Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура открытых конкурсных торгов

В действующей нормативной документации предусматривается, что гос.заказчик осуществляет закупки товаров, работ, услуг для гос.нужд в бОльшей степени путем проведения открытых конкурсных торгов, как наиболее эффективного способа закупок. Это объясняется тем, что условия для конкуренции за гос.заказ в большей степени создает этот способ закупок.

Практически во всех экономических сообществах обязательным требованием для участников является обеспечение гласности и открытости при закупках.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ (комиссии ООН по международной торговле) рекомендует открытые торги в качестве главного метода закупок для товаров и строительных работ. Всемирный банк в качестве предпочтительного метода закупок рекомендует конкурентное установление цен (конкурентные торги), что является синонимом открытых конкурсных торгов.

Проведение открытых конкурсных торгов осуществляется по сл.правилам:

1. опубликование в открытой печати приглашения к участию в торгах, а также обеспечение заинтересованным организациям достаточного времени для подготовки и представления конкурсных заявок

2. обеспечение равноправия всех участников торгов, в частности, установление условий и стандартов при которых на конкурентную борьбу не накладываются никакие излишние ограничения

3. установление четких и объективных критериев оценки позволяющих претендентам решить, о возможности выполнения предъявляемы требований

4. выявление победителя и заключение с ним контракта в четком соответствии с регламентов, установленным конкурсной документацией.

5. обеспечение минимального уровня объема закупок на уровне не менее 2500 МРОТ. В случае снижения объема закупок допускается использование более простых способов закупок. Однако этот уровень однозначно не определен ни российским, ни международным законодательством. Поэтому носит рекомендательный характер.

Основным условием достижения высокой эффективности проведения открытых торгов является обеспечение максимальной конкуренции и равенства участников. Для этого требуется:

· широкая реклама,

· предоставление всем участникам достаточного времени для подготовки своих конкурсных заявок.

· недопущение чрезмерного снижения возможностей участников путем неоправданного усложнения спецификации и условий торгов.

· недопущение дискриминации отдельных участников

· своевременное извещение всех участников о критериях оценки конкурсных предложений

· объективная оценка конкурсных заявок

· присуждение контракта участнику, предложившему наименьшую цену при всех прочих равных условиях.

Для эффективности проведения закупочной компании необходимо, чтобы все участники владели ее процедурами. Реализация этого условия требует, чтобы в технологии проведения конкурсных торгов предусматривалась четкость и последовательность проведения процедур, а сами процедуры были по возможности стандартными.

Еще одно важное условие заключается в том, что использование в конкурсных торгах стандартного набора документов позволяет сократить время их составления и рассмотрения. Если заказчик и участник в полной мере владеют стандартными процедурами конкурсных торгов, то снижается вероятность возникновения различного рода разногласий между ними.

В мировой практике принят следующий состав процедур открытых торгов:

1. приглашение к участию в торгах или в предварительном квалификационном отборе

2. предварительный квалификационный отбор

3. разработка конкурсной документации

4. получение конкурсных предложений

5. оценка конкурсных предложений

6. подтверждение квалификации победителя

7. присуждение контракта

8. направление уведомлений о результатах торгов всем участникам

9. подписание контракта (с победителем)

Этап 1. Приглашение к участию в торгах или в предварительном квалификационном отборе

Задачи, решаемые на этом этапе:

ü сообщать о возможности принятия участия в торгах на получение конкретного контракта;

ü предоставлять достаточно информации, позволяющей потенциальным участникам решить, обладают ли они необходимой квалификацией и возможностями для исполнения контракта

Приглашение к участию в торга должно содержать сл.информацию:

a) наименование и адрес заказчика

b) наименование и адрес уполномоченного агента покупателя

c) источник финансирования

d) общее описание контракта

e) наличие, порядок, сроки и место получения конкурсной документации

f) размер платы за получение конкурсной документации и порядок ее внесения

g) язык, сроки, порядок и место представления конкурсных предложений

h) размер и порядок представления обеспечения конкурсных предложений

i) время и место вскрытия пакетов с конкурсными предложениями

Наибольшей проблемой системы гос.закупок в РФ в настоящее время является отсутствие четкого порядка финансирования. Финансовые ресурсы выделяются не в полном объеме и с нарушением установленных сроков. Уже возникали ситуации, когда поставщики предъявляли претензии к гос.заказчикам, и выставляли штрафные санкции за нарушение сроков оплаты за поставленную продукцию. Однако, гос.заказчики не могут повлиять на процесс выделения фин.средств. Переадресовать штрафные санкции действительным виновникам, необеспечившим финансирование, невозможно, так как это не предусмотрено никакими процедурами. Собственных средств на оплату штрафных санкций у заказчика нет, так как в бюджете гос-ва такой статьи не предусмотрено. В определенной степени выход нашло управление заказов Фед.Погранич.Службы РФ, они в приглашении к участию в торгах указывают, что оплата поставок будет производиться по мере поступления фин.средств из бюджета.ет многих п Однако это отпугивает многих постащиков.

Этап 2. предварительный квалификационный отбор

Задачи этого этапа:

ü выбор из общего числа поставщиков, подрядчиков тех, кто по своему потенциалу в состоянии решить задачи, которые ставит перед ними заказчик.

Исходя из этого, предварительную квалификацию участников следует рассматривать как процедуру по установлению технических, экономических, организационных и иных потенциальных возможностей участников по удовлетворению потребностей заказчика. Предварительная квалификация позволяет экономить средства заказчика при проведении торгов, т.к. к основным процедурам конкурса допускаются компетентные участники.

Предварительный квалификационный отбор состоит из процедур:

1. подготовка организатором торгов приглашения к участию в предварительном квалификационном отборе и комплект документации

2. опубликование этого приглашения и предоставление комплекта документации по запросу претендентов

3. сбор заявок, характеризующий квалификационный уровень претендентов

4. анализ поступившей информации и вынесение решения о соответствии квалификационного уровня претендента предъявляемым требованиям

5. оповещение претендентов о результатах прохождения ими предварительного квалификационного отбора

Предварительный квалификационный отбор проводится по сл.параметрам:

ü опыт проведения сопоставимых работ по выполнению аналогичных контрактов

ü наличие необходимого объема производственных мощностей требуемого оборудования

ü наличие квалифицированных кадров

ü финансовая состоятельность претендента

ü деловая репутация

Для получения информации необходимой для проведения оценки претендентов по этим параметрам, как правило, составляются опросники, в которые претендент вносит требуемые данные.

К участию в торгах не допускаются организации, которые находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства.

Решение о допущении претендента в конкурсе выносит конкурсная комиссия простым голосованием. По результатам работ конкурсной комиссии составляется протокол, который содержит наименование предмета конкурса, основные сведения о претендентах, мотивировку принятого решения (обоснование), результаты голосования.

Состав конкурсной документации

Конкурсную документацию разрабатывает заказчик и представляет ее участникам, чтобы они могли подготовить свои конкурсные предложения в соответствии с требованиями данного конкурса

Конкурсная документация разрабатывается для решении сл.задач:

ü инструктирование участников конкурса о процедурах проведения торгов, требованиях заказчика, составе и порядке представления информации, правах и обязанностях сторон;

ü предоставление участникам необходимой информации о порядке и формах закупки товаров, работ и услуг;

ü информирование участников о критериях и порядке оценки конкурсных предложений;

ü определение условий контракта

Конкурсная документация обычно состоит из трех основных разделов

1. инструкция участникам торгов содержит правила, применяемые в процессе торгов, включая критерии оценки предложений и претендентов

2. перечень требований и технические характеристики - описание товаров работ, услуг, которые должны закупаться, включая четкие изложения минимальных требований по качеству

3. условия контракта – коммерческие условия, предусмотренные заказчиком

Детали и сложность этих документов определяются в зависимости от объема и характера предложения. Критерии оценки предложений и отбора участников торгов должны подвергаться стоимостной оценке и должны быть гласными.

Конкурсная документация должна давать ясное представление о квалификационных требованиях, предъявляемых к участнику, а также о предмете гос.контракта. В целях создания условий для добросовестной и открытой конкуренции между участниками. Конкурсная документация должна содержать четкое изложение требований гос.заказчика в отношении характеристик, подтверждающих квалификацию участника, а также в отношении качества и технических характеристик, результатов работы, тестирования безопасности, размеров, условных обозначений, терминов, условий отгрузки, методов производства, а также иных показателей, связанных с определением соответствия приобретаемых товаров потребностям гос.заказчика.

Конкурсная документация не должна содержать ссылки на конкретные торговые марки, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, стандарты, конкретный источник происхождения или на производителя за исключением случаев, когда невозможно ясно и точно описать требования гос.заказчика. В случае, когда такие ссылки вызваны объективной необходимостью непосредственно за соответствующей ссылкой должны содержать ся слова «ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ»

Конкурсная документация должна содержать:

a) инструкции по подготовке конкурсных заявок

b) квалификационные требования к участникам

c) перечень документов и информации, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям, включая формы представления соответствующих документов и информации

d) требования к описанию участниками поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик;

e) бланки и формы, заполняемые участниками при подаче конкурсных заявок

f) критерии, на основании которых гос.заказчик будет оценивать конкурсные заявки и процедуры такой оценки

g) валюта или валюты, используемые для формирования цены конкурсного предложения

h) обменный курс, используемый для сопоставления конкурсных заявок, выраженных в разных валютах, если такое возможно

i) размер, сроки и порядок предоставления обеспечения конкурсной заявки, если эти требования установлены

j) порядок, место и окончательный срок предоставления конкурсных заявок

k) порядок и сроки отзыва конкурсных заявок

l) способы и порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации

m) место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками

n) порядок вскрытия конвертов, рассмотрения, оценки и сопоставления конкурсных заявок

Этап 5. Оценка конкурсных предложений

Для приема конкурсных предложений, их оценке и принятии решения о победителе конкурса заказчиком создается конкурсная комиссия. Персональный состав и регламент работы комиссии определяет заказчик. Главное требование к работе комиссии - объективность в принятии решений. В зависимости от объема и предмета торгов конкурсная комиссия формируется с использованием собственных специалистов, работников научно- исследовательских, проектных и иных организаций, отдельных экспертов, с заключением с ними соответствующих договоров.

Открытие торгов и вскрытие конвертов с конкурсными заявками осуществляется публично. На этой процедур имеют право присутствовать представители каждого из поставщиков, представившие конкурсную заявку.

Простейшим критерием оценки является цена. Она обычно предпочтительна там, где качество, производительность и эффективность предлагаемых товаров, работ, услуг, в представленных предложениях существенно не отличается.

Предлагаемые цены должны быть проанализированы с точки зрения учета в них всех необходимых затрат. Для чего, как правило, оцениваются все их составляющие (в том числе транспортные расходы, страховка, налоги и пошлины, предполагаемые эксплуатационные расходы и расходы по тех.обслуживанию в течение срока эксплуатации и т.д.)

Не зависимо от того, какие критерии используются, во всех случаях необходимо:

1. перевести цены конкурсных предложений в общую валюту

2. сделать конкурсные предложения технически и коммерчески эквивалентными, оценивая стоимость приемлемых отклонений (если они имеются) от предусмотренных условий. То есть как будто перевести все предложения на один уровень.

3. применить различные критерии, чтобы к ориентировочной стоимости каждого предложения

Все критерии должны переводиться в денежное выражение. При этом следует иметь в виду, что полученная таким образом расчетная цена служит только для оценки, а контракт должен быть заключен по цене, которая была указана в конкурсном предложении.

В результате такой операции конкурсные предложения ранжируются по уровню их привлекательности для заказчика, и определяется победитель конкурса.

Для сложных объектов торгов, например, строительные подряды, при оценке победителя конкурса, часто применяется многофакторная (балльная) система оценки. При строительстве достаточно крупных объектов существует несколько стадий оценки: допуск предложения к рассмотрению, техническая экспертиза, экономическая экспертиза. При принятии решения о допуске проверяется полнота представленных документов и правильность их оформления; соблюдение правил подачи документов, установление финансовой и юридической правомочности документов.

Техническая экспертиза включает анализ предложенных организационных и конструктивных решений, продолжительности выполнения отдельных работ и объекта в целом. Анализ качества и технической оснащенности основного парка машин и оборудования. приемлемость объема работ, передаваемых субподрядчику. Анализ предполагаемых поставщиков материально-технических ресурсов.

Например, качественный уровень машин и оборудования, степень использования местных ресурсов, временные параметры выполнения работ, качество выполняемых работ, соблюдение правил охраны окружающей среды и техники безопасности, технические и имущественные гарантии.

Экономическая экспертиза включает анализ расчета цен и экономической эффективности представленных предложений; анализ финансового состояния участников конкурса, при этом разрабатывается система показателей, по которой происходит оценка предложений.

Например, цена, предложенный метод учета возможны изменений цен, условии и порядок финансирования и кредитования.

К каждому показателю присваивается коэффициент весомости. У каждого участника эти показатели оцениваются по 10 балльной шкале и умножаются на коэффициент весомости.

К = ∑Ki * Vi, где i=1,m

K – сумма баллов по оцениваемому предложению

Ki – кол-во баллов по i-ому показателю

Vi – коэффициент весомости i-ого показателю

m – кол-во показателей

Не смотря на достоинство балльной системы, она не лишена ряда недостатков:

1)Балльной оценке присуща значительная доля субъективизма, это обусловлено тем, что оценки дают эксперты, исходящие из собственного восприятия получаемой информации. Субъективны во многом и коэффициенты весомости. Кроме того, объект торгов бывает столь сложный, что описать его системой формальных показателей с достаточной полнотой не представляется возможным.

2) Необходимость привлечения достаточно большого числа экспертов приводит как к увеличению сроков проведения конкурсных торгов, так и увеличению вероятности нарушения конфиденциальности.

3) Увеличиваются затраты заказчика на проведение конкурса.

4) При балльной системе оценок снижаются возможности комплексной оценки всех участников. Для сложных объектов не всегда удается формализовать важные качественные показатели, верно оценить их соотношение.

В связи с этим можно рекомендовать метод «мягкого рейтинга». Его суть заключается в следующем – на основании балльной оценки отбираются 3 лучших предложения (с точки зрения количества набранных баллов), которые дополнительно изучаются конкурсной комиссией. И по результатам дополнительного анализа выносится решение о победителе конкурса простым голосованием. Существующими правилами допускается возможность отклонения заказчиком всех конкурсных предложений. Отклонение всех конкурсных предложений возможно в сл.случаях:

1. все конкурсные предложения не отвечают требованиям конкурсной документации;

2. цена наиболее выгодного предложения значительно превышает цену, предусмотренную заказчиком.

В этой ситуации действия заказчика могут быть направлены на то, чтобы:

a) провести новый конкурс, скорректировав его условия для получения удовлетворительного результата;

b) по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти провести закупки иным способом

По результатам заседания конкурсной комиссии оформляется протокол, в котором указываются:

· члены конкурсной комиссии, принявшие участие в заседании,

· организации, заявки которых были рассмотрены

· называется победитель конкурса

Протокол утверждается заказчиком, после чего объявляется победитель конкурса.

Для тех проектов, которые осуществляются при участии финансирования Всемирного банка, его правилами предусматривается составление отчета по результатам проведения конкурсных торгов. В нем должны быть отражены все основные тапы проведения конкурса. Указывается состав конкурсной комиссии, ее председатель, дата начала ее работы, перечень поступивших заявок, перечень отклоненных заявок с указанием причин принятого решения, перечень критериев, по которому определялся победитель, оценки всех допущенных предложений, рекомендации о присуждении контракта. Отчет представляется во всемирный банк. В банке назначается уполномоченный по данному проекту, который изучает отчет и докладывает свои рекомендации начальнику отделения, который и принимает решение. Если Всемирный банк не имеет возражений, то победителю присуждается контракт. Победителю конкурса направляется уведомление о выигрыше конкурса и проект контракта. Остальным участникам направляется уведомление об отказе от их предложений. При открытых торгах контракт, как правило, заключается без предварительных переговоров с участником, чье предложение оценено как наиболее выгодное. Процедуры, выполняемые заказчиком в связи с заключением контракта, включают:

1. уведомление участника торгов о том, что его предложение принято

2. подготовку проекта контракта и предоставление его участнику торгов для подписания

3. контроль за тем чтобы были выполнены все условия для вступления контракта в силу

4. информирование других участников торгов о результатах конкурса и возвращение им обеспечения конкурсных предложений (обычно 3% от суммы контракта)

Контракт вступает в силу после того, как он подписан обеими сторонами и выполнены все оговоренные условия для вступления его в силу. Этими условиями, например, могут быть, с одной стороны, предоставление гарантий исполнения контракта поставщиком, с другой стороны, утверждение контракта вышестоящим руководством. Поэтому целесообразно предусмотреть крайний срок между подписанием контракта и вступлением его в силу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование органов управления контрактом | Основные виды контрактов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.