КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения. Подшипники качения являются основным видом опор вращающихся (качающихся) деталей
Подшипники качения являются основным видом опор вращающихся (качающихся) деталей. Подшипник качения имеет наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми расположены тела качения 3 (рис. 27.1). Во избежание соприкосновения тел качения они отделяются друг от друга сепаратором 4. Классификация подшипников. Подшипники качения классифицируют по следующим признакам: 1. По форме тел качения подшипники подразделяют на шариковые (рис. 27.2) и роликовые (рис. 27.3). Последние, в свою очередь, делят по форме роликов на подшипники с короткими (рис. 27.3, а) и длинными (рис. 27.3,0) цилиндрическими роликами, с коническими (рис. 27.3, г), бочкообразными {рис. 27.3,6), ИГОЛЬ- Рис. 27.1. Подшипник качения
α) δ) в) г) Рис. 27.2. Основные типы шарикоподшипников чатыми (рис. 27.3, в) и витыми роликами (рис. 27.3, е). 2. По направлению воспринимаемых сил подшипники разделяют на типы: а) радиальные, воспринимающие преимущественно радиаль б) радиально-упорные, предназначенные для восприятия в) упорно-радиальные, предназначенные для восприятия осе г) упорные, воспринимающие только осевые силы (рис. 27.2, е). 3. По способности самоустанавливаться подшипники под разделяют на несамоустанавливающиеся и самоустанавливаю 4. По числу рядов тел качения (расположенных по ширине) Подшипники одного и того же диаметра отверстия подразделяют по габаритным размерам (наружный диаметр и ши- Рис. 27.3. Основные типы роликоподшипников рина) на размерные серии: сверхлегкую, особо легкую, легкую, среднюю, тяжелую, особо узкую, узкую, нормальную, широкую и особо широкую. Подшипники разных типов, размеров и серий имеют различную грузоподъемность и быстроходность. Подшипники более тяжелых серий менее быстроходны, но имеют более высокую грузоподъемность. Подшипники шариковые радиальные и радиально-упорные, а также роликовые с короткими цилиндрическими роликами имеют наибольшую быстроходность по сравнению с подшипниками других типов. Для особо высокой частоты вращения и действия легких нагрузок целесообразно использовать подшипники сверхлегкой и особо легкой серий. Для восприятия повышенных и тяжелых нагрузок при высокой частоте вращения используют подшипники легкой серии, а при недостаточной их грузоподъемности размещают в одной опоре по два подшипника. Наиболее часто на практике применяют подшипники легкой и средней серий нормальной ширины. Радиальные шарикоподшипники могут воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие в обе стороны вдоль оси вращения подшипника, что обеспечивает возможность фиксирования вала в осевом направлении. При использовании этих подшипников предъявляются менее высокие требования к соосности опор и жесткости валов; стоимость их изготовления невысока, наиболее прост монтаж и демонтаж, поэтому такие подшипники наиболее распространены. Роликовые подшипники более грузоподъемны, чем шариковые. Однако роликоподшипники с цилиндрическими роликами наиболее распространенных конструкций (с направляющими бортами для роликов на одном из колец подшипника) не могут воспринимать осевых нагрузок, а конические роликоподшипники менее быстроходны. Все большее применение находят роликоподшипники с выпуклой образующей роликов (с бомбированными роликами). Такая форма роликов позволяет снизить концентрацию напряжений на их кромках и повысить долговечность подшипников в 2 раза и более. Радиально-упорные подшипники различают по величине угла контакта α (см. рис. 27.2, в, г и 27.3, г). С увеличением угла контакта радиально-упорные подшипники могут воспринимать более тяжелые осевые нагрузки. Однако быстроходность подшипников с увеличением угла контакта снижается. Радиальные и радиально-упорные шарикоподшипники могут быть использованы и в случае действия на них только осевой нагрузки, особенно при высокой частоте вращения, при которой нельзя применять упорные подшипники. Самоустанавливающиеся подшипники применяют в случае повышенной несоосности опор вала (до 2 — 3°), а также при повышенной изгибной податливости вала. Предельная частота вращения подшипников зависит от их конструкции и точности изготовления, от точности изготовления и монтажа сопряженных с подшипниками деталей, а также от способа смазывания и свойств смазочных материалов. Точность изготовления. Промышленность изготовляет подшипники качения пяти классов точности (0, 6, 5, 4 и 2; обозначения даны в порядке повышения точности). Подшипники класса точности 0 используют при отсутствии особых требований к точности вращения, определяемой радиальными и осевыми биениями дорожек качения внутреннего и наружного колец подшипника. Их применяют наиболее часто. Быстроходность подшипников принято оценивать параметром dmn, где dm — диаметр окружности, соединяющей центры тел качения, мм; η — частота вращения кольца подшипника, об/мин. Для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников со стальными штампованными («змейковыми») сепараторами (см. рис. 27.1) и роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами нормального класса точности (0)dmn = 0,5· 106 мм-об/мин; для тех же подшипников с массивными сепараторами, изготовленными из антифрикционных материалов (бронзы, алюминиевых сплавов, пластмасс), при интенсивной циркуляционной подаче масла параметр dmn достигает 2,8 · 106 мм-об/мин; для конических роликоподшипников dmn к 0,3 · 106 мм · об/мин, а для упорных шарикоподшипников dmn «0,22 · 10б мм · об/мин. Для шарикоподшипников небольших размеров при смазывании масляным туманом (см. с. 466) достигали значения параметра dmn = 1,8 · 106 м · об/мин, при этом частота вращения подшипника была 90000—100000 об/мин и ресурс составил более 2000 ч. Материалы деталей подшипников. Кольца и тела качения подшипников изготовляют в основном из шарикоподшипниковых высокоуглеродистых хромистых сталей ШХ15 и ШХ15СГ, а также цементуемых легированных сталей 18ХГТ, 20Х2Н4А и 20НМ. Твердость роликов и колец обычно HRC 60— 65, шариков - HRC 62 — 66. Кольца и тела качения подшипников, работающих в агрессивных средах, выполняют из сталей 12X13 или 20X13. Сепараторы массовых подшипников изготовляют штамповкой из мягкой углеродистой стали; сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют массивными из бронз, латуни, дуралюмина, текстолита и других материалов. Основные типы подшипников и их характеристики приведены в работе [4]. § 2. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА ПОДШИПНИКОВ Подшипник (рис. 27.4) представляет из себя по существу планетарный механизм (см. рис. 20.34, а), в котором внутреннее и наружное кольца, тела качения и сепаратор выполняют функции соответственно центральных колес 1 и 3, сателлитов 2 и водила Н. При вращении внутреннего кольца радиально-упорного подшипника (рис. 27.5) с частотой n0
откуда частота вращения сепаратора Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца с частотой nн вращения шарика вокруг своей оси
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |