Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императивный мандат




Свободный мандат

Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властью на всем пространстве страны.

Уже французская Конституция 1795 года установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного мандата включает в себя следующие положения:

• мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);

• мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение своих избирателей);

• мандат не подлежит отзыву;

• одобрение действий мандатария не требуется, так как он считается выразителем воли народа.

Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.

На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддержавшей его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учитывать потребности и интересы избирателей.

Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марксистско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871 года. Затем после 1917 года он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.

Понятие "императивный мандат" включает совокупность трех элементов:

• обязательность наказов избирателей;

• обязательность отчетности депутата;

• право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказами перед избирателями и несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на очередных выборах или в его отзыве.

В современных государствах используется сочетание "свободного" и "императивного" мандата. Как правило, на общегосударственном уровне применяется свободный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, — императивный.

В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.

Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. Статус депутата законодательного органа Российской федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 года в редакции от 23 июня 1999 года.

Депутатами Государственной Думы могут быть только российские граждане, достигшие 21 года и обладающие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Формами деятельности депутатов обеих палат Федерального Собрания являются:

• участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных;

• участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания;

• участие в работе комитетов и комиссий палат;

• участие в парламентских слушаниях;

• обращение с депутатским запросом;

• работа с избирателями.

Кроме того, депутат Государственной Думы может работать в депутатских объединениях — фракциях и группах, а также обращаться с вопросом к членам российского Правительства на заседаниях Думы.

Одно из важнейших полномочий депутатов Федерального Собрания РФ — право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений.

Депутат (группа депутатов) федерального Собрания имеет право запроса к Правительству, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, на который они обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федерального Собрания, либо письменный — не позднее чем через 15 дней со дня его получения.

Гарантии депутатской деятельности — это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Выделяются следующие виды гарантий: организационные, материальные и специальные.

К организационным гарантиям относятся право безотлагательного приема депутатов Совета Федерации и Государственной Думы руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы. Все эти органы обязаны дать ответ на его обращения или безотлагательно предоставить запрашиваемые им документы либо сведения.

К материальным гарантиям относятся: установление ежемесячного денежного вознаграждения депутату Государственной Думы, право бесплатного проезда на территории государства всеми видами транспорта, кроме такси, предоставление жилого помещения в г. Москве на все время депутатских полномочий, право иметь пять помощников.

Специальной гарантией является депутатская неприкосновенность. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в течение всего срока их полномочий не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое помещение, служебный кабинет, багаж, личное и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора России соответствующей палатой Федерального Собрания. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (90 голосов) или депутатов Государственной Думы (226 голосов).

 

Тема 8. Правительство РФ

1. Общая характеристика роли исполнительной власти.

2. Понятие, формирование и деятельность Правительства РФ

3. Органы отраслевого и межотраслевого управления и их функции

 

1. Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти — законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присущи только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

Система органов исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию законов и решений, принимаемых Федеральным Собранием, решения референдумов, указы Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Таким образом, основная функция органов исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение (осуществление) правовых актов, принятых законодательной ветвью власти.

Другими важнейшими функциями органов исполнительной власти являются:

• охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;

• регулятивно-управленческая, связанная с руководством отраслями производственной и социально-культурной сферы;

• обеспечение прав и свобод граждан.

Однако данные функции не могут быть реализованы без наличия следующих вспомогательных функций:

• нормотворческой, заключающейся в издании органами исполнительной власти нормативных актов;

• оперативно-исполнительной, состоящей в том, что указанные органы обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах;

• юрисдикционной, воплощающейся в том, что органы исполнительной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения.

Кроме того, осуществление указанных задач и функций предполагает взаимодействие, сотрудничество всех институтов власти.

Органы исполнительной власти имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов государственных органов. Эти властные учреждения представляют собой самую большую часть государственного аппарата. По составу и количеству их намного больше, чем законодательных (представительных) и судебных органов. Органы исполнительной власти — самая мобильная часть государственного аппарата, чаще других претерпевающая изменения и реформы.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации образована единая система исполнительной власти, включающая в себя как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации, что не исключает возможность их классификации по ряду других признаков. Кроме того, имеются исполнительные органы местного самоуправления.

Выделяют органы общей компетенции, которые могут решать практически любые вопросы государственного управления (Правительство РФ и администрации); органы, отраслевой компетенции, которые обеспечивают специализированное управление определенной частью однородных предприятий, учреждений, организаций (например, Министерство юстиции, Министерство культуры); органы межотраслевой компетенции, которые отвечают за состояние и развитие порученной им сферы управления (например, Министерство труда и социального развития, Министерство науки и технологий); органы внутриотраслевой компетенции, которые руководят в рамках отраслей порученными участками работы (например, территориальные органы федеральных министерств).

По организационно-правовым формам различаются:

• правительства;

• советы министров, имеющие статус правительств;

• министерства;

• государственные комитеты;

• комитеты;

• комиссии;

• службы;

• агентства;

• главные управления и управления;

• надзоры;

• департаменты;

• администрации (мэрии);

• отделы;

• другие органы, разнообразные по их организационно- правовым формам.

В зависимости от формы управления различают единоначальные органы, коллегиальные и смешанные.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Коллегиальные органы — это организационно и юридически объединенные группы должностных лиц или руководителей, которым принадлежит приоритет принятия решения по всем вопросам компетенции данных учреждений.

Органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью, отличает всестороннее и квалифицированное коллегиальное обсуждение и решение стратегических и оперативных вопросов, но им присуще и единоличное проведение принятых решений в жизнь руководителем соответствующего органа. К последним относятся, например, министерства, в которых существуют коллегии.

2. Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 14 мая 1997 года с изменениями от 31 декабря 1997 года Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти России. Деятельность Правительства подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что оно полностью выведено из законотворческого процесса и должно толь- ко исполнять предписанное. В некоторых вопросах, по которым законодатель принимает решения, наибольшей компетенцией обладает именно Правительство. Последнее обязано давать свои заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Организационная самостоятельность Правительства РФ проявляется в том, что федеральные законодательные и судебные органы практически никак не влияют на его формирование, не считая назначения Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Однако даже в этом случае решающее слово принадлежит не парламенту, а Президенту РФ.

Сказанное не означает, что органы исполнительной власти бесконтрольны. Правительство призвано действовать независимо, самостоятельно, но в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с российской Конституцией и законами. Правом принимать организационные решения по каждому члену Правительства, министру, вплоть до роспуска всего Правительства, наделен глава государства.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны.

Принципами деятельности Правительства являются: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В состав Правительства РФ входят Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия нижней палаты парламента Государственной Думы в следующие сроки:

• не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

• не позднее двухнедельногосрока после отставки Правительства РФ;

• в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение Государственной Думы.

Государственная Дума имеет право дважды без каких-либо для себя правовых последствий отклонить кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом РФ. Если же Государственная Дума в третий раз не утвердит представленную кандидатуру, то Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурамна должности своих заместителей и федеральных министров.

Ограничения статуса членов Правительства связаны с реализацией принципа разделения властей и направлены на минимизацию возможности злоупотребления своим должностным положением. Поэтому закон запрещает членам Правительства:

• быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборных органов местного самоуправления;

• занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и научной;

• быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

• использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства;

• получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

• принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

• выезжать в служебные командировки за пределы российской территории за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Наибольший объем полномочий сосредоточен в руках Председателя Правительства РФ, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; представляет Президенту РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий или об их поощрении; распределяет обязанности между своими заместителями; подписывает акты Правительства.

Председатель Правительства обладает представительскими функциями в Российской Федерации и за ее пределами.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя и федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики; готовят постановления и распоряжения Правительства, обеспечивают их исполнение. На открытых заседаниях вправе участвовать представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка России и иные лица. Отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях.

Реализацией принципа гласности является положение о том, что Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых решениях.

Оперативные вопросы решает Президиум Правительства (образуется по предложению его Председателя). Заседания Президиума проводятся по мере необходимости.

Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Правительство РФ вправе отменить любое решение этого Президиума.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:

• реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;

• регулирование социально-экономической сферой;

• обеспечение единства системы исполнительной власти в России;

• формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

• право законодательной инициативы.

Контроль за деятельностью Правительства РФ существенно ограничен. Правительство обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Государственная Дума может рассмотреть вопрос о доверии Правительству. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом РФ:

• по заявлению Председателя Правительства об отставке;

• в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства либо освобождения от должности его обязанности исполняет один из заместителей Председателя.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий.

Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, именуются распоряжениями. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официальной публикации постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. В то же время постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. При необходимости немедленного широкого обнародования любое постановление Правительства доводится до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Кроме того, Правительство вправе принимать акты, не имеющие правового характера (обращения, заявления и т. п.).

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

 

3. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые являются органами как отраслевого, так и межотраслевого управления, и контролирует их деятельность.

Федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за реализацию порученных задач.

Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации утверждается президентским указом. Ее составляют министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры.

Согласно Указу Президента РФ министерство — это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнитель- ной власти. Руководителем министерства является министр (федеральный министр), входящий в состав Правительства РФ. В редких случаях допускается вхождение в состав Правительства министра, не возглавляющего конкретное министерство (министр "без портфеля").

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет (федеральную комиссию) возглавляет председатель.

Федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор — это органы, осуществляющие специальные исполнительные (контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, российское агентство — генеральный директор, федеральный надзор России — начальник.

Создание, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом по предложению Председателя Правительства РФ как сразу по вступлении его в должность, так и в течение всего срока его полномочий.

При этом положения о федеральных органах исполнительной власти, непосредственно подведомственных главе государства, утверждает он сам, а положения о других федеральных органах исполнительной власти — Правительство, которое устанавливает численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Как уже указывалось, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства, аих заместители — Правительством. Руководители всех остальных федеральных органов исполнительной власти (за исключением тех, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент) назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ. Федеральные министры и руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности главой государства по представлению Председателя Правительства.

Для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы и другие органы при Правительстве. Оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Тема 9. Судебная власть в РФ. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ

1. Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей в Российской Федерации.

2. Конституционно-правовые основы судебной системы РФ.

3. Судебная система РФ. Конституционный Суд РФ.

4. Судебная власть в субъектах РФ.

5. Прокуратура РФ.

 

1. Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы при юридических конфликтах обеспечивать господство права.

Судебная деятельность (правосудие) — одна из форм государственной деятельности. Но правосудие (в отличие от законодательной и исполнительной власти) обеспечивает законность своими, только ему присущими методами в особом, четко регламентированном порядке.

В любом государстве правовые предписания в большинстве своем добровольно выполняются гражданами и должностными лицами в силу их сознательности; но когда эти предписания нарушаются, государство применяет к правонарушителям принуждение. Правовые конфликты и правонарушения рассматриваются различными органами, среди которых судебным отводится важная роль.

Все судебные органы имеют общие признаки:

• правосудие осуществляется только судом. Это означает, что в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел;

• оно реализуется только при помощи способов, указанных в законе;

• основано на точном соблюдении закона;

• производится только в процессуальной форме;

• суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие — это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Действующая Конституция Российской Федерации, закрепив основы организации и деятельности органов правосудия, гарантирует его законность и справедливость. Конституционные основы образуют тот каркас, который служит опорой для конкретных законодательных предписаний, регулирующих деятельность судебных органов. Это — результат практики развития и совершенствования правосудия в нашей стране, который отражен в нормах Конституции.

2. К конституционным основам судебной власти в Российской Федерации относятся следующие.

Законность (ст. 15 Конституции РФ). Для судебных органов это положение особо значимо, так как их деятельность наиболее тесно связана с законом — как материальным, так и процессуальным.

Независимость судей и заседателей (ст. 120 Конституции РФ), т. е. обеспечение судьям и народным (присяжным, арбитражным) заседателям таких условий, при которых они могут принимать ответственные решения без какого-либо постороннего воздействия. Гарантиями их независимости являются: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судей и заседателей, финансово-материальное обеспечение судов за счет федерального бюджета и др.

Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение для судей общих и арбитражных судов, 12-летний срок для судей Конституционного Суда и избрание на 5 лет мировых судей. Гарантируется независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы,. подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно на месте преступления. Все следственные действия в отношении судей любого уровня возможны только при соблюдении особых процедур и с санкции Генерального прокурора РФ.

Открытость судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) — это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих. Исключение — особые категории дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в суде пользуются равными процессуальными правами при отстаивании своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора.

Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Оно чаще всего выражается в привлечении гражданина в качестве народного, присяжного либо арбитражного заседателя, а также при выполнении им роли общественного обвинителя или защитника.

 

3. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе они образуют судебную систему Российской Федерации.

Судебная система — это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. На основании статьи 71 п. "о" Конституции РФ установление основ судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы приобретает в федеративном государстве особую роль.

В Российской Федерации это единство обеспечивается путем:

• установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

• применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

• признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;

• законодательного закрепления единого статуса судей;

• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

федеральные суды;

• конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

• мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд Российской Федерации;

• Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

• мировые судьи,которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды различаются объемом компетенции, поэтому выделяются звенья судебной системы.

Под звеном судебной системы следует понимать совокупность однотипных судов равнозначных территориальных образований, обладающих одинаковой компетенцией.

В системе судов общей юрисдикции (под юрисдикцией понимается деятельность суда по разрешению правовых конфликтов) выделяются три звена:

основное, или первое звено районные (городские, межмуниципальные) суды;

• среднее, или второе звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт- Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

• высшее, или третье звено Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, также состоят из трех звеньев:

• первое звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

• второе звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

• третье звено — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

С 1 июля 1995 года стала трехзвенной и система арбитражных судов России:

• первое звено — арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;

• второе звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);

• третье звено — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам России.

 

4. Элементами судебной системы субъектов Федерации являются конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

В течение последних лет были учреждены конституционные суды в республиках: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Удмуртия. В республиках Татарстан, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания действуют Комитеты конституционного надзора. В Республике Адыгея создана Конституционная палата. Образование уставных судов предусмотрено уставами Воронежской и Тюменской областей, не исключается такая возможность в Алтайском и Красноярском краях, Иркутской и Томской областях. Однако пока действует только Уставной суд Свердловской области. Система этих судов не подчиняется Конституционному Суду Российской Федерации и финансируется за счет средств бюджета субъекта Федерации.

Вопрос о необходимости учреждения конституционных (уставных) судов решается органами государственной власти субъектов РФ исходя из материальных, кадровых и иных обстоятельств. Порядок формирования и компетенция таких судов определяются самими субъектами Федерации в их конституциях или уставах. Численный состав составляет от 5 до 9 судей. Судьи конституционных (уставных) судов по общему правилу избираются законодательным органом власти по представлению главы исполнительной власти субъекта Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 года конституционные (уставные) суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования данной конституции (устава).

Если проанализировать компетенцию действующих сегодня конституционных (уставных) судов, то можно выделить дополнительные направления их деятельности, закрепленные в их конституциях (уставах) и законах:

• проверка конституционности правоприменительной практики;

• рассмотрение жалоб граждан на нарушение конституционных прав и свобод;

• определение (подтверждение) конституционности партий;

• участие в процедуре отрешения от должности главы исполнительной власти субъекта Федерации;

• участие в процедуре роспуска органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

• осуществление права законодательной инициативы;

• разрешение споров о законности проведения выборов и референдума.

Указанные конституционные (уставные) суды занимают уникальное место в судебной системе Российской Федерации, ограничивая деятельность других государственных органов власти субъекта Федерации рамками его конституции (устава).

Другой элемент судебной системы субъектов РФ — институт мировых судей, возрождение которого мы сегодня наблюдаем. Его основной задачей является приближение правосудия к гражданам, освобождение федеральных судов от массы незначительных дел.

На сегодняшний день принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года, который является рамочным. Согласно федеральному законодательству закон субъекта Федерации должен устанавливать полномочия и порядок деятельности мирового судьи.

Следует обратить внимание на специфику статуса мировых судов. С одной стороны, они определяются Законом как суды субъектов Федерации, с другой — как составная часть единой федеральной судебной системы, что и предполагаетих финансирование из федерального бюджета. Последнее выступает как важнейшая гарантия независимости мировых судей от местных властей.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Назовем общие требования к мировому судье. Во-первых, мировым судьей может быть только гражданин Российской Федерации; во-вторых, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не допустивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на эту должность и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

На мировых судей распространяются все гарантии независимости судей. Законодательством субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей.

Закон определяет ряд важных условий для кандидата в мировые судьи. Он не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Важным требованием, предъявляемым к мировому судье, является его репутация. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях мировой судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В соответствии с федеральным законом мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка на срок до пяти лет. Конкретный порядок избрания мирового судьи будет регламентироваться законом субъекта Федерации.

В качестве суда первой инстанции мировой судья рассматривает:

• уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы;

• дела о выдаче судебного приказа;

• дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

• иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

• дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

• трудовые споры, за исключением дел о восстановлении на работе;

• дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает дела единолично, осуществляет свою деятельность в пределах территории закрепленного за ним судебного участка. При этом упрощаются правила и требования судебной процедуры по малозначительным делам и спорам, по которым стороны смогли достичь взаимоприемлемого соглашения.

5. Учреждение органов прокуратуры в Российской империи, по замыслу Петра I, диктовалось необходимостью контроля за деятельностью государственного аппарата.

В наших условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов", обнаруживает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей). Все они взаимодействуют и как единая государственная власть должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.

Исходя из этого под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений деятельность по надзору за исполнением действующих законов специально уполномоченных государственных органов.

Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется ст. 129 Конституции РФ, которая помещена в главе "Судебная власть", что не означает включения прокуратуры с систему судебной власти, и Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации" 1992 года с последующими изменениями.

Закон о прокуратуре выделяет следующие отрасли (сферы.) прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:

• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются:

• централизация;

• независимость;

• гласность.

Прокуратура организуется как единая централизованная система, что определяется общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет федерального бюджета; подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему.

Принцип независимости органов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также невозможность совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что в печати обязательно сообщается о назначении прокуроров, прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от населения. Журналисты вправе присутствовать на любых судебных процессах с участием прокуроров, печатать публикации о них, за исключением таких материалов, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайны.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначаетсяна должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть российские граждане, имеющие высшее юридическое образование (полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию) и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. При приеме на службу в органы прокуратуры заключается трудовой контракт сроком на 5 лет.

Лицо не может быть принято,на службу в прокуратуру, если оно:

• имеет гражданство иностранного государства;

• признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

• лишено решением суда права занимать государственные должности в течение определенного срока;

• имело или имеет судимость;

• имеет заболевание, которое по медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

• состоит в близком родстве с работником органа прокуратуры, если служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Прокурор наделяется законом следующими полномочия- ми: имеет доступ к необходимым документам и материалам; требует проведения проверок, ревизий, представления необходимых материалов; приносит протесты на противоречащие закону нормативные акты; вносит представления об устранении нарушения закона; выносит постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства, имеют право постоянно носить и хранить служебное огнестрельное оружие и применять его в установленных законом случаях.

Существование прокуратуры и ее деятельность по надзору за строгим и точным соблюдением закона на всей территории Российской федерации возможны, когда все ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

 

Тема 10. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ

1. Конституционная система органов государства. Виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус.

2. Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ

3. Организация исполнительной власти субъектов РФ.

4. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ. Местное управление и самоуправление в РФ

1. В Российской Федерации на конституционном уровне закрепляется, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном. ведении Федерации и ее субъектов. По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели системы органов государственной власти на региональном уровне. Это объясняется и разнообразием видов субъектов Федерации, их большим количественным составом и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций этих государственных образований. Тем не менее система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать общепринятым федеральным параметрам их организации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22 сентября 1999 года государственная власть в субъекте Федерации осуществляется на основе:

• государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

• распространения суверенитета России на всю ее территорию;

• верховенства российской Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

• единства системы государственной власти;

• разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

• разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

• самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;

• самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Федерации при создании системы органов государственной власти имеет свои пределы. Они определяются, во-первых, основами конституционного строя и, во-вторых, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными названным выше федеральным законом. Конкретная система органов государственной власти субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) самого субъекта Федерации.

В систему органов государственной власти субъекта Федерации входят законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта Федерации, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта Федерации.

Носителями судебной власти в субъектах Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 года выступают конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, функционирующие на территории субъекта Федерации, не входят в систему его органов государственной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять свои полномочия на территории субъекта Федерации как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы.

 

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодатель- ной власти субъекта Российской Федерации, избираемым на- селением соответствующего субъекта. Все основные вопросы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество депутатов (представителей), включая работающих на штатной оплачиваемой основе, определяются органами государственной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, Областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т. д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская области и т.д.), Народный Хурал (Республика Бурятия и Калмыкия), Законодательный сулган (Эвенкийский автономный округ) и др.

В основном парламенты субъектов Федерации однопалатные, состоят не более чем из 50 депутатов. Встречаются парламенты и с большим числом депутатов (в Государственном Совете Татарстана — 250 депутатов). Очень редко создаются двухпалатные представительные органы. Так, Законодательное Собрание Свердловской области состоит из Палаты Представителей и Областной Думы. Их компетенции сходна с компетенцией соответствующих палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Е Федерации избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более чем на 5 лет.

Избирательная система в субъектах Федерации отлична от федеральной, которая закрепляет выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по смешанной системе. Тогда как подавляющее число субъектов РФ (86 субъектов) использовали мажоритарную систему, и только Республика Марий Эл, Тыва и Саратовская область в свое время применяли смешанную избирательную систему, в соответствии с которой часть депутатов парламента (не превышающая 1/3 депутатов) избиралась по принципу пропорционального представительства.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа.

Органы представительной власти субъектов Федерации являются постоянно действующими органами, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения подготовки вопросов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта Федерации:

• принятие конституции (устава) субъекта Федерации и поправок к ним;

• осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта Федерации;

• иные полномочия, установленные российской Конституцией, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

Новеллой Федерального закона стало положение, которое закрепило главенствующее место закона в системе нормативных актов субъекта Федерации. Так, обязательным является принятие закона по таким важным вопросам, как бюджет; основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти; порядок проведения референдума и выборов в законодательный орган субъекта Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта Федерации; порядок деятельности органов местного самоуправления и процедура их избрания; программы социально-экономического развития субъекта Федерации; налоги и сборы; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Федерации; административно-территориальное устройство субъекта Федерации и порядок его изменения; схема управления и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации. По иным вопросам законодательный орган субъекта Федерации принимает постановления. В 1995—1999 годах законодательные органы большинства субъектов Федерации издали от 150 до 200 законов.

Серьезные нарушения, связанные с различиями в порядке принятия правовых актов в субъектах Федерации, являвшиеся неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и других судебных органов, обусловили необходимость унифицировать на федеральном уровне законодательный процесс в субъектах Федерации. Сейчас Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко установлено, что правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Федерации обладают депутаты, высшее должностное лицо субъекта Федерации, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации в соответствии с его конституцией (уставом).

Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодательным органом субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, а конституция (устав) субъекта Федерации, поправки к ним — большинством не менее двух третей голосов.

Принятый законодательным органом закон направляется для обнародования высшему должностному лицу субъекта Федерации, который обязан его либо подписать либо отклонить в срок, который не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта Федерации депутаты большинством не менее двух третей голосов могут преодолеть данное вето. Затем высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано подписать и обнародовать закон субъекта Федерации.

Особую роль в деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации играют контрольные функции, заключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых ими законов, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный орган государственной власти субъекта Федерации исполняет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирается. Однако разнообразие практики регионального регулирования досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Федерации заставило федерального законодателя внести определенность по этому вопросу. Новый федеральный закон специально предусматривает следующие случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации:

• если этот орган примет решения о самороспуске;

• если он будет распущен высшим должностным лицом субъекта Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Федерации (такие противоречия должны быть установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта Федерации распускается, если не устранит их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения);

• если вступит в силу решение верховного суда республики, суда края, области,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.264 сек.