КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение бериллия и его сплавов
До недавнего времени бериллий применяли для легирования сплавов на основе никеля, алюминия, в меньшей степени железа. Широко бериллий начали использовать при производстве бсрил-лиевой бронзы, которая находит применение не только в авиационной и ракетно-космической технике. Из чистого бериллия изготовляют окна рентгеновских трубок, так как бериллий слабо поглощает рентгеновские лучи, а также детали некоторых приборов. Ядерная техника. Применение бериллия н технике обеспечили, прежде всего, его ядерные свойства. С 1960 года бериллий становится конструкционным материалом. Потребности ядерной техники привели к росту производства бериллия. По своим ядерным свойствам бериллий является перспективным материалом для изготовления замедлителей и отражателей нейтронов в атомных реакторах. Замедлители должны эффективно уменьшать скорость нейтронов и в то же время не поглощать их, так как в противном случае может прекратиться цепная реакция. Всем этим требованиям удовлетворяет бериллий. Быстрые нейтроны хорошо замедляются веществами с небольшой атомной массой. Однако водород, литий и бор сильно поглощают нейтроны, претерпевая ядерные превращения. Бериллий же при небольшой атомной массе почти не захватывает нейтроны, I просто замедляет скорость их движения. В реакторах без отражателя плотность нейтронов у краев активной зоны падает до нуля. Отражатели способствуют более равномерному распределению нейтронов и тем самым уменьшают Критическую массу реактора и увеличивают его мощность. Бериллий - лучший материал для изготовления отражателей. Бериллий испускает нейтроны при облучении его α-частицами, поэтому его используют в источниках нейтронов. Источники получают прессованием и.спеканием смеси порошков чистых радиоактивных металлов, или их соединений с бериллием. Источники нейтронов широко используются для пуска реакторов, а также экспериментальной технике. Авиационные двигатели. Одна из специфических проблем двигателестроения связана с колебаниями, которые возбуждаются при работе двигателя. Частота этих колебаний пропорциональна величине Е/γ, которая называется частотным параметром. У бериллия частотный параметр в 2,5 раза лучше, чем у титана, алюминия или стали. Замена этих материалов бериллием позволила бы решить проблему резонанса. При сохранении частоты собственных колебаний на том же уровне можно резко уменьшить массу, сечение и хорду лопаток из бериллия. Благодаря этому, а также высокой удельной прочности, можно изменить конфигурацию деталей компрессора и всего двигателя. Например, повышая концевую скорость вследствие благоприятного значения √Е∕γ и увеличения допустимых значений напряжений в корневом сечении лопатки, можно значительно увеличить πк. Благодаря этому, двухступенчатый компрессор заменяют одноступенчатым с теми же характеристиками. Снижение массы лопаток ведет к снижению массы диска,, подшипников и корпуса. Основная проблема применения хрупкого бериллия для изготовления лопаток связана с его сопротивлением ударным нагрузкам и пока что использование бериллия в авиадвигателях не вышло за рамки опытных исследований. Конструкция самолетов. Для уменьшения аэродинамического сопротивления крыло и другие элементы конструкции должны иметь минимально возможную толщину. При этом на первое место выступает жесткость конструкции. Высокие скорости приводят к повышению температуры, при которой работает конструкция. Модуль упругости с ростом температуры уменьшается. Другая проблема жесткости сверхзвуковых самолетов связана с их вибрациями, возникающими при определенных режимах работы двигателя. Благодаря высокой удельной жесткости, применение бериллия в этих условиях наиболее рационально. Реально пока что бериллий широко используется в конструкциях авиационных тормозов. Это обусловлено его высокой теплоемкостью, значительной теплопроводностью и малой плотностью. Коэффициент температуропроводности у бериллия высокий: a= l ∕Cγ, где l - коэффициент теплопроводности, С - удельная теплоемкость, γ- плотность материала. Кроме того, у бериллия высокие износостойкость и размерная стабильность, сопротивление термическому растрескиванию. Благодаря высоким теплоемкости и теплопроводности, температура нагрева бериллиевых дисков значительно ниже, чем стальных, которые к тому же имеют малый срок службы. К числу положительных эффектов применения бериллия и авиационных тормозах относят: снижение их массы, увеличение срока службы гидросистем и шин благодаря лучшему охлаждению, увеличение срока службы фрикционных материалов, более плавную работу тормозов. Преимущество бериллия перед другими материалами не только в снижении массы самих тормозов, но и косвенных последствиях, обусловленных выигрышем в массе. Облегчение тормозов позволяет снизить массу колес и, следовательно, их инерцию. Это, и свою очередь, снижает изгибающий момент в стойках крепления, и также массу привода приземления к конструкции крепления крыла, что способствует уменьшению износа колес, увеличению срока их службы. В многодисковой тормозной системе бериллий используют и качестве прокладок между стальными дисками; стальные диски при этом служат для передачи тормозного момента, а бериллиевые сегменты выполняют роль теплопоглощающих элементов. На самолетах "F-4" использование бериллия в тормозах обеспечило общую экономию около 350 кг. Применение бериллия в гироскопах явилось одной из первых попыток использования его за пределами атомной техники. Вначале инерциальные системы навигации с бериллием находили лишь военное применение. В настоящее время они используются и в гражданской авиации. В 90% выпускаемых гироскопов высшего класса бериллий идет на изготовление тех или иных деталей. Приборы инерциальной навигации являются наиболее точны-I ми из существующих механических инструментов. С их помощью определяют систему координат, в которой проводятся измерения и 1 расчеты, поэтому конструкция гироскопа должна быть предельно жесткой и размерностабильной. Бериллий обладает необходимым сочетанием свойств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к материалам гироскопов. Это низкая плотность, высокий модуль упругости, размерная стабильность, а также совпадение коэффициентов термического расширения бериллия и стали, которая используется для изготовления Р подшипников. Вследствие высокой стоимости изготовления гироскопов цена I используемых материалов имеет второстепенное значение. Конструкция ракет. Для увеличения радиуса действия или I полезной нагрузки ракет необходимо увеличить мощность силовой установки или уменьшить массу балластных конструкций. Наиболее простой путь решения указанной задачи заключает-I ся в использовании более легких, жестких и прочных материалов, в I частности бериллия, тем более, что в реальных конструкциях ракет и условиях сжатия работает до 3/4 всех деталей. Бериллий является перспективным материалом для ракетных I двигателей малой тяги (до 4500 Н). Здесь он нашел применение для изготовления камер сгорания, сопел и других деталей. В этих приложениях важна низкая плотность, высокая прочность, высокие теплопроводность и теплоемкость. Благодаря сочетанию высоких теплоемкости и теплопроводности бериллиевое сопло не разрушается при рабочей температуре около 3000°С в течение 60-80с. Кроме проблемы аэродинамического нагрева космического аппарата при запуске и пуске с орбиты необходимо обеспечить тепловое регулирование космического летательного аппарата (КЛА) в процессе космического полета. В космическом пространстве возникают дополнительные источники нагрева помимо тепловыделения внутри корабля - это излучение солнца, а также длинноволновое земное излучение. Тепловое излучение КЛА осуществляется за счет подбора необходимою соотношения поглощательной и излучательной способности материалов, используемых для изготовления радиаторов. Соответствующим образом обработанный бериллий способен поглощать или излучать в пространство в несколько раз больше те! чем другой материал, при равной массе. Поэтому бериллий является незаменимым материалом для изготовления космических радиаторов, поддерживающих оптимальный тепловой баланс как внутри так и снаружи КЛА
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |