Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства




Подобно биологическим организмам, условием выживания и развития предпринимательских структур является их способность приспосабливаться к требованиям внешней среды. Под внешней окружающей средой понимаются все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать предпринимательской единице, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность предпринимательской единицы реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Среда существования организации делится на две части. Первая часть «ближнее» окружение – непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении. Вторая часть –«дальнее» окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Анализ «дальней» окружающей среды включает в себя так называемый PEST-анализ, в котором все факторы внешней среды делятся на пять групп: политические (Р), экономические (Е), социальные (S), технологические (T) и факторы рыночного окружения (M) (рисунок 1.5).

Предприниматель должен следить за внешней обстановкой с целью выявления и использования ее благоприятных возможностей для достижения своих целей, избегая при этом угрозы и препятствий. Этого можно добиться пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

1) политические и правовые;

2) экономические;

3) социальные и культурные;

4) технологические.

 

 


Рисунок 1.5 - Стратегический анализ факторов внешней среды

 

Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. К таким факторам следует отнести: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике государства и т.п.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Для того, чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны социальных и культурных факторов, организациям необходимо учитывать новые тенденции на конец 1990-х — начало 2000 г. и далее (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население). Так, например, стареющее население с большим процентом людей старше 55—60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д. Изменения в половом, возрастном и национальном составе населения России тоже могут оказывать важное влияние на организации.

Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние.

Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии.

В процессе анализа предприниматель должен ответить на ряд вопросов (таблица 1.4).

 

Таблица 1.4 – Перечень вопросов анализа внешней среды

Возможности внешней среды Вероятные угрозы
Какие сферы деятельности могут обеспечить успех будущей деятельности? Какие сферы деятельности могут привести к возникновению проблем?
Какие тенденции развития внешних факторов наиболее благоприятны для организации? Тенденции развития каких внешних факторов могут привести к возникновению проблем?
В каком направлении осуществляется развитие рынков, находящихся в сфере интересов организации? Каковы потенциальные угрозы со стороны конкурентов и других внешних факторов?

 

Функционирование предпринимательской единицы определяется не только состоянием внешней среды. Не менее важным фактором является ее внутреннее состояние, то есть микросреда (специфическая или ближняя окружающая среда), под которой понимается непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ближняя окружающая среда включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организации, а также ключевых параметров развития отрасли. Она является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов.

Внутреннюю среду образуют следующие элементы:

1) персонал (структура персонала по категориям; исследование динамики использования персонала; профессиональные качества персонала по категориям; климат в организации (степень командности, предпринимательства); возможности изменения кадрового состава; стоимость труда в абсолютном измерении и в сравнении со стоимостью персонала у конкурентов);

2) сфера производства (факторы производства (оборудование, материалы); производимая продукция (параметры продукции, степень загруженности мощностей, отношения компании с поставщиками); непосредственно по продукции анализируются параметры издержек (снижение); торговые марки, патенты на продукцию, качественные параметры товара в сравнении с аналогичными товарами конкурентов);

3) управление (качество, опыт работы управляющего персонала; управленческие иерархии (каналы, по которым передаются приказы, распоряжения и т.д.); информационные сети (компьютеризация деятельности фирмы в плане управления); вознаграждение за труд; отношения с вышестоящими подразделениями);

4) сфера финансовая (базируется в основном на бухгалтерской отчетности и финансовом плане: доступ компании к рынкам капиталов; отношение с владельцами кратко-долгосрочных капиталов; формирование издержек и доходов; формирование бюджета; способность компании генерировать (производить) доход);

5) качество выполняемых компанией работ (качество товара) (качество обслуживания клиентов; контроль за качеством; наличие уникальных свойств товара или деятельности (конкурентное преимущество));

6) сфера размещения (месторасположение компании; оценка качества помещений; доступ к необходимым ресурсам);

7) маркетинг (ассортимент продукции; наличие рыночных исследований; организация сбыта; наличие и формы рекламы; ценообразование; степень специализации (диверсификации); доля рынка по продукции);

8) внутренняя политика (наличие и формы стратегического управления (готовность компании к данному виду деятельности); структура организации; престиж и имидж компании (мнение извне); наличие коммуникаций с внешней средой; системы контроля в рамках фирмы).

Цель анализа внутренней среды – выявление сильных и слабых сторон организации, оценка использования имеющихся возможностей. На основе полученной информации составляется прогноз ресурсов предприятия на планируемый период. В процессе анализа внутренней среды необходимо получить ответы на следующие основные вопросы (таблица 1.5).

 

Таблица 1.5 – Перечень вопросов анализа внутренней среды

Сильные стороны организации Слабые стороны организации
Каково положение организации в настоящее время? Каковы наиболее сложные проблемы, стоящие перед организацией?
В чем заключаются конкурентные преимущества организации? Что организации особенно не удается?
Какими наиболее эффективными ресурсами обладает организация? Какие ресурсы организации наиболее дефицитны?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.