Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения. Подшипники качения являются основным видом опор вращающихся (качающихся) деталей

 

Подшипники качения являются основным видом опор вращающихся (качающихся) деталей. Подшипник качения имеет наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми расположены тела качения 3 (рис. 27.1). Во избежание со­прикосновения тел качения они от­деляются друг от друга сепарато­ром 4.

Классификация подшипников. Под­шипники качения классифицируют по следующим признакам:

1. По форме тел качения под­шипники подразделяют на шарико­вые (рис. 27.2) и роликовые (рис. 27.3). Последние, в свою очередь, делят по форме роликов на подшипники с короткими (рис. 27.3, а) и длинными (рис. 27.3,0) цилиндрическими роли­ками, с коническими (рис. 27.3, г), бочкообразными {рис. 27.3,6), ИГОЛЬ-

Рис. 27.1. Подшипник качения

 

α) δ) в) г)

Рис. 27.2. Основные типы шарикоподшипников

чатыми (рис. 27.3, в) и витыми роликами (рис. 27.3, е).

2. По направлению воспринимаемых сил подшипники разде­ляют на типы:

а) радиальные, воспринимающие преимущественно радиаль­
ные нагрузки, действующие перпендикулярно оси вращения
подшипника (рис. 27.2, α и б и 27.3, а, 6, в, д);

б) радиально-упорные, предназначенные для восприятия
одновременно действующих радиальных и осевых нагрузок
(рис. 27.2, виги 27.3, г);

в) упорно-радиальные, предназначенные для восприятия осе­
вой нагрузки при одновременном действии незначительной
радиальной нагрузки (рис. 27.2, д);

г) упорные, воспринимающие только осевые силы (рис.

27.2, е).

3. По способности самоустанавливаться подшипники под­ разделяют на несамоустанавливающиеся и самоустанавливаю­
щиеся
(см. рис. 27.2,6 и 27.3,6), допускающие поворот оси
внутреннего кольца по отношению к оси наружного кольца.

4. По числу рядов тел качения (расположенных по ширине)
подшипники делят на однорядные (см. рис. 27.2, а, в - е
и 27.3, а, в - д), двухрядные (см. рис. 27.2, б и 27.3,6)
и четырехрядные.

Подшипники одного и того же диаметра отверстия под­разделяют по габаритным размерам (наружный диаметр и ши-


Рис. 27.3. Основные типы роликоподшипников

рина) на размерные серии: сверхлегкую, особо легкую, лег­кую, среднюю, тяжелую, особо узкую, узкую, нормальную, широкую и особо широкую.

Подшипники разных типов, размеров и серий имеют раз­личную грузоподъемность и быстроходность. Подшипники более тяжелых серий менее быстроходны, но имеют более высокую грузоподъемность. Подшипники шариковые радиаль­ные и радиально-упорные, а также роликовые с короткими цилиндрическими роликами имеют наибольшую быстроход­ность по сравнению с подшипниками других типов.

Для особо высокой частоты вращения и действия легких нагрузок целесообразно использовать подшипники сверхлегкой и особо легкой серий. Для восприятия повышенных и тя­желых нагрузок при высокой частоте вращения используют подшипники легкой серии, а при недостаточной их грузо­подъемности размещают в одной опоре по два подшипника.

Наиболее часто на практике применяют подшипники легкой и средней серий нормальной ширины.

Радиальные шарикоподшипники могут воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие в обе сто­роны вдоль оси вращения подшипника, что обеспечивает возможность фиксирования вала в осевом направлении. При использовании этих подшипников предъявляются менее высо­кие требования к соосности опор и жесткости валов; стои­мость их изготовления невысока, наиболее прост монтаж и демонтаж, поэтому такие подшипники наиболее распростра­нены.

Роликовые подшипники более грузоподъемны, чем шарико­вые. Однако роликоподшипники с цилиндрическими роли­ками наиболее распространенных конструкций (с направляю­щими бортами для роликов на одном из колец подшипника) не могут воспринимать осевых нагрузок, а конические ро­ликоподшипники менее быстроходны. Все большее применение находят роликоподшипники с выпуклой образующей роликов (с бомбированными роликами). Такая форма роликов позво­ляет снизить концентрацию напряжений на их кромках и по­высить долговечность подшипников в 2 раза и более.

Радиально-упорные подшипники различают по величине угла контакта α (см. рис. 27.2, в, г и 27.3, г). С увеличением угла контакта радиально-упорные подшипники могут воспри­нимать более тяжелые осевые нагрузки. Однако быстроход­ность подшипников с увеличением угла контакта снижается.

Радиальные и радиально-упорные шарикоподшипники могут быть использованы и в случае действия на них только осевой нагрузки, особенно при высокой частоте вращения, при которой нельзя применять упорные подшипники. Само­устанавливающиеся подшипники применяют в случае повы­шенной несоосности опор вала (до 2 — 3°), а также при по­вышенной изгибной податливости вала.

Предельная частота вращения подшипников зависит от их конструкции и точности изготовления, от точности изготовления и монтажа сопряженных с подшипниками деталей, а также от способа смазывания и свойств смазочных материалов.

Точность изготовления. Промышленность изготовляет под­шипники качения пяти классов точности (0, 6, 5, 4 и 2; обоз­начения даны в порядке повышения точности).

Подшипники класса точности 0 используют при отсутствии особых требований к точности вращения, определяемой ра­диальными и осевыми биениями дорожек качения внутреннего и наружного колец подшипника. Их применяют наиболее часто.

Быстроходность подшипников принято оценивать парамет­ром dmn, где dm — диаметр окружности, соединяющей центры тел качения, мм; η — частота вращения кольца подшипника, об/мин. Для радиальных и радиально-упорных шарикопод­шипников со стальными штампованными («змейковыми») се­параторами (см. рис. 27.1) и роликоподшипников с корот­кими цилиндрическими роликами нормального класса точ­ности (0)dmn = 0,5· 106 мм-об/мин; для тех же подшипников с массивными сепараторами, изготовленными из антифрик­ционных материалов (бронзы, алюминиевых сплавов, пласт­масс), при интенсивной циркуляционной подаче масла пара­метр dmn достигает 2,8 · 106 мм-об/мин; для конических роликоподшипников dmn к 0,3 · 106 мм · об/мин, а для упорных шарикоподшипников dmn «0,22 · 10б мм · об/мин.

Для шарикоподшипников небольших размеров при смазы­вании масляным туманом (см. с. 466) достигали значения параметра dmn = 1,8 · 106 м · об/мин, при этом частота вращения подшипника была 90000—100000 об/мин и ресурс составил более 2000 ч.

Материалы деталей подшипников. Кольца и тела качения подшипников изготовляют в основном из шарикоподшипнико­вых высокоуглеродистых хромистых сталей ШХ15 и ШХ15СГ, а также цементуемых легированных сталей 18ХГТ, 20Х2Н4А и 20НМ. Твердость роликов и колец обычно HRC 60— 65, шариков - HRC 62 — 66.

Кольца и тела качения подшипников, работающих в агрес­сивных средах, выполняют из сталей 12X13 или 20X13.

Сепараторы массовых подшипников изготовляют штампов­кой из мягкой углеродистой стали; сепараторы высокоско­ростных подшипников выполняют массивными из бронз, ла­туни, дуралюмина, текстолита и других материалов.

Основные типы подшипников и их характеристики при­ведены в работе [4].

§ 2. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА ПОДШИПНИКОВ

Подшипник (рис. 27.4) представляет из себя по существу планетарный механизм (см. рис. 20.34, а), в кото­ром внутреннее и наружное кольца, тела качения и се­паратор выполняют функции соответственно центральных колес 1 и 3, сателлитов 2 и водила Н.

При вращении внутреннего кольца радиально-упорного подшипника (рис. 27.5) с частотой n0

 

откуда частота вращения сепаратора

Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца с частотой nн

вращения шарика вокруг своей оси

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нагрузочная способность подшипников скольжения | Несущая способность подшипников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.