Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, идеи и принципы неопозитивизма




Чтобы понять позиции неопозитивизма, следует остановиться на анализе основных понятий их философии - понятиях "атомарного факта" и "факта опыта". "Мир, - писал Д. Витгенштейн, - есть совокупность фактов, а не вещей... Факты в логическом пространстве суть мир". Факт, в конечном счете, это - "нечто" существующее в феноменальном поле субъекта, т.е. в сознании человека. И это "нечто" не материально, не идеально. Рассматривая мир как "совокупность фактов" т.е. совокупность ощущений, переживаний и т.п. он основной вопрос философии решает с позиций субъективного идеализма.

Основными идеями неопозитивизма можно считать, во-первых, отрицание всей прежней философия как, якобы, лишенной научного смысла, во-вторых, провозглашение учения о языке как главном и даже единственном объекте исследования и, в третьих, утверждение идеи об эмпирическом происхождении научных звания, кроме логико-математических. Действительно ли неопозитивисты отрицает философскую проблематику, а тем самым и саму философию? Если ранний позитивизм признавал существование философских проблем, но отрицал возможность их решения, то неопозитивизм объявляет эти проблемы псевдопроблемами, т.е. мнимыми вопросами, абсурдными по своему содержанию. Характерно в этом плане высказывание Л. Витгенштейна; "Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем не ложны, а бессмысленны". Задача философии, следовательно, состоят в анализе логики языка науки, сводится к логическому анализу предложений в формально-лингвистическом плане. Согласно утверждениям Р. Карнапа, философия должна заниматься анализом логической структуры языка науки.

А. Айер, поздний Д. Витгенштейн считают, что философия должна заниматься разъяснением различных смыслов слов.

К принципам неопозитивизма относятся следующие: верификация, когеренция, фальсификация и конвенционализм.

Верификация используется для отрицания причинности, и объективной закономерности. Согласно этому принципу истинность всякого высказывания устанавливается сравнением последнего с "фактами опыта", с чувственными данными индивида. Тем самым неопозитивизм утверждает, что каждое предложение науки должно быть сведено к "непосредственному дачному", т.е. чувственным восприятием субъекта. Неопозитивистский принцип верификации является возрождением берклианско-юмистской теории познания, согласно которой мы можем знать только наши ощущения, и поэтому единственная действительность, о которой можно говорить, это совокупность наших ощущений. Принцип верификации непригоден для проверки общих положений науки - законов, понятий, обобщений. Чувственный опыт относится только к отдельным случаям и фактам, а общие положения науки, ее законы предполагают бесконечное количество отдельных фактов. Мы не можем чувственно проверить бесконечное количество отдельных фактов. Все случаи отклонения, скажем, цены товара от стоимости. Так, предложение "Вода кипит при нормальных условиях при 100°С" - вполне научно, хотя мы не можем проверить всех случаев кипения воды. С точки зрения "принципа верификации" оказываются бессмысленными и все высказывания о событиях прошлого: ведь они прошли и их нельзя проверить. Принцип верификации, бесспорно, имеет право на существование как простейший критерий истины, которым в обыденной жизни мы на каждом шагу пользуемся. Например, если вам скажут "Идет дождь", то вам достаточно взглянуть на улицу и убедиться, идет дождь или нет. Но научные способы проверки не сводятся к этому простейшему приему. Они включают в себя сложные логические процессы установления непротиворечивости наших выводов, сложные приемы эксперимента и в конечном счете опираются на общественно-историческую практику. Односторонность неопозитивизма ведет к упрощению процесса познания и тем самым к ложным выводам. В конечном счете, неопозитивизм ведет к отрицанию объективного содержания законов и научных принципов, понятий.

Ограниченность принципа верификации вынудила неопозитивистов выдвинуть иные варианты проверки истинности, осмысленности выска­зываний науки. Так, Р. Карнап выдвинул принцип подтверждаемости, т.е. частичной неполной проверки. Высказывание науки с этой точки зрения является осмысленным, если даже не всегда были или будут налицо чувственные данные, которые его подтверждают. Но и этот вари­ант по существу не отличается от принципа верификации, поскольку он опирается на допущение сводимости общих положений науки к чувствен­ным данным субъекта и игнорирует роль общественной практики.

За принципом подтверждаемости последовал принцип когеренции, т.е. внутренней связи, согласно которому эмпирическое высказывание является осмысленным, если оно согласуется со всеми другими высказываниями, включенными в систему определенной теории. Этот принцип также является субъективистским, поскольку не учитывает связи эмпирических высказываний с внешним миром и общественной практикой.

Фальсификация /лат. - falsus - ложный, fasio - делать/ - один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе фальсификации лежит формально-логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, К. Поппер ввел этот принцип в противовес верификации как метод отделения науки от не науки. Согласно К. Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными. Принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются статуса научности. В общем, фальсификация является частным методом проверки научных теорий и в этом смысле имеет право на существование.

Одним из важнейших принципов неопозитивизма является конвенционализм. Суть этого принципа заключается в том, что научные теории являются продуктом конвенции, то есть соглашения, договоренности между учеными о структуре употребляемого ими языка. В основу конвенционализма был положен факт существования различных систем неэвклидовой геометрии - математического аналога многообразия физических свойств пространства и времени в зависимости от характера материальных явлений. Был также использован факт многообразия систем логик в современной математической логике /логика модальная, логика оценок, двухзначная, трехзначная/. И то и другое было истолковано в субъективистском духе, как итог произвольного творчества людей, что, якобы, положения логики и математики бессодержательны и пусты, то есть не имеет никакого отношения к опыту, что исходные посылки и формальные правила логического вывода совершенно условны. Субъективно-идеалистический характер этих выводов очевиден. Гносеологические причины его состоят в том, что логика и математика действительно наиболее абстрактные, наиболее удаленные от непосредственного опыта науки. В итоге возникает иллюзия, что эти научные дисциплины не отражает объективного мира. Во-вторых, рассматривая эти науки как определенные знаковые системы, неопозитивисты признак знаковости /независимости выбора знака от природы обозначаемого объекта/ приписывают содержанию понятия, а не способам его выражения. На самом же деле, как мы считаем, посредством знаков выражается содержание понятий. Содержание же понятий есть выраженная в системе знаков структура, соответствующая структуре объекта. Практическое приложение выводов математики и логики вполне согласуется с этим выводом, подтверждая объективность содержания рассматриваемых наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.