Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

2.2. Национальные стандарты бухгалтерского учета в РФ.

  1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

Основополагающим документом в области организации и ведения бухгалтерского учета в РФ является Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. Он используется всеми организациями РФ независимо от формы собственности, включая иностранные представительства и филиалы, действующие на территории РФ. Данный закон определяет понятие и сущность бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи.

В соответствии с ФЗ о бухгалтерском учете бухгалтерский учет обязаны вести все организации и индивидуальные предприниматели. Однако индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, освобождаются от ведения бухгалтерского учета при условии, что они ведут налоговый учет в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движения путём сложного непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета является имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Задачи бухгалтерского учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бух отчётности предприятия.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств организации, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение его финансовой устойчивости.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» отражает также правила организации бухгалтерского учета на предприятии всех форм собственности:

1) ответственность за организацию БУ на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.

2) ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное преставление полной и достоверной информации при составлении БУ несёт главный бухгалтер. Кроме того, он обеспечивает соответствие осуществляемых главных хозяйственных операций действующему законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон также определяет следующие требования к ведению бухгалтерского учета:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в рублях на всех российских предприятиях.

2. Бухгалтерский учет ведётся на предприятии непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица в государственном реестре до реорганизации и ликвидации в соответствии с законодательством РФ.

3. Предприятие ведёт бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путём двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включённых в рабочий план счетов.

4. Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

Кроме того, ФЗ «О бухгалтерском учёте» определяет порядок формирования первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской отчётности предприятия, их хранение и предоставление, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, осуществление оценки активов и обязательств предприятия.

 

  1. Национальные стандарты бухгалтерского учета в РФ

Порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете российских предприятий регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности в российской Федерации, утверждённом Приказом Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями. В этом положении находят отражение различные методы ведения учёта по различным участкам, разрешённые на законодательном уровне. В частности в Положении №34н отражаются операции по следующим участкам учёта:

1) учёт основных средств;

2) учёт нематериальных активов;

3) учёт материалов;

4) учёт готовой продукции;

5) учёт товаров;

6) учёт затрат на производство и продажу продукции;

7) учёт денежных средств;

8) учёт расчётных операций предприятия (по зарплате, с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчётными лицами, по полученным кредитам и займам, по расчётам с учредителями, с предприятиями кредиторами и дебиторами);

9) учёт финансовых вложений краткосрочного и долгосрочного характера;

10) учёт формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия;

11) порядок ведения учёта результатов инвентаризации;

12) порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности и сроков её предоставления в финансовые органы.

В связи с переходом российских организаций на международные стандарты учёта и отчётности в РФ разрабатываются национальные стандарты бухгалтерского учета, которые называются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время разработано 22 российских стандарта по бухгалтерскому учету и отчётности на основании международных стандартов финансовой отчётности (МСФО):

ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». Это ПБУ устанавливает основы формирования и раскрытия учётной политики предприятия, также требования, принципы и содержание основных положений учётной политики предприятий.

Учётная политика – это совокупность приёмов и способов ведения БУ, оценки активов, погашения обязательств предприятия, по которым разрешена вариантность в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с ПБУ 1/2008, учётная политика предприятия должна содержать следующие положения:

- выбранные методы и способы ведения бухгалтерского учета по каждому участку, методы оценки активов и обязательств, наиболее эффективные и рациональные на данном предприятии;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета – в связи со спецификой деятельности предприятия и его отраслевой принадлежностью;

- формы первичных документов и учётных регистров, которые не входят в унифицированную систему первичной документации, и разработанные на предприятии самостоятельно в связи с его спецификой деятельности и отраслевым направлением.

В соответствии с ПБУ 1/2008 учётная политика представляет собой документ, разрабатываемый главным бухгалтером, который затем утверждается руководителем предприятия на следующий отчётный год. В течение отчётного года предприятие должно использовать только те положения учётной политики, которые нашли отражение в ней.

ПБУ 2/2008 «Учёт договоров строительного подряда». Это ПБУ устанавливает правила ведения БУ и формирования отчётности у строительных организаций, выступающих в качестве подрядчиков и субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер).

ПБУ 2/2008 отражает особенности организации и ведения учета доходов, расходов, финансовых результатов деятельности подрядчиков и субподрядчиков, а также отражения финансовых результатов в их бухгалтерской отчетности.

ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Это ПБУ используется теми российскими организациями (за исключением кредитных и бюджетных организаций), которые осуществляют хозяйственные операции в иностранной валюте, т.е. совершают валютные операции в своей деятельности.

В соответствии с ПБУ 3/2006 все валютные операции, производимые на российских предприятиях, должны пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату совершения этих операций. Это связано с тем, что по законодательству РФ вся бухгалтерская отчётность российских предприятий должна отражаться в единой национальной валюте (тыс. р. или млн. р.).

ПБУ 3/2006 также регулирует порядок переоценки остатков в иностранной валюте на различных счетах на конец отчётного периода, поскольку по законодательству РФ пересчету иностранной валюты в рубли подлежат не только хозяйственные операции в иностранной валюте, но также и остатки в иностранной валюте:

а) денежные средства в валютной кассе;

б) денежные средства на валютном счёте;

в) краткосрочные ценные бумаги в иностранной валюте;

г) платежные и расчётные документы в иностранной валюте;

д) кредиты и займы в иностранной валюте;

е) дебиторская и кредиторская задолженность в иностранной валюте;

ж) целевое финансирование в иностранной валюте.

Кроме того, ПБУ 3/2006 отражает порядок расчёта курсовых валютных разниц и отражения их в бухгалтерском учете. Курсовая валютная разница – это разница в рублях по одному и тому же количеству иностранной валюты, которая возникает при пересчёте валюты в рубли между курсами ЦБ РФ на разные даты совершения операций в связи с изменением курса валют на эти даты, либо между коммерческим курсом валют и курсом ЦБ РФ на день совершения валютной операции.

Коммерческий курс – это курс валют, который отличен от официального курса ЦБ РФ (например, курс покупки, продажи валюты коммерческим банкам; курс, сложившийся в результате торгов на Межбанковской валютной бирже; договорной курс валют, зафиксированный в контракте, и др.).

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». Это ПБУ устанавливает состав, содержание, методические основы по формированию бухгалтерской (финансовой) отчётности российских организаций за исключением банков и бюджетных учреждений. В соответствии с ПБУ 4/99, устанавливаются правила оценки статей бухгалтерской отчётности, раскрываются вопросы о сроках предоставления отчётности в соответствующие органы, публичность отчётности (т.е. устанавливается перечень пользователей, которым разрешено использовать информацию из бухгалтерской отчётности предприятий), порядок проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчётности организаций.

По законодательству РФ для российских предприятий установлено шесть форм бухгалтерской отчетности:

1) Ф.№1 «Бухгалтерский баланс».

2) Ф.№2 «Отчёт о прибылях и убытках».

3) Ф.№3 «Отчёт об изменениях капитала».

4) Ф.№4 «Отчёт о движении денежных средств».

5) Ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

6) Ф.№6 «Отчёт о целевом использовании средств» (для некоммерческих организаций, использующих целевое финансирование).

ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов». Это ПБУ устанавливает перечень материальных производственных запасов предприятия, методы оценки их в учёте и отчётности, методы списания материальных запасов в производство, порядок учёта и формирования отчётности в части материально-производственных запасов.

В соответствии с ПБУ 5/01 к ним относятся:

1) материальные ценности;

2) готовая продукция;

3) товары;

4) другое имущество со сроком эксплуатации меньше 12 мес., приносит доходы в будущем.

В соответствии с ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01, основные средства со сроком эксплуатации более 12 месяцев и стоимостью, не превышающей 20 тыс. р. за единицу, организация может относить в состав материальных запасов. Стоимостный критерий оценки основных средств организация может устанавливать самостоятельно с обязательным отражением в своей учетной политике.

ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Это ПБУ определяет состав имущества предприятия, которое относится к основным средствам; отражает методы оценки стоимости основных средств, порядок расчета амортизации основных средств различными методами; определяет методологию ведения бухгалтерского учета по приобретению, выбытию, начислению амортизации основных средств и отражения информации в отчетности; отражает особенности переоценки основных средств.

ПБУ 7/98 «События после отчётной даты». Это ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчётности предприятий событий после отчётной даты. События после отчётной даты – это факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние предприятия, наличие и движение денежных средств или на финансовые результаты деятельности предприятия и который имел место в периоде между отчётной датой (т.е. на 1-е число квартала, полугодия, 9 месяцев или года) и датой подписания бухгалтерской отчётности в налоговых органах за отчётный год или другой период.

Событием после отчётной даты также признаётся объявление дивидендов за год по результатам деятельности акционерных обществ (АО).

В частности к событиям после отчётной даты относятся:

1) объявление предприятия-дебитора банкротом, если по состоянию на отчётную дату в отношении этого дебитора уже осуществлена процедура банкротства;

2) продажа материально-производственных запасов после отчётной даты, которая показывает, что расчёт цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчётную дату был не обоснован;

3) объявление дивидендов дочерними и зависимыми обществами за прошлые отчётные периоды;

4) чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, в результате которых уничтожена значительная часть имущества предприятия;

5) обнаружение после отчётной даты существенной ошибки в БУ или нарушение законодательства РФ при осуществлении деятельности предприятия, которые ведут к искажению бухгалтерской отчётности за отчётный период.

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Это ПБУ устанавливает порядок отражения в учёте и отчётности организации оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов.

Оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, вероятность исполнения которого точно наступит. Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов.

Условное обязательство (актив) возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства (актива) на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией. Условные обязательства и активы называют условными фактами хозяйственной деятельности, под которыми понимается имеющий место по состоянию на отчётную дату такой факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности его возникновения в будущем существует неопределённость, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдёт или нет в будущем одно или несколько неопределённых событий. К условным фактам хозяйственной деятельности могут относиться:

1) инфляционные процессы в экономике;

2) незавершённые на отчётную дату судебные разбирательства, решения по которым могут быть приняты только в последующие отчётные периоды (т.е. удовлетворится или отклонится иск);

3) неразрешённые на отчётную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;

4) связанные до отчётной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств третьих лиц, сроки использования по которым ещё не наступили и т.п.

Условные обязательства и активы в учете не отражаются.

ПБУ 9/99 «Доходы организации». Это ПБУ устанавливает состав доходов коммерческих организаций, которые делятся на следующие группы:

1. Доходы по обычным видам деятельности – это доходы по тем видам деятельности организации, которые являются основными в соответствии с учредительными документами. Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то основными видами будут являться те виды, которые занимают не менее 5% от общего объема. Например, доходами по обычным видам деятельности могут быть: а) для промышленных предприятий – выручка от продажи продукции; б) для строительных организаций – выручка от выполнения строительно-монтажных работ; в) для организаций непроизводственной сферы – выручка от оказания услуг; г) для торговых фирм – выручка от перепродажи товаров; д) для инвестиционных фондов – выручка от купли-продажи ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг и т.п.

2. Доходы от прочих видов деятельности:

1) операционные доходы;

2) внереализационные доходы;

3) чрезвычайные доходы.

К операционным доходам относятся: а) доходы от продажи основных средств, нематериальных активов, залежалых материалов и другого имущества, не предназначенного для продажи; б) доходы от сдачи имущества в аренду или лизинг; в) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; г) проценты или иные доходы по представленным капиталам и займам, ценным бумагам, причитающиеся к получению, и т.п.

Ко внереализационным доходам относятся: а) штрафы, пени, неустойки, причитающиеся к получению или полученные за нарушение условий хозяйственных договоров (хоздоговора заключаются между поставщиком и покупателем продукции, работ, услуг, товара, имущества, ценных бумаг и т.п.); б) кредиторская задолженность, по которой истёк срок исковой давности (в соответствии с ГК РФ срок исковой давности – 3 года); в) излишки, обнаруженные в результате проведения инвентаризации имущества предприятия; г) прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году; д) положительные валютные разницы по операциям с иностранной валютой; е) доходы, полученные по решению суда или арбитражного суда по окончанию судебного разбирательства, и т.п.

В соответствии с ПБУ 9/99 также определены чрезвычайные доходы предприятия, которые включаются в состав прочих доходов. Они образуются в результате продажи по цене возможной реализации имущества предприятия, полученных страховых выплат от порчи имущества предприятия и других аналогичных доходов, связанными с чрезвычайными обстоятельствами и стихийными бедствиями.

ПБУ 10/99 «Расходы организаций». Все расходы организации делятся на следующие группы, по аналогии с доходами:

1. Расходы по обычным видам деятельности – это такие расходы, которые непосредственно связаны с производством и продажей продукции, работ, услуг.

По законодательству РФ расходы по обычным видам деятельности состоят из пяти элементов затрат:

а) материальные затраты (сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты, запчасти и другие материальные ценности, израсходованные в производство);

б) трудовые затраты (начисленные заработная плата, отпускные, надбавки, доплаты работникам предприятия и т.п.);

в) отчисления на социальные нужды (начисленные страховые взносы на социальное страхование и обеспечение работников, уплачиваемые организацией в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ);

г) амортизация (начисленная амортизация основных средств и нематериальных активов, а также отдельных видов специнструмента, спецприспособлений, спецоборудования, по которым начисляется амортизация);

д) прочие затраты, связанные с производством и продажей продукции, работ, услуг (например, командировочные расходы, арендная плата, расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, расходы на электроэнергию, отопление, газо-, водоснабжение и др.)

2. Расходы по прочим видам деятельности:

1) операционные расходы;

2) внереализационные расходы;

3) чрезвычайные расходы.

К операционным расходам относятся: а) расходы, связанные с продажей основных средств, нематериальных активов, материалов, прочего имущества, не подлежащего продаже, включая полученные убытки от продажи этого имущества; б) расходы (или убытки), связанные с представлением имущества в аренду или лизинг; в) расходы (или убытки) от долевого участия; г) проценты и иные расходы, связанные с получением банковских кредитов, займов от других предприятий; д) налоги и сборы, уплачиваемые за счёт финансовых результатов деятельности предприятий (налог на имущество, НДС с выручки от продажи имущества); е) расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества и т.п.

Ко внереализационным расходам предприятия относятся: а) штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий хозяйственных договоров (штрафы, пени, неустойки в бюджет в состав внереализационных расходов не относятся, так как они не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль при расчёте налога на прибыль); б) неистребованная дебиторская задолженность, списанная в убыток по окончании срока исковой давности (списание неистребованной дебиторской задолженности в убыток разрешается только по решению арбитражного суда по истечению срока исковой давности – 3 года); в) недостачи, выявленные при инвентаризации имущества, если виновник не обнаружен (списание недостачи в убыток разрешается только по решению арбитражного суда при наличии справки из милиции о том, что виновное лицо действительно не обнаружено); г) убыток прошлых лет, выявленный в отчётном году; д) отрицательная курсовая валютная разница по операциям с иностранной валютой; е) судебные издержки или расходы предприятия, уплаченные по решению суда по окончанию судебного разбирательства, и т.п.

В соответствии с ПБУ 10/99 также определены чрезвычайные расходы предприятия, которые включаются в состав прочих расходов. Они образуются в результате чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий.

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Это ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций.

Связанные стороны – это физические и юридические лица, способные оказать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или, наоборот, на которые данная организация может оказывать влияние. К ним относятся:

а) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ. К аффилированным лицам, например, относятся члены Совета директоров организации; физические и юридические лица, которые имеют право распоряжаться более, чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, и т.п.;

б) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

в) организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с ПБУ 11/2008 операциями со связанной стороной могут быть: а) приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов; б) аренда имущества и предоставление имущества в аренду; в) финансовые операции, включая предоставление займов; г) передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы и т.п.

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Это ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по сегментам в бухгалтерской отчётности коммерческого предприятия. Перечень сегментов устанавливается предприятием самостоятельно, исходя из её организаций и управленческой структуры. Например, если организация занимается несколькими видами деятельности: производством, торговлей, операциями с ценными бумагами и т.п., то каждый из этих видов деятельности является сегментами бизнеса, поэтому предприятие должно руководствоваться ПБУ 12/2000. К сегментам могут также относиться и зависимые общества, филиалы и представительства, производственные цехи, участки, переделы, географические сегменты, центры ответственности и другие структурные подразделения предприятия.

ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Это ПБУ устанавливает правила по ведению БУ при получении и использовании государственной помощи коммерческим предприятиям в качестве получения экономической выгоды. В соответствии с ПБУ 13/2000 экономической выгодой признаются:

1) создание инфраструктуры в развивающихся регионах;

2) установление ограничений на деятельность конкурентов, которые занимают доминирующее положение на рынке и являются монополистами;

3) другие подобные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, при которых работает предприятие.

Однако ПБУ 13/2000 нельзя применять при получении экономической выгоды, связанной:

- с государственным регулированием цен и тарифов;

- с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление льгот по налогу на прибыль, отсрочка и рассрочка уплаты налоговых платежей, инвестиционные налоговые кредиты и т.п.);

- с участием РФ, её субъектов, местных органов власти в уставных капиталах предприятий (т.е. бюджетных инвестициях юридических лиц).

ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов». Это ПБУ устанавливает правила ведения бухгалтерского (финансового) учета приобретения, выбытия и начисления амортизации нематериальных активов; методы оценки стоимости нематериальных активов; методы и порядок начисления амортизации нематериальных активов, а также порядок проведения инвентаризации по нематериальным активам и особенности проведения переоценки по ним.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Это ПБУ устанавливает правила ведения учета по полученным кредитам и займам от банков и других юридических и физических лиц, порядок начисления процентов по кредитам и займам и их отражения в учете и отчетности, а также определяет состав и порядок признания расходов по полученным кредитам и займам со стороны.

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Это ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчётности коммерческих предприятий. Информация по прекращаемой деятельности – это информация, раскрывающая часть деятельности предприятия по производству работ, услуг и продукции, которая может быть выделена операционно или функционально для составления отдельной бухгалтерской отчётности и в соответствии с принятым решением на предприятии подлежит прекращению.

Однако ПБУ 16/02 нельзя применять при прекращении деятельности:

1) вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

2) вследствие обращения имущества в государственную собственность;

3) вследствие принудительного изъятия имущества на основании действующего законодательства РФ.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться согласно ПБУ 16/02:

- путём продажи имущественного комплекса или его части, а также отдельных активов и обязательств предприятия, относящихся к прекращаемой деятельности;

- в случае реорганизации предприятия;

- путем отказа от продолжения части деятельности.

Деятельность предприятия или его части признаётся прекращаемой только на основании решения уполномоченных государственных органов и выработки единой программы прекращения деятельности.

ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно конструкторские и технологические работы». Это ПБУ устанавливает правила ведения БУ и отчётности для тех предприятий, которые выполняют такие работы собственными силами или являются заказчиками таких работ в соответствии с заключённым договором. Если результаты таких работ относятся к нематериальным активам, то ПБУ 17/02 применять нельзя.

ПБУ 17/02 не применяется к таким расходам, как:

- расходы на освоение природных ресурсов (геологическая разведка, изучение недр);

- затраты на подготовку и освоение производства, новых организаций цехов, агрегатов, продукции, которая не предназначена для серийного и массового производства;

- затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, изменением дизайна продукции и др. свойств.

ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль». Это ПБУ связывает между собой информацию между бухгалтерским и налоговым учётом, если предприятие использует разные методы оценки активов и обязательств, разные методы начисления амортизации, разные методы признания доходов и расходов предприятия по одному и тому же участку учёта в бухгалтерском и налоговом учёте.

Это связанно с тем, что с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» все коммерческие организации обязаны вести одновременно финансовый и налоговый учёт: финансовый учёт для собственных нужд, для кредиторов, инвесторов, банков и других собственников, налоговый учёт для расчёта налога на прибыль в бюджет. Многие методы в налоговом учёте не совпадают с методами в бухгалтерском учёте, однако это различие должно быть сведено к минимуму, т.е. предприятие, по окончанию определённого периода, должно довести бухгалтерскую прибыль до величины налоговой прибыли.

Для отражения суммы отклонения между бухгалтерской и налоговой прибылью применяется ПБУ 18/02. Оно определяет следующие основные понятия:

1) налоговая разница, которая делится на два вида:

- постоянная;

- временная.

Постоянная разница возникает между бухгалтерской и налоговой прибылью, когда в бухучёте доходы и расходы формируются, а в налоговом учёте они не предусмотрены. Постоянная налоговая разница × 20 % = постоянное налоговое обязательство, где 20 % – это ставка налога на прибыль.

Временная разница – это разница между бухгалтерской и налоговой прибылью, когда расходы и доходы формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчётном периоде, а налоговую прибыль в другом отчётном периоде. Они, в свою очередь, делятся на два вида:

- вычитаемые временные разницы – образуются, когда бухгалтерская прибыль меньше налоговой прибыли. Вычитаемая временная разница × 20 % = отложенный налоговый актив;

- налогооблагаемые временные разницы – образуются, когда бухгалтерская прибыль больше налоговой прибыли. Налогооблагаемая временная разница × 20 % = отложенное налоговое обязательство;

2) условный доход (расход) по налогу на прибыль – это сумма налога на прибыль, определяемая в бухгалтерском учёте, независимо от налогового учёта. Условный доход (расход) = бухгалтерская прибыль × 20 %;

3) текущий налог на прибыль – это налог на прибыль, рассчитанный в налоговом учёте и подлежащий уплате в бюджет. Текущий налог на прибыль = ± Условный расход (доход) – постоянное налоговое обязательство + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства.

ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений». Это ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерской отчётности информации о финансовых вложениях в предприятие (за исключением банков и бюджетных организаций). ПБУ 19/02 применяется при установлении особенностей учёта финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний, негосударственных и пенсионных фондов. Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические и физические лица, осуществляющие покупку-продажу ценных бумаг и другие операции с ценными бумагами на основании специальной лицензии.

В соответствии с ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относятся:

1) государственные и муниципальные ценные бумаги;

2) ценные бумаги других организаций, в том числе облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты;

3) вклады в уставные капиталы других организаций;

4) предоставленные другим организациям займы;

5) депозитные вклады в банках и других кредитных организациях;

6) дебиторская задолженность, приобретённая на основании уступки права требования. Уступка права требования – это покупка-продажа долгов других лиц с целью получения дополнительного дохода.

Не относятся к финансовым вложениям:

1) собственные акции, выкупленные у акционеров для последующей перепродажи и аннулирования;

2) векселя, выданные векселедателем продавцу в расчётах за проданные товары, продукцию, работы, услуги (т.е. векселя как долговое обязательство);

3) вложения предприятия в недвижимое или иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые предприятием за оплату во временное пользование с целью получения дополнительного дохода (т.е. в аренду или лизинг);

4) драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретённые не для осуществления обычных видов деятельности;

5) приобретённые основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму.

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Это ПБУ определяет правила отражения хозяйственных операций в БУ и отчётности предприятия в случае совместного осуществления операций, совместного использования активов и совместного осуществления деятельности с другими организациями, включая иностранные фирмы. Это означает, что имущество предприятия при совместной деятельности принадлежит нескольким собственникам, которые получают доходы от деятельности этого предприятия пропорционально их доле вкладов в уставный капитал предприятия. Такое предприятие называют совместным предприятием.

Под совместно осуществляемыми операциями понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (работы, услуги) с использованием собственных активов. При этом каждый участник договора в бухгалтерском учете отражает свою часть расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю экономических выгод или дохода в соответствии с условиями договора.

ПБУ 20/03 нельзя применять в следующих случаях:

1) в случае создания финансово-промышленных групп (ФПГ);

2) в случае заключения договора об участии в совместной деятельности, которым предусмотрено извлечение экономической выгоды и дохода.

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений». Это ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации об изменениях оценочных значений.

Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Это ПБУ устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Ошибка в учете – это излишнее отражение (или неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации. Она может возникнуть в связи:

- с неправильным применением законодательства РФ;

- с неправильным применением учетной политики организации;

- с неточностями в вычислениях;

- с неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;

- с неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;

- с недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» – устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями. В отчете о движении денежных средств денежные потоки (т.е. денежные поступления и расходы) отражаются по трем направлениям:

1) Денежные потоки от текущих операций (это текущая деятельность) – связаны с основной деятельностью организации и получением прибыли.

Примерами денежных потоков от текущих операций являются:

а) поступления от продажи покупателям (заказчикам) продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг;

б) поступления арендных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей;

в) платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги;

г) оплата труда работников организации, а также платежи в их пользу третьим лицам;

д) платежи налога на прибыль организаций (за исключением случаев, когда налог на прибыль организаций непосредственно связан с денежными потоками от инвестиционных или финансовых операций);

е) уплата процентов по долговым обязательствам, за исключением процентов, включаемых в стоимость инвестиционных активов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008);

ж) поступление процентов по дебиторской задолженности покупателей (заказчиков);

з) денежные потоки по финансовым вложениям, приобретаемым с целью их перепродажи в краткосрочной перспективе (как правило, в течение трех месяцев).

2) Денежные потоки от инвестиционных операций (это инвестиционная деятельность) – связаны с приобретением, сознанием и выбытием внеоборотных активов организации.

Примерами денежных потоков от инвестиционных операций являются:

а) платежи поставщикам (подрядчикам) и работникам организации в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов, в том числе затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

б) уплата процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционных активов в соответствии с ПБУ 15/2008;

в) поступления от продажи внеоборотных активов;

г) платежи в связи с приобретением акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;

д) поступления от продажи акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;

е) предоставление займов другим лицам;

ж) возврат займов, предоставленных другим лицам;

з) платежи в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;

и) поступления от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;

к) дивиденды и аналогичные поступления от долевого участия в других организациях;

л) поступления процентов по долговым финансовым вложениям, за исключением приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе.

3) Денежные потоки от финансовых операций (это финансовая деятельность) – связаны с привлечением организацией финансирования на долговой или долевой основе, что приводит к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации.

Примерами денежных потоков от финансовых операций организации являются:

а) денежные вклады собственников (участников), поступления от выпуска акций, увеличения долей участия;

б) платежи собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников;

в) уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников);

г) поступления от выпуска облигаций, векселей, и других долговых ценных бумаг;

д) платежи в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг;

е) получение кредитов и займов от других лиц;

ж) возврат кредитов и займов, полученных от других лиц.

ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» – применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр. Такие организации называют пользователями недр при условии, что они имеют лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений и (или) разведке полезных ископаемых. Объекты материальных поисковых активов должны иметь материально-вещественную форму, объекты нематериальных поисковых активов материально-вещественной формы не имеют.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Организация бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.