необхо­димость (стоики) или непреложные законы общества (марксизм). От И.Канта берет начало идея самоочевидности и недоказуемой изначальности морали, характерная для современных исследо­ваний по этике. Мораль— это «загадка мироздания», можно показать ее значение для общества, но нельзя вывести из обще­ственных или природных закономерностей.

Этические системы, как правило, обобщают уже с ложивши­еся в «практическом» сознании нравственные установки, пред­ставления о смысле жизни. Сообразно основным нравственным ориентациям, базовым ценностям исследователи выделяют че­тыре основные нравственно-этические системы, которые вклю­чают и определенные способы обоснования этих базовых цен­ностей: гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм.

Гедонизм (от греч. Неаопе — наслаждение) в качестве выс­шей этической ценности и смысла жизни утверждает дости­жение наслаждения и необходимость избегать страдания. Со­ответственно, добром является то, что ведет к наслаждению или является объектом" наслаждения. Правда, наслаждение понимается по-разному. Есть грубые, чувственные наслажде­ния, а есть возвышенно-интеллектуальные или эстетические. Проводимый в жизнь последовательно, гедонизм начинает са­моразрушаться. Гедонизм «нетерпелив», он несовместим с длительной отсрочкой удовольствия, но немедленное вопло­щение принципов гедонизма в жизнь, как правило, ведет к ак­тивному противодействию со стороны окружающих, а зна­чит — к страданию. Недаром представитель сократической Киренской школы Гегесий считал, что наиболее полным из­бавлением от страданий и единственно последовательным на­слаждением может быть только смерть человека. Другой фор­мой «ухода» от страданий является поиск особого типа наслаждений, уход в иллюзорный мир, мир мечты, мир искус­ства, поиск «необитаемых островов» (которыми может стать и келья отшельника, и просто отдельная квартира). Возмож­ны также различные формы символического удовлетворения искусственно культивируемых потребностей. Примером тако­го «символического наслаждения» может служить чувство об­ладания. К сторонникам гедонизма можно отнести взгляды гу-

манистов эпохи Возрождения (Л.Балла), французских мате­риалистов XVIII века, отчасти и идеи З.Фрейда.

Гедонизм внутренне неустойчив, он как бы не решается противопоставить человека природе, он не ориентирует инди­вида на идеал, не заставляет мучиться от сознания невыпол­ненного долга, не требует от него наличия волевых качеств, в нем нет нормативности, должное оказывается лишь нереали­зованным сущим. Поэтому он трансформируется в эвдемо­низм — этическую систему, в основе которой лежит стремле­ние к счастью (Эпикур), в утилитаризм и прагматизм.

Утилитаризм — это система взглядов и поступков, в осно­ве которой лежит стремление к пользе. Полезным в данном слу­чае оказывается то, что способствует достижению поставленной человеком цели. Утилитаризм ориентирован на социально-ак­тивного индивида, гибкого, терпимого, деятельного. Он твердо знает, что активная деятельность — это благо; безделье, лень — это зло. Но ради чего человек трудится, к чему стремится? Ути-.литаристская установка не дет на этот вопрос ответа. Утилита­ризм как философско-этическая теория (И.Вентам, Дж.Ст.Милль, Н.Г.Чернышевский) морально положительны­ми считает поступки, направленные на достижение наибольше­го счастья наибольшего числа людей. Этика вступает на путь подсчета выгод и потерь, путь «разумного эгоизма».

Перфекционизм (от лат. рег{ес1из — совершенство) указы­вает на наличие некоего абсолютного положительного в нрав-^твенном отношении образца, стремление приблизиться к ко­торому и должно составлять смысл человеческой жизни, стремление к самосовершенствованию — одна из самых возвы­шенных смысложизненных задач. Путь к самосовершенствова­нию — это путь немногих, путь аскетизма. Этическая доктри­на перфекционизма (Н.Бердяев, Вл.Соловьев, Л.Карсавин) тесно связана с признанием религиозных ценностей. Вне при­знания высших религиозных ценностей идеалы личного совер­шенствования могут трансформироваться в образ реально-воз­можного достижения абсолютного совершенства здесь, на земле. Идеи перфекционизма присутствуют в концепциях мыс­лителей Возрождения,, преобладают в философии Ф.Ницше, не чужда этой идее в ее абсолютно светском варианте и филосо­фия марксизма. Своеобразным обоснованием перфекционизма являются идеи З.Фрейда, интерпретировавшего процесс само­совершенствования как процесс сублимации.

I

Познание — это сложный процесс, связанный с деятельностью моз-Ь. Этот процесс включает отражение органами чувств окружающей действительности, отбор того, что интересует познающего субъекта в Личный момент, а также синтезирование полученной и отобранной информации. Исследования врачей показали, что человеку недоста­точно вернуть зрение, чтобы он видел, больного надо научить видеть и на это обучение уходят не дни, а месяцы и годы. Почему это проис­ходит? Потому, что смотрят глаза, слушают уши, а видит и слышит мозг. С! раннего детства мы учимся познавать мир, но при этом нас не инте­ресует сам процесс познания. С возрастом мы приобщаемся к науке, •талкиваемся с ошибками познания, с заблуждениями, а то и с откро-кнной ложью. Нас начинает интересовать, как и в силу чего это про­исходит. Ответ, хотя бы частичный, дает на эти вопросы изучение про­блемы познания. Если бы человек сам, в одиночку, попытался познать >се, то у него не хватило бы ни времени, ни сил, ни энергии. Поэтому Люди в процессе познания действуют сообща. Но в этой коллектив-Ной деятельности человеку необходимо понимание тех, кто работал •о него, вместе с ним, а также и то, чтобы его поняли те, кто придет ему на смену. Поэтому, наряду с познанием, понимание является по-|навательной проблемой. Познание и понимание носят всеобщий ха-иктер, а поэтому о какой-либо особой их значимости для медицин-|ской практики говорить не стоит, хотя в методах научного познания Медицина, как и любая специфическая отрасль науки, имеет свои осо­бенности. Для лучшего усвоения содержания данной темы желатель­но уяснить ключевые понятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная структура общества и социальный конфликт | Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.