КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительные характеристики стратегического и операционного менеджмента
СМ имеет существенные отличия от ОМ: 1) по миссии: СМ – это выживание организации в долгосрочной перспективе; ОМ – это текущее производство товаров и услуг с целью получения прибыли. 2) по объекту: СМ – это преимущественно внешнее окружение; ОМ – проблемы возникающие внутри предприятия. 3) по времени: СМ – ориентирован на долгосрочную перспективу (связан с развитием будущего потенциала развития организации); ОМ – ориентирован на краткосрочную и среднесрочную перспективу (реализация существующего потенциала, прибыль). 4) по подходу к управлению персоналом: СМ – рассматривает работников как «капитал», основу организации, главную ценность, источник благополучия; ОМ - рассматривает работников как ресурс организации, исполнителей работ. 5) по организационному поведению: СМ – требует предпринимательского организационного поведения; ОМ – функционирует на базе приростного поведения. 6) по наличию целей у лица, принимающего управленческое решение: Цели СМ ставятся высшим руководством организации, являются долгосрочными, содержат главные задачи организации, имеют общий характер; не детализированы. Цели ОМ ставятся руководителями низшего и среднего звена, являются среднесрочными и краткосрочными; направлены на решение локальных и специфических задач; детализированы.
Стратегический менеджмент – это управленческий процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач, в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, реализуют избранный план действий.
Главные задачи стратегического менеджмента: Ø формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций, в условиях непрерывных изменений во внешней среде, позволяющих ей наиболее выгодным образом вписаться в эту среду; Ø выживание организации.
Стратегический менеджмент включает в себя следующие основные шаги: I) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития; II) превращение абстрактных обобщенных целей в конкретные направления работы; III) реализация выбранного плана для достижения желаемых результатов в соответствии с выбранной стратегией; IV) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректировок в долгосрочные основные направления деятельности, в стратегию или в ее осуществление, исходя из приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить: а) почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ перед другими компаниями; б) какие стратегии наиболее эффективны.
Признаки нестратегического управления: 1. организация планирует свою деятельность исходя из убеждений, что окружение или вообще не будет меняться, либо в нем не произойдет качественных изменений; 2. организация планирует свою деятельность только с учетом собственных возможностей и приоритетов, не принимая во внимание внешнюю среду, пожелания клиентов, возможные действия конкурентов; 3. руководство и стремление только к сиюминутным выгодам.
Наиболее распространенные стратегии управления: 1) консервативная стратегия – изменение в деятельность организации вносятся по факту свершившихся событий; 2) стратегия экстраполяции – когда будущее можно предсказывать экстраполяцией (перенос в будущее прошлых тенденций); самая распространенная стратегия в большинстве областей в бизнесе; 3) опережающая стратегия – при которой большинство изменений в деятельность вносятся на основе предвидения будущих событий, как правило, в сфере высоких технологий.
Возможности стратегического управления ограничены по текущим причинам: - будущее нельзя предвидеть наверняка во всех деталях; - в реальной жизни почти всегда существует расхождение между идеальным планом и его фактической реализацией.
Стратегическое управление предприятий можно рассматривать с трех точек зрения: I. виды деятельности, выполняемые на предприятии: - маркетинг; - исследования и разработки; - производство продукции; - снабжение; - сбыт; - управление персоналом. II. этапы процесса управления: - анализ ситуации и выявление проблем; - определение цели; - планирование деятельности по достижению цели; - осуществление рыночной деятельности; - контроль и оценка достижения результатов. III. элементы механизма управления: - информация, кадры; - техника управления; - структура организации; - финансы; - технология процессов управления.
Методологической базой стратегического менеджмента является системный и ситуационный подход. Согласно системному, любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Ситуационный подход заключается в принятии управленческих решений, по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.
Методы, которые используются в стратегическом менеджменте: I группа – методы управленческого анализа: - ситуационный анализ; - портфельный анализ; - кабинетные исследования (работа бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией); - наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам («мозговой штурм», конференции), экспертные оценки; - факторный анализ. II группа – методы анализа внешней среды. - SWOT-анализ – основной метод, применяемый для изучения среды. С его помощью можно установить линии и связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. - PEST-анализ – опирается на изучение 4-х типов факторов макросреды: социальных, технологических, экономических, политических. - SWN-анализ – анализ, при использовании которого характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально на уровне основных конкурентов.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях: а) планирование стратегии; б) организация выполнения стратегических планов; в) координация действий по реализации стратегических задач; г) мотивация на достижение стратегических результатов; д) контроль за процессом выполнения стратегии.
Объекты стратегического менеджмента: - организация; - стратегическое хозяйственное подразделение (ряд взаимодополняемых видов деятельности или отраслей компании, которые вполне самостоятельно ориентированы на рынке). Данное подразделение должно являться полноценным конкурентом в своей отрасли. - функциональная зона организации (сфера деятельности компаний, которая не имеет непосредственного отношения к самому производству, но без нее не может обойтись ни одна организация (менеджеры, охранники, юристы, грузчики, уборщики).
3. Сущность процесса стратегического управления. Процесс стратегического управления можно представить в виде следующей схемы:
для которой характерны: · наличие последовательных этапов в ходе реализации управленческого решения · наличие взаимосвязей между этапами; · присутствие замкнутого процесса с обязательной и существенно значимой обратной связью. Этот перспективный подход к управлению предприятием включает: 1) четкие перспективные цели; 2) представление о перспективном развитии организации; 3) представление о том, какие ресурсы при этом потребуются.
Суть стратегического управления в том, что в организации: 1) четко поставлено стратегическое планирование; 2) структура управления фирмой адекватна формальному стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы.
Анализ среды является отправным моментом в стратегическом управлении, т.к. он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, также для выработки стратегии развития. Стратегический анализ является способом реализации системного и ситуационного подходов при изучении факторов, влияющих на деятельность фирмы и определяет весь процесс стратегического управления. Задачей анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. Анализ среды предполагает изучение внутренних и внешних тенденций развития. Анализ внешней среды – оценка состояния и перспектив развития важных для фирмы факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. Служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют состояние внешних факторов. Целью предвидения является определение потенциальных угроз и открывающихся возможностей. Анализ внешней среды позволяет фирме разработать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств; стратегию развития фирмы. Анализ внешней среды позволяет фирме: 1) обозначить главные характеристики в отрасли; 2) определить движущие силы в отрасли; 3) провести оценку сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли; 4) спрогнозировать вероятные действия ближайших конкурентов; 5) определить ключевые факторы успеха; 6) оценить перспективы развития в отрасли. Анализ внутренней среды вскрывает все возможности, тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своей цели. Анализируется по следующим направлениям: функция управления, производство, маркетинг, персонал, финансы, организационная культура. Позволяет: 1. оценить стратегии организации; 2. провести SWOT-анализ; 3. выполнить сравнительную оценку конкурентного положения фирмы и структуру собственных затрат и конкурентов. Основные источники информации: Ø уставные отчетные документы и другая внутриорганизационная информация; Ø данные о развитии отрасли; Ø наблюдения за деятельностью фирмы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |