Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели и основания введения




Процедура банкротства – это установленный правовыми актами порядок применения допустимых законодательством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным[18]. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (п.1 ст. 27 Закона о несостоятельности). Однако прохождение всех их не является обязательным условием ликвидации должника и наличие конкретных процедур в каждом отдельном случае будет зависеть от возможности восстановления платёжеспособности должника.

Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых уже в отношении должника – гражданина. Это – конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные данным Законом процедуры банкротства. Все процедуры являются судебными, поскольку назначаются арбитражным судом.

Цель введения той или иной процедуры банкротства состоит в том, чтобы упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон старается по возможности четко указать, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст. 67, 69, 70, 109 Закона о несостоятельности) либо определить, на достижение какой цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84 Закона о несостоятельности). Отсюда, участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), предлагая (ходатайствуя) ввести ту или иную судебную процедуру, тем самым предлагают реализовать комплекс «наполняющих» ее мер.

Основания введения процедур банкротства – это совокупность юридических фактов, позволяющих возводить дело о несостоятельности и назначить тут или иную судебную процедуру. Таких фактов может быть несколько (например, заявление кредитора, определение суда, наличие задолженности и др.). При переходе от одной процедуре к другой учитывается, насколько цель предыдущей процедуры достигнута, а платежеспособность должника восстановлена. Нередки случаи, когда от стадии наблюдения, минуя другие судебные процедуры, суд назначает для должника конкурсное производство.

Наблюдение представляет собой процедуру банкротства, которая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

 

Функции наблюдения:

1. Обеспечительная. Она заключается в создании условий для сохранения имущества, имеющегося на момент принятия арбитражным судом заявления.

2. Подготовительная. Она заключается в организации, наряду с арбитражным судом, подготовки дела к судебному разбирательству.

Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев с момента поступления заявления о признании должника банкротом (п. 3 ст. 62 Закона).

 

Введение данной процедуры влечет определенные правовые последствия. Так, со дня введения наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых уже наступил к этому моменту, могут предъявляться к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Это означает, что кредиторы не вправе требовать от должника удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Судебные разбирательства о взыскании с должника денежных средств могут быть приостановлены по ходатайству кредитора. Истцу в таких судебных делах надлежит либо дождаться окончания рассмотрения дела о признании должника банкротом, либо предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве. При отсутствии такого ходатайства кредитора рассмотрение дела, возбужденного в порядке искового производства, должно быть завершено вынесением соответствующего судебного решения, которое, однако, не может быть исполнено в обычном порядке, но предоставляет право кредитору вступить в дело о банкротстве.

Закон предусматривает ряд ограничений для должника. Примером может служить запрет на удовлетворение требований участника должника о выделе пая в имуществе в связи с выходом из состава его участников, а равно выплата должником действительной стоимости пая (ст. 63 Закона).

Одновременно с введением наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, который наделяется контрольными функциями за деятельностью органов управления должника. Так, некоторые сделки могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего. Речь идёт о сделках, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения и сделках, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Более того, органы управления должника не вправе принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества (ст. 64 Закона).

 

Одной из основных задач арбитражного управляющего в рамках рассматриваемой процедуры является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для расходов в рамках дела о банкротстве, в том числе, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. На основе проведенного анализа временный управляющий подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Значительную роль в определении дальнейшей судьбы предприятия играют конкурные кредиторы и/или уполномоченный орган. Именно им принадлежит полномочие по принятию решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении следующей процедуры банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) (ст. 73 Закона). Такое решение принимается на первом собрании кредиторов. Само же ходатайство готовится арбитражным управляющим и им же направляется в арбитражный суд.

Однако следует отметить, что участвовать в принятии указанного выше решения могут далеко не все кредиторы, а только те из них, чьи требования включены в реестр конкурных кредиторов должника, иначе говоря, чьи требования признаны обоснованными арбитражным судом. Процедура признания требований обоснованными подробно освящена в ст. 71 Закона (самостоятельно).

Вопрос о завершении процедуры наблюдения решается в судебном порядке. По итогам проведения процедуры арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

- о введении финансового оздоровления

- о введении внешнего управления,

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,

- об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

 

 

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление представляет собой реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам.

Срок финансового оздоровления не может составлять более двух лет.

Функции финансового оздоровления:

 

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов (п. 1 ст. 80 Закона). Основанием для такого решения кредиторов может служить:

1. Ходатайство должника, основанное на решении своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника;

2. Ходатайство третьего лица (третьих лиц). Однако такое ходатайство может быть подано только по согласованию с должником. Отсутствие положительного волеизъявления должника в отношении такого ходатайства на момент проведения первого собрания кредиторов является препятствием для принятия последним решения о введении финансового оздоровления (ст. 78 Закона).

 

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

 

К последствиям введения процедуры наблюдения можно отнести следующие:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о несостоятельности;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в арбитражном процессе по делу о банкротстве и др. (ст. 81 Закона).

 

С введением финансового оздоровления продолжает действовать запрет, установленный при введении наблюдения, в отношении:

1) удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

2) выкупа или приобретения должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая);

3) выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

 

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о несостоятельности.

 

Так, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

1) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

2) влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

 

Помимо изложенного должнику запрещается без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

 

Некоторые сделки (или несколько взаимосвязанных сделок) совершаются исключительно с согласия административного управляющего, а именно сделки, которые:

1) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

2) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

3) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

4) влекут за собой получение займов (кредитов) – п. 4 ст. 82 Закона.

 

По общему правилу в процедуре финансового оздоровления предусматривается утверждение плана финансового оздоровления и во всех случаях графика погашения задолженности.

План финансового оздоровления оформляется письменно. План представляется учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и подлежит утверждению собранием кредиторов.

Такой план должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

В плане указываются источники получения соответствующих средств (изготовление и реализация товаров, проведение работ и оказание услуг, получение заемных средств, увеличение уставного капитала и др.), приводится соответствующее финансово-экономическое обоснование их получения, устанавливаются предполагаемые сроки и форма получения средств, а также другие данные, позволяющие сделать вывод о реальной возможности исполнения должником обязательств в соответствии с упомянутым графиком.

План финансового оздоровления не подлежит утверждению арбитражным судом.

 

График погашения задолженности должен иметь письменную форму. Он подписывается лицом, уполномоченным учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия. График подписывается также лицами, предоставившими обеспечение, при наличии такого обеспечения на момент утверждения графика собранием кредиторов.

График погашения задолженности подлежит утверждению арбитражным судом в определении о введении финансового оздоровления. С даты утверждения такого графика арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

График должен содержать два обязательных положения о сроках погашения задолженности. Первое касается требований всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, которые должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления. Второе касается требований кредиторов первой и второй очереди, которые должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

При этом требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности. Такие требования рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона о несостоятельности.

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. При этом должны соблюдаться правила очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

 

За месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения предоставленных документов административным управляющим, который составляет заключение, содержащее следующие выводы:

1) о выполнении графика погашения задолженности;

2) об удовлетворении требований кредиторов;

3) о выполнении плана финансового оздоровления (при его наличии) (см. абз. 1 п. 3 ст. 88 Закона о банкротстве).

Данное заключение в срок не позднее чем 10 дней с даты получения отчета должника о результатах финансового оздоровления направляется кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

В случаях непредоставления отчета или неудовлетворения на дату рассмотрения отчета должника требований кредиторов, включенных в реестр административный управляющий созывает собрание кредиторов

Собрание кредиторов при указанных обстоятельствах вправе принять одно из следующих решений:

1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления при условии наличия доказательств, свидетельствующих о возможности восстановления платежеспособности должника, и при отсутствии ограничений для перехода к внешнему управлению, установленных п. 2 ст. 92 Закона;

2) об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

 

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также поданных жалоб арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если установлено отсутствие непогашенной задолженности, а жалобы, опровергающие это обстоятельство, признаны необоснованными. При этом принимаются во внимание требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов. Наличие непогашенных требований по текущим платежам не может служить основанием для вывода об отрицательных результатах финансового оздоровления;

2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановления платежеспособности должника при условии отсутствия ограничений для перехода к внешнему управлению, установленных п. 2 ст. 92 Закона;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Цель введения данной процедуры состоит в упорядочении мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, однако если ему предшествовало финансовое оздоровление – их совокупный срок не может превышать двух лет.

Правовые последствия введения внешнего управления:

С даты введения данной процедуры прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Также прекращаются полномочия органов управления должника и переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий касающихся принятия некоторых решений:

о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

о замещении активов должника;

об избрании представителя учредителей (участников) должника;

о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

 

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения (п. 1 ст. 106 Закона).

План внешнего управления разрабатывается на основе анализа финансового состояния должника, анализа его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, а также в зависимости от имущественного положения должника, фактического наличия выявленного в ходе инвентаризации имущества, других значимых экономических, финансовых и социальных факторов

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

 

Меры по восстановлению платёжеспособности:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа предприятия должника;

· замещение активов должника;

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона).

Перечень возможных мер не является закрытым, поэтому применимо к конкретной процедуре банкротства могут использоваться не только обозначенные в Законе, но и иные наиболее эффективные для каждого конкретного случая.

 

Отчетность внешнего управляющего, рассмотрение отчета собранием кредиторов и утверждение его арбитражным судом, а также завершение процедуры – самостоятельно.

 

 

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства означает признание должника банкротом, то есть неспособным удовлетворить в полном объеме существующие требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Открытие конкурсного производства влечёт прекращение полномочий руководителя должника и иных органов управления должника, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (п. 2 ст. 126 Закона).

С принятием решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражным судом утверждается кандидатура конкурсного управляющего, который действует до даты завершения конкурсного производства. Конкурсному управляющему предоставляются достаточно широкие полномочия, а именно в его обязанности входит:

привлечение независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника;

анализ финансового состояния должника;

предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании;

ведение реестра требований кредиторов;

принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц и др.

 

Основная задача данной процедуры – соразмерное удовлетворение требований кредитора. Именно в этих целях из имеющегося имущества должника формируется конкурсная масса. Порядок формирования конкурсной массы:

1. Проведение конкурсным управляющим инвентаризации имущества должника (ст. 130 Закона). При ее осуществлении производится выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества и его состояния с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств организации.

2. После инвентаризации конкурный управляющий переходит к оценке имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

3. Принятие мер, направленных на истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски, иски о признании сделок недействительными).

4. Отказ от исполнения договоров.

Конкурную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Однако из конкурсной массы исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

Продажа имущества должника начинается после проведения его инвентаризации и оценки, которые позволяют выявить ликвидационную стоимость продаваемых объектов, и таким образом определить денежные суммы, на которые продавец мог бы рассчитывать при благоприятной конъюнктуре. Продажу осуществляет конкурсный управляющий путем реализации имущества на торгах, если Законом о несостоятельности, собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника),

Вырученные денежные средства направляются на погашение требований кредиторов

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в строго определённой последовательности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Однако помимо перечисленных требований, Законом выделена группа обязательств, так называемые внеочередные обязательства, удовлетворение которых осуществляется вне очереди. К ним относятся:

- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

- требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

- иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения уполномоченным органом записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. Такое определение предоставляется в налоговый орган конкурным управляющим.

 

 

  1. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.

 

Дело о банкротстве индивидуального предпринимателя рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину составляют не менее 10 тыс. рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

До недавнего времени был спор (10 000 или 100 000). Окончательные противоречия снял Пленум ВАС РФ в Постановлении «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» № 51 от 30.06.2011 г.

П. 3 Постановления: в силу пункта 2 статьи 33 и пункта 1 статьи 202 Закона о банкротстве заявление о признании должника - индивидуального предпринимателя - банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее десяти тысяч рублей.

 

Для признания индивидуального предпринимателя банкротом имеют значение только требования кредиторов по денежным обязательствам и обязанность по уплате обязательных платежей.

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано:

- самим должником (индивидуальным предпринимателем),

- кредитором, но только в том случае, если его требование связано с обязательствами, возникшими при осуществлении должником предпринимательской деятельности,

- уполномоченными органами.

Кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами, вытекающими из предпринимательской деятельности должника, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, не могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, но вправе предъявить свои требования в деле о банкротстве.

 

Согласно буквальному смыслу Закона о банкротстве в отношении индивидуального предпринимателя могут быть как такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение финансовое оздоровление и внешнее управления (анализ ст.ст. 27, 207).

В то же время в том случае, когда в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) либо иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход, в отношении данного предпринимателя по аналогии закона применительно к главам V, VI Закона о банкротстве могут быть введены такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление или внешнее управление (п. 8 Постановления Пленума).

 

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 216 Закона о банкротстве).

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Индивидуальный предприниматель отвечает всем, принадлежащим ему имуществом. Однако в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание (ст. 205 Закона).

Процедура конкурсного производства может быть проведена как с участием конкурсного управляющего, так и без него. Согласно п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве конкурсный управляющий утверждается при необходимости постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом гражданина, а равно в тех случаях когда имеется необходимость оспаривания сделок должника по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, существенное количество конкурсных кредиторов, наличие залоговых кредиторов наравне с конкурсными кредиторами, существенный объем текущих платежей, необходимость привлечения третьих лиц для осуществления конкурсного производства, наличие у должника имущества, находящегося в общей (совместной) собственности и подлежащего разделу для включения в конкурсную массу, и т.п. (п. 22 Постановления Пленума).

В этом случае продажа имущества гражданина осуществляется конкурсным управляющим.

 

Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной ст. 211 Закона о банкротстве:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

 

Согласно п. 1 ст. 212 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур банкротства. Исключение составляют требования, касающиеся возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, взыскания алиментов, иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом, либо погашенные частично, либо не заявленные в ходе процедур банкротства. Такие требования сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в полном объеме или в непогашенной их части.

 


[1] Следует отличать понятия «предприниматель» (индивидуальный предприниматель и коммерческие организации) и «субъект предпринимательских отношений». Последнее более широкое, так как сюда включаются и некоммерческие организации и другие субъекты права, которым предоставляется право в той или иной мере осуществлять предпринимательскую деятельность.

[2] Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993г. № 32, ст. 1240.

[3] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 99.

[4] Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 192. С. 173-174.

[5] Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником права? // Журнал российского права. 2000. № 12. С.19.

[6] Гурова Т.В. Судебный прецедент как формальный источник права и его место в системе источников права России // Атриум. 1997. № 3 С. 7.

[7] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 103.

[8] Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М.: Норма, 2001. С.129-131.

[9] Ем В., Козлова Н., Сургучева О. Фьючерсные сделки на фондовой бирже: экономическая сущность и правовая природа // Хозяйство и право. 1999. № 6.

С. 29.

[10] Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996г. №16-151/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках».

[11] Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М.: Норма, 2001. С.141.

[12] Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 17 января. № 3; Российская газета. 2005. 19 января. № 7.

[13] Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М.: Норма, 2001. С. 147.

[14] Биржевое дело: Учебник / Под ред. О.И. Дегтяревой. - М., 2000. С. 462.

[15] Там же. С. 459.

[16] Вестник Банка России. 2005. 19 августа. № 44.

[17] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 219.

[18] См.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Указ. соч. С. 134; Рубцова Н. В. Процедуры банкротства юридических лиц. Новосибирск, 2003. С. 9-10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.