Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добровольность




Тайное голосование

Этот принцип состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц, чем исключается возможность контроля за его волеизъявлением. Применение тайного голосования прежде всего призвано нивелировать психическое воздействие на граждан со стороны других участников избирательного процесса, обеспечить свободу выбора. Заполняя избирательный бюллетень, человек несет ответственность только перед своей совестью, тогда как при открытом голосовании воздействие социума может скорректироватьего выбор.

В Российской Федерации при голосовании используется избирательный бюллетень только установленной формы.

Принцип добровольности означает, что именно избиратель сознательно принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободным вотумом избирателя.

Прийти на избирательный участок — это гражданский долг Каждого, однако за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности.

По смыслу п. 7 ст. 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции от 30 марта 1999 года воля избирателей может быть выражена голосованием не только "за" или "против" отдельных кандидатов, но и против всех внесенных в избирательный бюллетень кандидатов.

Помимо конституционных принципов избирательного права ряд исследователей выделяет дополнительные принципы организации и проведения выборов. К ним можно отнести:

обязательность выборов подразумевает, что только посредством избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивается реализация народовластия в качестве одной из определяющих основ конституционного строя;

справедливость выборов обеспечивает равные условия для всех участников избирательного процесса, а также доступ избирателей к информации обо всех кандидатах и их программах;

открытость и гласность выборов предполагает прозрачный характер всех избирательных действий, гарантирующих честность и конкуренцию выборов, ограничивает возможность обмана в процессе проведения избирательной кампании;

периодичность выборов направлена на обеспечение легитимной ротации персонального состава органов государственной власти и органов местного самоуправления;

альтернативность выборов предоставляет избирателю реальную возможность отдать предпочтение одному из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления;

ответственность требует, чтобы все избранники вступали в избранную публичную должность и признавали свою ответственность перед избирателями.

Реализация всех перечисленных принципов способствует тому, что избирательная кампания будет проходить в атмосфере, обеспечивающей свободу самовыражения и политической ответственности.

 

5. Избирательный процесс выступает как форма реализации субъективного и объективного избирательного права, пред­ставляющая процедуру осуществления народовластия. Исходя из этого, порядок проведения политических выборов в основ­ном регламентируется процессуальными нормами избиратель­ного права.

Под избирательным процессом как политико-правовой категорией принято понимать урегулированную Конституци­ей и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Если понимать избирательный процесс в узком смысле, то данное явление включает в себя установленные законом, последовательно сменяющие друг друга стадии. Любые выбо­ры обязательно должны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Однако некоторые стадии из­бирательного процесса носят факультативный характер, на­пример повторное голосование или повторные выборы.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года с изменениями от 30 марта 1999 года выделяют следующие ста­дии, присущие любому уровню выборов.

1. Назначение выборов. Она представляет собой установ­ление дня голосования, который может быть только кален­дарным выходным днем.

В России закрепляется обязательность периодического проведения выборов независимо от каких-либо факторов и причин. Такая гарантия должна обеспечить определенную в законе периодичность смены легислатур в соответствии с во­лей избирателей. Общее правило, применяемое как в отноше­нии органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, а также полномочий однократно избранных депутатов, заключается в том, что срок их полномочий не может быть более пяти лет.

2. Избирательно-территориальное деление. Назначение этой стадии заключается в том, чтобы охватить все население с целью реализации активного избирательного права. Основ­ными избирательно-территориальными единицами являются округа и участки.

Под избирательными округами понимается территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депу­татов и должностных лиц.

Избирательные округа должны отвечать следующим тре­бованиям

• примерное равенство одномандатных округов с допусти­мым отклонением от средней нормы представительства избира­телей не более чем на 10, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов (перечень таких местностей устанавливается законом субъекта Федерации);

• избирательный округ должен иметь единую (сплошную) территорию: не допускается образование избирательного ок­руга из не граничащих между собой территорий. Границы из­бирательных округов и число избирателей в каждом округе утверждаются не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов, подан­ных за кандидатов, на территории избирательных округов об­разуются избирательные участки с числом избирателей не более 3000 человек. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

3. Формирование избирательных органов. Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, на которые возложено организационное руководство подготовкой и про­ведением выборов. Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­тие в референдуме граждан Российской Федерации" преду­смотрены следующие виды комиссий:

• Центральная избирательная комиссия Российской Феде­рации;

• избирательные комиссии субъектов Российской Феде­рации;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и другие) изби­рательные комиссии;

• участковые избирательные комиссии.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ — 4 года; она состоит из 15 членов, по 5 членов назначают Госу­дарственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ.

В избирательную комиссию субъектов Российской Феде­рации, а также окружную избирательную комиссию по выбо­рам в федеральные органы государственной власти одну поло­вину членов назначает законодательный (представительный) орган субъекта Федерации, другую — исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Причем государ­ственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии. Как законодательный, так и

исполнительный орган государственной власти этого уровня обязан назначить не менее одной трети членов избирательной комиссии на основе предложений избирательных объединений, имеющих фракции в представительных органах федерального и регионального уровня.

Формирование территориальных, окружных избиратель­ных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, а также участковых комиссий осуществляется выборным орга­ном местного самоуправления на тех же условиях, что и фор­мирование вышестоящих избирательных комиссий.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Рос­сийской Федерации и территориальных избирательных комис­сий не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа государственной власти и органа местного самоуправления.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекра­щаются через десять дней со дня официального опубликова­ния результатов выборов.

Акты комиссий по вопросам избирательной кампании яв­ляются обязательными для всех государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Регистрация избирателей. На данной стадии определя­ется круг граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Списки избирателей — это документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка.

Списки составляют участковые избирательные комиссии на основании сведений, представляемых главой муниципаль­ного образования.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) и подписывается председателем и сек­ретарем участковой избирательной комиссии. В списке указы­ваются фамилия, имя, отчество, год и дата рождения, адрес места жительства избирателя. Уточнение списков должно быть завершено не позднее чем за 20 дней до дня выборов, когда участковые комиссии должны обеспечить избирателям возмож­ность беспрепятственного ознакомления со списками.

Причем каждый избиратель в любой день, включая день выборов, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой неточности в списке. В течение 24 часов, а в день выборов — в течение двух часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление гражданина и устра­нить ошибку либо мотивированной справкой отклонить заяв­ление.

Проживающий за пределами России гражданин РФ обла­дает всей полнотой избирательных прав при проведении выбо­ров в федеральные органы государственной власти и референ­дума Российской Федерации. На региональный и местный уров­ни это правило не распространяется.

5. Выдвижение кандидатов. На этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губер­натор, Президент.

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями и изби­рательными объединениями, а также в порядке самовыдви­жения. Для того, чтобы зарегистрировать кандидата, необхо­димо собрать определенное законом число подписей избира­телей, проживающих в соответствующем избирательном ок­руге. В поддержку кандидата на пост Президента РФ нужно собрать не менее 1 миллиона подписей.

Политическим не может быть признано общественное объединение:

• зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в качестве профессионального союза, религиозной, благо­творительной организации, национально-культурной автоно­мии, а также в качестве общественного фонда, общественно­го учреждения, органа общественной самодеятельности;

• устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

• устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку;

• устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических- общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

• преследующее цели извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности и распределения получен- ной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

• созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

• неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Два или более избирательных объединений, имеющих целью совместное участие в выборах, образуют избирательный блок. При этом они могут входить в состав только одного избирательного блока.

Выдвижение кандидатов начинается за 60 и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

После сбора подписей или решения избирательного объединения (если не было нарушений избирательного законодательства) соответствующая избирательная комиссия регистрирует кандидата в депутаты. Деятельность кандидатов с момента регистрации до дня голосования основывается на следующих принципах:

• равенствовсех кандидатов как в правах, так и в обязанностях;

• состязательность кандидатов;

• неприкосновенность кандидатов.

Нарушение принципа равенства, связанное с использованием преимуществ должностного и служебного положения, является основанием для отмены избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:

• существенное нарушение порядка сбора подписей;

• недостаточное количество представленных достоверных или превышение предельной доли недостоверных подписей, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не был внесен избирательный залог;

• недостоверность сведений, представленных кандидатом, (если она носит существенный характер;

• существенное нарушение порядка создания и расходования средств избирательного фонда.

6.Предвыборная агитация.

Это важнейшая стадия избирательного процесса. Ее главный смысл заключается в том, что российские граждане, избирательные объединения, за исключением государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, имеют право законны- ми методами и в допускаемых законом формах вести агитацию "за" или "против" любого кандидата либо избирательного объединения.

Предвыборная агитация проводится в различных формах.

Во-первых, через средства массовой информации. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, финансируемые не менее чем на 15% своего бюджета за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности предвыборной агитации. Все кандидаты имеют равные права на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных и радиовещательных компаний, созданных или финансируемых за счет государственного либо местного бюджета.

Реклама коммерческой и иной деятельности не только кандидатов, но и избирательных объединений, доверенных лиц, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и членами руководящих органов которых являются эти лица и организации, запрещается за сутки и в день голосования.

Во-вторых, путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий). Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о таких собраниях и встречах рассматриваются ими в трехдневный срок.

В-третьих, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов. Экземпляры агитационных печатных материалов еще до начала их распространения должны представляться в соответствующую избирательную комиссию. При этом они должны содержать наименование и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей их изготовление. Кроме того, в самих материалах должна содержаться информация об их тираже и дате выпуска. Запрещается распространение агитационных печатных материалов, как не содержащих указанную информацию, так и изготовленных без письменного согласия соответствующего кандидата или избирательного объединения.

Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо материалов, не содержащих вышеназванную информацию, обязана либо сама принять меры по пресечению этой деятельности, либо обратиться в соответствующие правоохранительные органы. Крайней мерой является изъятие агитационных печатных материалов.

Агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте с согласия собственника или владельца этих объектов. Исключение составляют здания и помещения избирательных комиссий, избирательных участков, памятники и обелиски, имеющие историческую, культурную или архитектурную ценность.

В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).

Избирательные фонды (упомянутые ранее) могут формироваться за счет:

• денежных средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию избирательной комиссией муниципального образования или окружной избирательной комиссией;

• собственных денежных средств самого кандидата или избирательного объединения;

• денежных средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

• добровольных пожертвований физических (от одного лица — не более 20 минимальных размеров оплаты труда) и юридических лиц (от одного лица — не более 200 минимальных размеров оплаты труда).

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:

• иностранных государств и иностранных юридических лиц;

• иностранных граждан, за исключением случаев, когда они могут принимать участие в местных выборах;

• лиц без гражданства;

• граждан Российской Федерации, не достигших 18 лет;

• российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов на день официальной публикации решения о назначении выборов;

• международных организаций и международных общественных движений;

• органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• государственных и муниципальных учреждений и организаций;

• юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов;

• воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов;

• благотворительных организаций и религиозных объединений и учрежденных ими организаций;

• анонимных жертвователей (граждане — без указания Ф. И. О., места жительства и даты рождения; юридические лица — без указания номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов и отметок о возможности делать такие пожертвования);

• юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня голосования.

Абсолютно новым, направленным на сокращение числа случайных кандидатов, является положение Закона о том, что в случае если кандидат не набрал примерно 3% голосов, а избирательное объединение — 2% голосов избирателей, принявших участие в голосовании в данном избирательном округе, они обязаны возвратить избирательной комиссии средства, выделенные им из соответствующих бюджетов. Федеральным законом, законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что такие кандидаты и избирательные объединения обязаны возместить средствам массовой информации расходы на проведение предвыборной агитации с использованием бесплатного эфирного времени и печатной площади.

7. Голосование — главная стадия избирательного процесса, так как именно здесь совершается народное волеизъявление.

Помещение для выборов должно быть оборудовано кабинами для тайного голосования. Кабины и избирательные ящики размещаются таким образом, чтобы проход к избирательным ящикам был возможен только через кабины для тайного голосования, а путь от кабин к избирательным ящикам находился в поле зрения избирательной комиссии и наблюдателей.

Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень установленной формы.

Избирательный бюллетень для голосования должен содержать в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае их отсутствия — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, а так- же сведения о том, кем выдвинут кандидат. В случае имеющейся у кандидата неснятой или непогашенной судимости либо гражданства иностранного государства, а также псевдонима эти данные должны быть отражены в избирательном бюллетене.

Голосование проводится в день выборов с восьми до двадцати двух часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее двадцати двух часов. Избиратель, которого в день выборов не будет в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, но не ранее чем за пятнадцать дней до дня выборов. Досрочное голосование в период от четырех до пятнадцати дней до дня выборов осуществляется в помещении окружной или территориальной избирательной комиссии, а от одного до трех дней — в помещении участковой избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.

Зарегистрированным кандидатам, а также лицам и организациям, с ними связанным, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей к месту голосования.

Действенной гарантией свободных выборов стал общественный контроль, который заключается в праве кандидатов, доверенных лиц, избирателей, избирательных и общественных объединений принимать участие в контроле за подготовкой и проведением выборов.

8. Подсчет голосов избирателей. По каждому избирательному участку прежде всего отделяют и подсчитывают недействительные избирательные бюллетени.

Таковыми считаются бюллетени:

• неустановленной формы;

• не заверенные печатью избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии;

• из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате.

Протокол участковой комиссии по новым требованиям дол- жен быть составлен на одном листе. Избирательная документация участковой комиссии, включая бюллетени, передается в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального опубликования общих итогов выборов.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии вышестоящая комиссия по заявлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов. Он проводится вышестоящей избирательной комиссией в присутствии членов участковой комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации.

Соответствующая избирательная комиссия принимает по итогам голосования одно из следующих решений:

• признает выборы по одномандатному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом, должностным лицом кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше;

• признает выборы недействительными;

• признает выборы несостоявшимися;

• назначает повторные выборы.

Изменения в Законе от 30 марта 1999 года, которые должны найти дальнейшую регламентацию в федеральном и региональном законодательстве, карают кандидата, который без вынуждающих к тому обстоятельств сложил с себя полномочия, в результате чего были назначены повторные либо дополнительные выборы. Такой кандидат должен возместить избирательной комиссии (полностью либо частично) расходы, связанные с проведением дополнительных или повторных выборов.

Выборы признаются избирательной комиссией несостоявшимися в следующих случаях:

• в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено законом;

• число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше, чем поданных против всех кандидатов;

• только один список кандидатов (при голосовании за списки) получил право участвовать в распределении депутатских мандатов;

• за списки кандидатов, получившие право участвовать в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Итоги выборов могут быть признаны избирательной комиссией недействительными:

если нарушения, допущенные при голосовании или подведении его итогов, не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

• если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;

• по решению суда. В этих случаях назначаются повторные выборы не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными.

6. Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

Различают следующие виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта выделяют: конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносятся вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Институт референдума в России был известен и Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применяться недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 года. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.

Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 года о доверии Президенту и парламенту.

И, наконец, 12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Основной Закон принят.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации" от 10 октября 1995 года на всероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы:

• изменение статуса субъектов Российской Федерации;

• досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федераций, Государственной Думы либо отсрочка таких выборов;

• принятие и изменение федерального бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства;

• введение, изменение или отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты;

• принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

• амнистия и помилование.

Назначает проведение всероссийского референдума Президент РФ по инициативе не менее двух миллионов граждан России либо по инициативе Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституцию РФ.

Общероссийский референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших в нем участие.

Данное решение является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории Российской Федерации. Подобное правило действует в отношении и референдумов субъекта Федерации, и местных референдумов.

Федеральное законодательство устанавливает запрет на проведение референдумов в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 года с изменениями от30 марта 1999 года устанавливает, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. А также следующие вопросы:

• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

• о формировании состава, о персональном составе органов местного самоуправления;

• об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия назначить на должность или освободить от должности депутатов и должностных лиц;

• о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

• о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории соответствующего муниципального образования, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки такого акта.

Комиссия референдума вправе признать его несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины лиц, внесенных в списки для голосования, а также если за него проголосовало менее половины принявших участие в референдуме.

Комиссия местного референдума может признать его итоги недействительными в следующих случаях:

• если нарушения, допущенные при проведении референдума или установлении его итогов, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников;

• если они признаны недействительными не менее чемна одной четвертой части участков референдума;

• по решению суда.

Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи, если законом не предусмотрены иные сроки. Местный референдум как один из основных институтов непосредственной демократии обладает рядом достоинств:

• представляет избирателям возможность самим высказываться по поставленным вопросам;

• служит политико-правовому просвещению населения;

• позволяет гражданам предложить новые идеи органам власти;

• способствует развитию местного самоуправления;

• укрепляет позиции местного сообщества. Вместе с тем необходимо отметить и отрицательные черты местного референдума.

Это и определенная дороговизна, и (в ряде случаев) подмена полномочий представительных органов власти с одновременным снятием ответственности за принимаемые таким путем решения.

 

Тема 6. Президент РФ

1. Конституционно-правовой статус Президента РФ: порядок избрания, полномочия, ответственность.

2. Акты Президента РФ.

3. Администрация Президента РФ: порядок формирования, структура и основные функции. Совет Безопасности РФ: состав и порядок формирования. Полномочные представители Президента РФ.

4. Прекращение полномочий Президента РФ.

 

1. В условиях формирования в Российской Федерации правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.

Наделение Президента Российской Федерации статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти.

В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе все- общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах Президента граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее десяти лет (ч. 2. ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Анализ данного положения показывает, что конкретный гражданин гипотетически может стать Президентом РФ и более двух сроков подряд при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).

Срок полномочий Президента РФ — четыре года. Этот срок сообразуется со сроком полномочий нижней палаты российского парламента — Государственной Думы. Конституция РФ 1993 года изменила срок полномочий Президента РФ, сократив его на один год, по сравнению с пятилетним сроком пребывания у власти, установленным изменениями 1990 года в Конституцию РСФСР 1978 года.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 1 декабря 1999 года в соответствии с базовым избирательным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года с изменениями от 30 марта 1999 года.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 150—120 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. День голосования должен приходиться на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее, чем за год до дня голосования, а также инициативная группа российских граждан в количестве не менее 100 человек. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной инициативной группе или одному избирательному блоку.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соответствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Специфический статус кандидата на пост Президента РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации".

Кандидат освобождается от работы с выплатой среднего заработка, имеет право бесплатно пользоваться общественным транспортом (30 поездок на пригородном транспорте и 89 — в субъекты Федерации), получает от избирательной комиссии средства на проведение предвыборной агитации. Кандидат обладает неприкосновенностью, то есть не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату Центральной избирательной комиссией.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом придти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который наберет большее число голосов, чем другой кандидат. Новеллой Федерального закона о выборах Президента РФ является положение о том, что повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Избранным в данном случае будет признан кандидат, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

На тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов Президента России, он вступает в свою должность. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 92) избранный Президент России приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги народу, текст которой содержится в Конституции РФ.

Конституционный статус главы государства прежде всего предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

В качестве главы государства Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

Особое значение для России как федерации имеет право главы российского государства использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Государственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 года с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 году, Конституция Российской Федерации 1993 года не называет Президента РФ главой исполнительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне не закрепляется положение о том, что Президенту принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство. На практике российский Президент обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство. При Президенте создана собственная Администрация, представляющая собой разветвленную специализированную систему, которая, к сожалению, иногда дублирует деятельность федеральных исполнительных органов.

Объем полномочий главы государства в сфере исполнительной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства.

По конституционным параметрам Россия — полу-президентская республика. Особенностью данной республики является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства. В силу этого Правительство несет ответственность не только перед Президентом,но и перед парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями.

Во-первых, по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнительной власти. Президент руководит Правительством при наличии главы Правительства — Председателя. Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею. Смещение федеральных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия Государственной Думы. Причем, если Государственная Дума троекратно отклонит представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ст. 111 Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Во-вторых, по контролю за деятельностью Правительства. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Это следующие федеральные органы, входящие в структуру Правительства:

Министерства Российской Федерации:

• обороны;

• внутренних дел;

• иностранных дел;

• по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные службы России:

Служба внешней разведки Российской Федерации;

• Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

• Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации;

• Федеральная служба охраны Российской Федерации;

• Федеральная пограничная служба Российской Федерации. Российское агентство:

• Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Иные федеральные органы исполнительной власти:

• Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;

• Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации;

• Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации.

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

Президент также формирует Администрацию Президента РФ, назначает Руководителя Администрации, координирующего деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: государственно-правовое, контрольное, финансово- бюджетное, по работе с территориями, информационное, управление по вопросам гражданства и др. Основными задачами Администрации Президента являются организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности главы государства, организация его взаимодействия с другими органами государственной власти, поддержание связей с общественными организациями, средствами массовой информации.

В-третьих, по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию (ст. 83, 87 Конституции РФ).

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 года. Этот орган осуществляет разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участвует совместно с другими органами в выработке военной политики России. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ.

Президенту предоставлено право вводить на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

Проводниками контрольных функций Президента РФ в сфере исполнительной власти являются полномочные представители Президент РФ как в регионах, так и в высших государственных органах.

 

2. Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 года. Акты Президента относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы — это решения Президента, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 года указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во- вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания законодательства (и в особенности федеральных законов) роль "указного нормотворчества" сократится.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что они не могут не исполняться или быть приостановлены либо отменены органами государственной власти или субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. В случае несогласия с нормативным актом Президента палаты Федерального Собрания, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, высшие судебные органы Российской Федерации, органы законодатель- ной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации".

 

 

3. Администрация представляет собой государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием "Администрация Президента Российской Федерации", расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях. В состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента РФ, его первые заместители и заместите- ли (в том числе заведующий Канцелярией Президента, пресс- секретарь, начальники главных управлений Президента Российской Федерации), полномочные представители Президента РФ в Конституционном Суде РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, помощники Президента РФ (в том числе руководитель протокола), референты, полномочные представители Президента РФ в регионах и советники.

Подразделениями Администрации Президента являются: Канцелярия, главные управления и управления Президента РФ, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, управления и иные самостоятельные подразделения Администрации, совещательные и консультативные органы при главе государства.

Целью создания Администрации является обеспечение деятельности Президента Российской Федерации. Поэтому основные функции Администрации Президента РФ сводятся к следующим:

• организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

• подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении;

• подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента, а также выпуск указов и распоряжений Президента РФ и иных документов, подписанных главой государства;

• обеспечение обнародования федеральных законов, официального опубликования международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента-РФ;

• контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовка соответствующих докладов Президенту;

• подготовка проектов обращений Президента в Конституционный Суд РФ;

• обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями и иными общественными объединениями, с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями;

• содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного взаимодействия органов государственной власти, в том числе в области защиты прав человека и свободы средств массовой информации;

• сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и за рубежом, учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления и представление соответствующих докладов Президенту РФ.

Реализуя возложенные на нее функции, Администрация запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций; осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении; организует научные и исследовательские работы, в том числе с привлечением (на договорной основе) научных организаций, ученых и экспертов; исполняет поручения Президента РФ и контролируетих исполнение.

Полномочный представитель в регионе является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ на соответствующей части территории Российской Федерации. Будучи федеральным государственным служащим, он входит в состав Администрации Президента РФ.

Институт представителей Президента Российской Федерации в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономных округах был создан Указом Президента 24 сентября 1991 года в период радикального изменения политического и государственного устройства России. Тогда были назначены полномочные представители в 14 субъектах России. Необходимость образования такого института была обусловлена требованием координации деятельности ветвей власти на уровне территорий, поскольку президентская власть, обеспечивая централизацию контрольно-управленческих функций государства, должна иметь системный характер, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день 76 представителей Президента РФ исполняют свои обязанности в регионах России. Причем два представителя выполняют свои обязанности одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации: один — в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском национальных округах; а другой — в Ставропольском крае, республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан и Карачаево-Черкесии.

Компетенция этой президентской структуры в настоящее время определяется Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 9 июля 1997 года № 696.

Основными задачами полномочного представителя являются:

• содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий;

• информирование Президента РФ о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем регионе;

• взаимодействие с федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, указов и распоряжений Президента;

• взаимодействие с политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, действующими в соответствующем регионе;

• выполнение отдельных поручений Президента РФ. Осуществляя возложенные на него функции, полномочный представитель не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций.

Институт полномочного представителя призван решить три важнейшие проблемы по взаимодействию центра и регионов:

во-первых, ужесточить контроль за исполнением федерального бюджета;

во-вторых, упорядочить использование федеральной собственности в субъектах Российской Федерации;

в-третьих, содействовать укреплению кадров федеральных органов исполнительной власти в субъектах федерации.

Деятельность полномочного представителя ограничена сроком, на который избирается Президент РФ. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также при утрате доверия Президента РФ полномочный представитель может быть освобожден от должности досрочно.

 

4. Согласно Конституции пребывание Президента РФ в должности составляет четыре года, если отсутствуют определенные обстоятельства, вынуждающие его оставить пост главы государства до истечения срока, на который он был избран.

Российская Конституция предусматривает три случая досрочного прекращения полномочий Президентом РФ:

• его отставка;

• стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

• отрешение от должности. Россияне стали свидетелями первой в истории современной России добровольной отставки Президента Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 года.

Что касается отстранения Президента от должности по состоянию здоровья, то в настоящее время, к сожалению, не принят федеральный закон, детально регламентирующий данную процедуру.

Формой конституционной ответственности Президента РФ является возможность его отрешения от должности. Эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и является весьма сложной и формализованной, включающей в себя несколько обязательных условий.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В этом случае нижняя палата — Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее одной трети от общего числа членов Государственной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает решение об отрешении Президента от должности верхняя палата — Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие этого, отстранения его от должности необходимо две трети голосов об общего числа палаты (119 членов Совета Федерации).

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ пользуется неприкосновенностью, что вытекает из его конституционного положения как главы государства. До отрешения Президента РФ от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля.

После отрешения от должности Президент РФ, еслион совершил преступление, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

15 мая 1999 года оппозицией в Государственной Думе была предпринята попытка начать процедуру отрешения Президента РФ от должности по пяти обвинениям, которая не увенчалась успехом. Данный случай демонстрирует невозможность фактической реализации ст. 93 Конституции РФ до тех пор, пока не будет изменена конституционная формулировка оснований отрешения от должности Президента РФ.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель российского Правительства до новых выборов Президента.

Тема 7. Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты

1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Структура Федерального Собрания. Состав палат.

3. Порядок работы Государственной Думы. Взаимоотношения между палатами.

4. Законодательный процесс в Федеральном Собрании.

5. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.492 сек.