КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные переменные, влияющие на достоверность экспериментальных данных и различны планы экспериментов
Методология эксперимента Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы. Проблема – это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения. Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования. Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\
Виды рабочей гипотезы: 1) конкурирующая гипотеза – предполагает, что значимое изменение происходит; 2) нулевая гипотеза – предполагает, что значимого изменения нет. Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.
После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента. Эксперимент является средством проверки каузальной гипотезы \ о причинных связях\. Существует 3 необходимых условия для подтверждения связи между 2-мя переменными: 1) временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту; 2) 2) экспериментальное воздействие должно быть статистичеки связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным \напр., по Т-критерию\; 3) не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.
Внутренняя валидность – действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.
Факторы \внешние переменные\, которые могут дать эффекты: 1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами; 2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения веремени \ напр., усталость…\ 3) инструментальная погрешность- изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \ могут вызвать изменения в результатах замера\. 4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей; 5) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах; 6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сраниваемых групп.
Внешняя валидность- это возможность обобщения вывода: на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента. 1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию. 2) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\; 3) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты экспеимента могут не подтвердиться; 4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |