Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные характеристики стратегического и операционного менеджмента

СМ имеет существенные отличия от ОМ:

1) по миссии:

СМ – это выживание организации в долгосрочной перспективе;

ОМ – это текущее производство товаров и услуг с целью получения прибыли.

2) по объекту:

СМ – это преимущественно внешнее окружение;

ОМ – проблемы возникающие внутри предприятия.

3) по времени:

СМ – ориентирован на долгосрочную перспективу (связан с развитием будущего потенциала развития организации);

ОМ – ориентирован на краткосрочную и среднесрочную перспективу (реализация существующего потенциала, прибыль).

4) по подходу к управлению персоналом:

СМ – рассматривает работников как «капитал», основу организации, главную ценность, источник благополучия;

ОМ - рассматривает работников как ресурс организации, исполнителей работ.

5) по организационному поведению:

СМ – требует предпринимательского организационного поведения;

ОМ – функционирует на базе приростного поведения.

6) по наличию целей у лица, принимающего управленческое решение:

Цели СМ ставятся высшим руководством организации, являются долгосрочными, содержат главные задачи организации, имеют общий характер; не детализированы.

Цели ОМ ставятся руководителями низшего и среднего звена, являются среднесрочными и краткосрочными; направлены на решение локальных и специфических задач; детализированы.

 

Стратегический менеджмент – это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач, в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, реализуют избранный план действий.

 

Главные задачи стратегического менеджмента:

Ø формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций, в условиях непрерывных изменений во внешней среде, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду;

Ø выживание организации.

 

Стратегический менеджмент включает в себя следующие основные шаги:

I) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;

II) превращение абстрактных обобщенных целей в конкретные направления работы;

III) реализация выбранного плана для достижения желаемых результатов в соответствии с выбранной стратегией;

IV) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в стратегию или в ее осуществление, исходя из приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

 

В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить:

а) почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ перед другими компаниями;

б) какие стратегии наиболее эффективны.

 

Признаки нестратегического управления:

1. организация планирует свою деятельность исходя из убеждений, что окружение или вообще не будет меняться, либо в нем не произойдет качественных изменений;

2. организация планирует свою деятельность только с учетом собственных возможностей и приоритетов, не принимая во внимание внешнюю среду, пожелания клиентов, возможные действия конкурентов;

3. руководство и стремление только к сиюминутным выгодам.

 

Наиболее распространенные стратегии управления:

1) консервативная стратегия – изменение в деятельность организации вносятся по факту свершившихся событий;

2) стратегия экстраполяции – когда будущее можно предсказывать экстраполяцией (перенос в будущее прошлых тенденций); самая распространенная стратегия в большинстве областей в бизнесе;

3) опережающая стратегия – при которой большинство изменений в деятельность вносятся на основе предвидения будущих событий, как правило, в сфере высоких технологий.

 

Возможности стратегического управления ограничены по текущим причинам:

- будущее нельзя предвидеть наверняка во всех деталях;

- в реальной жизни почти всегда существует расхождение между идеальным планом и его фактической реализацией.

 

Стратегическое управление предприятий можно рассматривать с трех точек зрения:

I. виды деятельности, выполняемые на предприятии:


- маркетинг;

- исследования и разработки;

- производство продукции;

- снабжение;

- сбыт;

- управление персоналом.


II. этапы процесса управления:


- анализ ситуации и выявление проблем;

- определение цели;

- планирование деятельности по достижению цели;

- осуществление рыночной деятельности;

- контроль и оценка достижения результатов.


III. элементы механизма управления:


- информация, кадры;

- техника управления;

- структура организации;

- финансы;

- технология процессов управления.


 

Методологической базой стратегического менеджмента является системный и ситуационный подход. Согласно системному, любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Ситуационный подход заключается в принятии управленческих решений, по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.

 

Методы, которые используются в стратегическом менеджменте:

I группа – методы управленческого анализа:

- ситуационный анализ;

- портфельный анализ;

- кабинетные исследования (работа бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией);

- наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам («мозговой штурм», конференции), экспертные оценки;

- факторный анализ.

II группа – методы анализа внешней среды.

- SWOT-анализ – основной метод, применяемый для изучения среды. С его помощью можно установить линии и связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

- PEST-анализ – опирается на изучение 4-х типов факторов макросреды: социальных, технологических, экономических, политических.

- SWN-анализ – анализ, при использовании которого характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально на уровне основных конкурентов.

 

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях:

а) планирование стратегии; б) организация выполнения стратегических планов; в) координация действий по реализации стратегических задач; г) мотивация на достижение стратегических результатов; д) контроль за процессом выполнения стратегии.

 

Объекты стратегического менеджмента:

- организация;

- стратегическое хозяйственное подразделение (ряд взаимодополняемых видов деятельности или отраслей компании, которые вполне самостоятельно ориентированы на рынке). Данное подразделение должно являться полноценным конкурентом в своей отрасли.

- функциональная зона организации (сфера деятельности компаний, которая не имеет непосредственного отношения к самому производству, но без нее не может обойтись ни одна организация (менеджеры, охранники, юристы, грузчики, уборщики).

 

3. Сущность процесса стратегического управления.

Процесс стратегического управления можно представить в виде следующей схемы:

 

для которой характерны:

· наличие последовательных этапов в ходе реализации управленческого решения

· наличие взаимосвязей между этапами;

· присутствие замкнутого процесса с обязательной и существенно значимой обратной связью.

Этот перспективный подход к управлению предприятием включает:

1) четкие перспективные цели;

2) представление о перспективном развитии организации;

3) представление о том, какие ресурсы при этом потребуются.

 

Суть стратегического управления в том, что в организации: 1) четко поставлено стратегическое планирование; 2) структура управления фирмой адекватна формальному стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы.

 

Анализ среды является отправным моментом в стратегическом управлении, т.к. он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, также для выработки стратегии развития.

Стратегический анализ является способом реализации системного и ситуационного подходов при изучении факторов, влияющих на деятельность фирмы и определяет весь процесс стратегического управления.

Задачей анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития.

Анализ среды предполагает изучение внутренних и внешних тенденций развития.

Анализ внешней среды – оценка состояния и перспектив развития важных для фирмы факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. Служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют состояние внешних факторов.

Целью предвидения является определение потенциальных угроз и открывающихся возможностей.

Анализ внешней среды позволяет фирме разработать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств; стратегию развития фирмы.

Анализ внешней среды позволяет фирме:

1) обозначить главные характеристики в отрасли;

2) определить движущие силы в отрасли;

3) провести оценку сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли;

4) спрогнозировать вероятные действия ближайших конкурентов;

5) определить ключевые факторы успеха;

6) оценить перспективы развития в отрасли.

Анализ внутренней среды вскрывает все возможности, тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своей цели.

Анализируется по следующим направлениям: функция управления, производство, маркетинг, персонал, финансы, организационная культура.

Позволяет: 1. оценить стратегии организации;

2. провести SWOT-анализ;

3. выполнить сравнительную оценку конкурентного положения фирмы и структуру собственных затрат и конкурентов.

Основные источники информации:

Ø уставные отчетные документы и другая внутриорганизационная информация;

Ø данные о развитии отрасли;

Ø наблюдения за деятельностью фирмы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложения, не допускающие вторых союзных элементов, по семантике союзов делят на | Определение миссии и целей организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.