Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность предпринимательской тайны

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую фирму, так и связанных с нею хозяйствующих партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех ее факторах развития является условием выживания фирмы в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени рискового развития.

В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской и военной тайны.

Гражданский кодекс РФ разъясняет: информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В Федеральном законе РФ «Банковская тайна» установлено, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону.

Налоговый кодекс РФ определяет, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которая составляет любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Предпринимательская тайна – более широкое, емкое понятие, так как она включает любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлияет на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов (рисунки 7.1, 7.2, 7.3).

 

 
 

 

 


Рисунок 7.1 – Сведения, относящиеся к коммерческой тайне

 

 

 
 

 


Рисунок 7.2 – Сведения, относящиеся к деловой тайне

 

Предпринимательская тайна определяется непосредственно конкретным предприятием (организацией) самостоятельно, является его собственностью и охраняется службой безопасности самого предприятия. С развитием рыночных отношений возрастает роль коммерческой информации. Она становится товаром и средством конкурентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Предприятия начинают осознавать экономическую целесообразность охраны своих коммерческих интересов.

Законодательством Российской Федерации установлено право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на предпринимательскую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику.

 
 

 

 


Рисунок 7.3 – Сведения, относящиеся к производственной тайне

 

В акте о коммерческой тайне, одобренном Американской ассоциацией юристов (1979), коммерческая тайна определяется как информация, имеющая самостоятельную экономическую стоимость (используемую или потенциальную) благодаря тому, что она не является общественной, доступной другим лицам, которые могли бы ее использовать в коммерческих целях, и являющаяся объектом целесообразных при данных условиях затрат по ее защите.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции, то есть становится товаром.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования, либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством РФ.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются самим предпринимателем. Но для правового закрепления за информацией статуса коммерческой тайны она (информация) должна обладать тремя признаками:

– соответствующая информация неизвестна третьим лицам,

– к ней нет свободного доступа на законном основании,

– обладатель информации принимал меры для ее конфиденциальности.

Соответственно, институт коммерческой тайны регулирует отношения, возникающие в связи с получением, хранением, использованием информации отнесенной к коммерческой тайне и в связи с самим процессом отнесения информации к коммерческой тайне.

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в Росси пока не сформировалась. Каждая организация, ее руководитель решает этот вопрос самостоятельно. Для того, чтобы такое решение было обоснованным, в том числе и экономически, следует воспользоваться наработанным в разных странах практическим опытом. На его основе представляется целесообразным предложить для использования в деловой практике следующие принципы:

1) при засекречивании информации следует исходить из принципа выгоды и безопасности торговой организации. Нельзя засекречивать всю информацию: это неразумно и невыгодно. Но и пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может нанести непоправимый ущерб. Для организации, работающей на рынке, важно, чтобы о ее существовании знали как можно больше, с другой стороны, особые технологии и ее методы достижения поставленных целей, обеспечивающие конкурентные преимущества, должны охраняться. Поэтому в практической работе важно найти «золотую середину», гарантирующую защиту только той информации, которая того стоит;

2) информация типа ноу-хау обязательно должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны;

3) информация, которая касается разработки чего-то нового (нового товара, новой технологии, способа транспортировки, продажи, рекламы и т.п.), представляет собой коммерческую тайну;

4) значительная часть договоров, заключаемых организацией, относится к коммерческой тайне. В ряде случаев ситуация такова, что не только текст договора, но и сам факт его заключения представляют собой коммерческую тайну. Если это так, то либо в договоре поставки (раздел «Особые условия»), либо в специальном соглашении, приложенном к договору, должно быть оговорено, что партнер обязуется не разглашать предоставленную ему в связи с заключением договора информацию или защищать какие-то документы, переданные при этом.

Оптимальный размер затрат на охрану коммерческой тайны – до 15 % к себестоимости.

Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть следующие:

· информация должна быть коммерчески выгодна Вам или конкурентам;

· информация не должна быть общедоступна на законных основаниях;

· информация не должна быть государственной тайной или защищена нормами авторского или патентного права;

· информация должна быть зафиксирована в материальной форме;

· информация должна быть специально обозначена (загрифована);

· информация не должна скрывать запрещенные законодательством действия.

В форме коммерческой тайны может выступать интеллектуальная собственность. Согласно статье 138 ГК РФ интеллектуальная собственность есть исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Объектом коммерческой тайны является информация, которая может быть разделена на следующие две группы:

1. Деловая информация:

· некоторые финансовые сведения;

· данные о цене (стоимости) продукции, услуг, технологии; прайс-листы;

· производственные планы, планы выпуска новой продукции;

· стратегия предприятия;

· списки деловых партнеров, их намерения;

· договора, контракты, соглашения;

· информация о маркетинге;

· коммерческие предложения, квоты;

· списки персонала, сведения о нем;

· организационные схемы, структура управления, применяемые формы и методы и др.

2. Научно-техническая (технологическая) информация:

· научные работники, научно-исследовательские проекты;

· конструкторские разработки для производства какой-либо продукции;

· технические параметры продукции, ее химический состав, рецептура;

· заявки на патент;

· дизайн, методы работы, ноу-хау;

· информационные технологии;

· программное обеспечение ЭВМ и др.

Работа по выделению коммерческой тайны организации включает:

1) проведение анализа всех сторон деятельности организации и составление предварительного перечня коммерческой информации фирмы, представляющей ценность;

2) исключение из предварительного перечня ценной информации организации сведений, являющихся государственной тайной, так как порядок ее защиты устанавливается правительством;

3) исключение сведений, являющихся чужой собственностью на законных основаниях: авторские права, патенты, торговые марки, знаки;

4) исключение сведений, касающихся негативной деятельности организации или наносящих ущерб обществу, государству: загрязнение окружающей среды, нарушение действующих законов, уклонение от договорных обязательств, осуществление запрещенной деятельности, способы недобросовестной конкуренции, обман, шантаж, шпионаж и т.д.;

5) выделение наиболее ценной информации организации на основе системы показателей: прироста прибыли, снижения себестоимости, затрат на защиту коммерческой тайны, годового эффекта, срока окупаемости, повышения уровня рентабельности, возможного ущерба от утечки информации, предел экономической безопасности организации, сопоставление выгоды и затрат; определение реальной ценности;

6) оценка возможного ущерба при разглашении (утечке) охраняемых сведений;

7) после определения окончательного перечня сведений, представляющих коммерческую тайну организации, издается приказ руководителя, к которому в качестве приложения прикладывается документ – Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации с определением степени секретности.

По степени секретности она может быть:

Ø строго конфиденциальной, ее утеря может повлечь банкротство (например, ноу-хау); маркируется грифом «КТ» с указанием количества экземпляров;

Ø конфиденциальной, обеспечивающей устойчивую прибыль (например, сведения о клиентах, кредитовании, прогнозах и т.п.); маркируется грифом «конфиденциально»;

Ø не подлежащей огласке, разглашение которой наносит вред положению организации на рынке (например, информация о поставщиках, условиях поставки, рынках и каналах сбыта, имеющих место разногласиях, конфликтах и т.д.).

Маркировка на таких документах наносится в правом верхнем углу.

Вводится порядок работы с закрытой информацией. Руководитель организации утверждает Положение (инструкцию) по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции безопасности коммерческого предприятия | Предпринимательской тайной
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.