КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материальное обеспечение. Учебные и воспитательные цели
Время: 2 часа Учебные и воспитательные цели Лекция №1 Спорта и туризма
Дисциплина: «Безопасный отдых и туризм» Тема: «Наиболее распространённые опасности во время отдыха на природе и туристических походов» (кандидат военных наук, доцент В.Н. Соколов)
Смоленск 2013 год Обучить студентов принятыми на основе обобщения опыта положениями, постулатами и предварительными описаниями приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемого уровня
Место проведения: аудитория Литература:
3. Брипчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды) 4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник — М., 1996. 5. Смирнов Л.Т., Литвинов Е.П., Фролов М.П., Латчук В.П., Петров 6. Богоявленский И.Ф., Литвинов Е.Н., Негров С.В. Основы безопас- 7. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.П. Основы безопасности 8. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.: 9. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.: №8, №9 с.3-9, с 4. 1998г.г. 10. Государственный стандарт.
Учебные вопросы и расчёт времени: I. Введение___________________________________________ 5 мин. II.Основная часть ____________________________________ 80 мин. Изучаемые вопросы:
III. Заключение
Введение
Действующими нормативными документами предписано: туристское предприятие должно иметь комплект нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. К числу внутрифирменных документов относится и «Программа обеспечения безопасности туров», которая разрабатывается туристской организацией на определенный период (сезон, тур) и включает: ■ перечень, общее определение и предварительный анализ потенциальных опасностей и вредностей (начальная часть программы); • принятые на основе обобщения предыдущего опыта положения, постулаты и предварительное описание приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемого уровня (вторая часть программы); ■ разработку контрмер и непрерывное совершенствование методов обследования всех ресурсов, включаемых в турпакет (третья часть программы); экспедиционное обследование (рекогносцировка, ознакомительная поездка и др.) конкретного тура в целом и мер обеспечения безопасности в особенности
1. Происхождение факторов риска
Каждый фактор риска при стечении определенных обстоятельств может привести к неблагоприятным для туриста послед- ствиям. Есть, однако, опасности, «предопределенные» пpoгpaммой тура, которые подразумеваются, но обычно никак не учитываются в мероприятиях по безопасности. Назовем их обстоятельствами повышенной опасности. В частности, при убытии из места постоянного проживание месту начала тура или к месту отдыха турист пересекает несколько часовых поясов, попадает в резко отличные от привычных климатические условия. Некоторыми авиапутешественниками перелет воспринимается как определенная опасность. Авиаперелету сопутствуют перепады атмосферного давления при взлете и посадке, а смена часовых поясов чревата сбоем биоритмов организма. Замечено, что организм туриста за семь-девять часов авиаперелета успевает быстрее подготовиться к предстоящим климатическим переменам, чем за два часа путешествия по воздуху. Растянутая по времени приспосабливаемость организма у туриста вызывает плохое самочувствие из-за несовпадения времени сна и бодрствования, рассеянное внимание в ходе экскурсионного обслуживания и др. Подобное физическое состояние туриста определяют понятием «красный глаз» (red eyes). Туристу, прибывшему на отдых в другую страну, необходима акклиматизация — адаптация к жаре, к непривычному климатическому и ультрафиолетовому режиму. Пребывание туриста в незнакомом районе, регионе или в другой стране может быть связано с незнанием типичных бытовых опасностей, с отсутствием иммунитета от распространенных там болезней, с криминогенной обстановкой и т. п. обстоятельствами. Поэтому, описание и систематизация источников и свойств потенциальных опасностей и зависимость изменения физического состояния туристов от них в туре является необходимым условием разработки мероприятий по обеспечению безопасности.
1.1. Опасные изменения воздушной среды
Воздействие окружающей среды на туристов обусловлено повышенными или пониженными температурами воздушной среды и поверхностей, а также интенсивностью теплового облучения, относительной влажностью и подвижностью воздуха в зоне их обслуживания, резкими перепадами барометрического давления и другими факторами внешнего воздействия (табл. 5).
Первое воздействие, с которым сталкивается турист яри убытии из места постоянного проживания к месту начала тура или в место проведения отдыха, связано с неизбежными изменениями атмосферного давления. Давление может быть как повышенным, так и пониженным: оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в легких происходит при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. Повышенное давление обуславливает вредные механическое (компрессионное) и физико-химическое действия газовой среды, увеличивая ее проникающий эффект. При этом повышенное содержание в крови кислорода и индифферентных газов может вызвать реакцию наркотического типа, а увеличение парциального давления кислорода в легких выше 0,8-1,0 атм приводит к поражению легочной ткани, возникновению судорог, коллапса; Более выраженные действия организма можно наблюдать при низком давлении: резкое уменьшение парциального давления кислорода во вдыхаемой воздушной смеси приводит затем к его снижению в альвеолярном (т. е. находящегося в легочных альвеолах; лат. alveolus — лунка, ячейка) воздухе, крови и тканях. Затем через несколько секунд приводит к потере человеком сознания, а еще через 4—5 мин и к гибели. Массовая доля кислорода в земной коре составляет около 49%, а составные части воздуха характеризуются величинами, приве денными в табл. 6. Во вдыхаемом человеком воздухе кислорода содержится уже около 16%, а углекислого газа — 3,7-4%. Нарушение оптимального природного баланса между кислородом и углекислым газом оказывается неблагоприятным для здоровья и самочувствия: мозг потребляет около 25% от всего поступающего в организм кислорода, а по кровеносным сосудам попадает из легких во все клетки организма. Постепенное нарастание дефицита кислорода в крови и тканях вызывает расстройство функций жизненно важных органов, которое при длительном дефиците может закончиться необратимыми структурными изменениями и гибелью. По классификации Хендерсона при недостатке кислорода кислородное голодание и другие симптомы характеризуются следующими величинами: ■ 18% — граница безопасного уровня; ■ 16—12% — учащение пульса и дыхания, головные боли, рассеянное внимание; • 14-9% — ухудшение мыслительных способностей, тошнота, повышение температуры тела; ■ 10% и ниже — галлюцинации, потеря сознания. В современных практически воздухонепроницаемых помещениях концентрация кислорода будет уменьшаться до тех пор, пока оно не будет проветрено. Понижение кислорода в воздушной среде номера в отеле будет наблюдаться, если из-за шума и выхлопных газов окно не открывается или если в номере курят, или если в нем собирается много людей. При авиаперелетах, подъеме на вершину горы и в других случаях у туриста может проявиться «высотная болезнь», не связанная напрямую с недостатком кислорода. Она вызывает декомпрессионные расстройства: высотные — ме теоризм (расширение газов в желудочно-кишечном тракте) и декомпрессионную болезнь, — выход растворенных в жидкостях и тканях организма газов и образование пузырьков газа (в частности, азота), а также высотную тканевую эмфизему, т. е. «закипание» тканевой и межклеточной жидкости из-за появления в них пузырьков водяного пара. При занятиях подводным спортом пузырьки газов могут вызвать закупорку кровеносных сосудов (эмболия). В воздухе на трассе похода (перемещения) или в зоне обслуживания туристов всегда присутствуют взвешенные частицы естественного и антропогенного происхождения — пыль (dust), туман (mist), дым (smoke). Туманы и дымы относятся к устойчивым аэрозольным образованиям, — их жидкие частицы или растворимые компоненты твердых частиц по месту осаждения могут абсорбироваться тканями. Нерастворимые компоненты твердых частиц в воздухе могут по дыхательным путям переноситься в разные части дыхательного тракта, абсорбироваться и вызывать биологический эффект (фиброгенные заболевания органов дыхания и газообмена, заболевания лимфатической системы и желудочно-кишечного тракта). При планировании туристских походов с подъемом в горы (например, по некогда популярному у турбаз города Сочи маршруту с подъемом к озеру Кардывач через горную гряду Аишхо I и II и далее через Авадхарскую долину на озеро Рица) представляют интерес данные о характере атмосферных осадков в зависимости от высоты (табл. 7).
1.2. Шумы и их негативные воздействия
К шумам относят любые нежелательные для человека акустические колебания инфра- и ультразвуковых частот, вызывающие дискомфорт. Под шумом также понимают любой звук, который может вызвать потерю слуха или быть вредным для здоровья, но на практике под шумом в основном понимают лишь слышимые звуки. Показателями воздействия шума являются: • интенсивность характеризует величину давления звуковых волн на барабанную перепонку уха человека. Измеряется как логарифм отношения данной величины звука к порогу слышимости и выражается величиной в децибелах (дБ); • высота звука характеризует частоту колебаний среды и измеряется она в герцах (N Гц = N/сек), то есть числом колебаний N в секунду; чем больше частота колебаний, тем выше звук; • продолжительность воздействия шума; длительное воздействие шума влечет рост числа заболеваний, понижение внимания, нарушение координации движений. Весь диапазон слышимых звуков укладывается в 140 дБ: дыхание человека — 10 дБ; шепот человека — 20 дБ; звон механического будильника на расстоянии 1 м оценивается в 80 дБ; разговор двух человек создает шум 65 дБ. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБ днем и 30 дБ ночью. Впрочем... в туристской практике известен случай, когда российская туристка по суду получила от турагента возмещение ущерба, связанного с тем, что в итальянской гостинице, куда ее поселили, в соседнем номере... всю ночь капала вода из крана, что мешало нормальному сну. Шум свыше 80 дБ вреден для человеческого уха, а болевой порог находится в пределах 120-130 дБ. Замечено, что шум давлением 100-120 дБ на низких частотах и 80-90 дБ в среднем и высокочастотном диапазонах приводит к временному повышению порога слышимости. В условиях сильных транспортных шумов происходит непрерывное напряжение слухового анализатора, что приводит к увеличению нормального порога слышимости (10 дБ для людей с нормальным слухом) еще на 10-25 дБ, при уровне шума более 70 дБ затруднена разборчивость речи. Спектр звуковых колебаний и характер изменения сильного шума причиняют слуху ущерб, величина которого зависит, однако, от индивидуальных особенностей организма: у некоторых индивидуумов даже короткое воздействие шума средней интенсивности вызывает утрату слуха. Другие вредные последствия шума характеризуются звоном в ушах, головокружением, головной болью, повышенной утомляемостью и усталостыб. Более тяжкие последствия для организма несет чрезмерный шум — нервное истощение, психическая угнетенность, вегетативный невроз, язвенная болезнь, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов (табл. 8). В соответствии с ТОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерения» уровни звукового давления в октавных полосах частот внутри салонов легковых автомобилей и микроавтобусов могут составлять около 60 дБ (по другим данным — 80 дБ), а пассажирских автобусов, — 75-80 дБ. При наборе скорости автотранспортным средством, открывании и закрывании дверей салона возможно резкое возрастание шума до 100 дБ. Шум в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта (до 68 дБ) вызывает ряд негативных последствий: ■ нарушение сна (удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна). С увеличением частоты и силы звука более частыми становятся мгновенные прерывания сна; ■ ощущение болезненного состояния, изменение поведения, в т. ч. и возникновение стрессового состояния, — повышение активности центральной и вегетативной нервной систем и др. При переезде туристов железнодорожным транспортом источниками шума в пассажирских вагонах являются: ■ локомотивы — уровни звукового давления, например, у выпускной трубы двигателя тепловоза достигают 100-110 дБ; ■ вагоны — удары колес на стыках и неровностях рельсов (ударный шум до 10 дБ), трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса. Качение колес по сварному рельсу без Шумы от вагонов и от электровозов практически одинаковы по спектру и уровню. Источники шума в салонах пассажирских самолетов: ■ работа вентилятора, компрессора, турбины и камеры сгорания (реактивная струя) турбореактивных двигателей и вращающиеся винты турбовентиляторных двигателей. Вращение винта вызывает вибрации, что приводит к большей утомляемости пассажиров в полете; • вспомогательные силовые установки, в частности, для кондиционирования воздуха, заряда аккумуляторных батарей и для других нужд (интенсивность их шума доходит до 135 дБ). Даже внутри зданий аэровокзалов уровень шума подчас достигает 75 дБ. Звуковые колебания по частоте разделяются на: ■ инфразвуковые (низкочастотные, до 20 Гц); это неслышимые звуки, которые при большой амплитуде колебаний входят в резонанс с колебаниями внутренних органов человека и ощущаются как боль; ■ акустические (слышимые, в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20000 Гц). Это шумы производственного и бытового происхождения. Они носят непрерывный и импульсный характер. Их источниками чаще всего являются транспортные средства с низко- и среднечастотным спектром; ■ ультразвуковые (высокочастотные, с частотами от 20000 Гц до 109 Гц). Они относятся к неслышимым звукам, проявляются редко и их воспринимают и издают по большей части некоторые живые существа (летучие мыши, рыбы, птицы и др.). Источником ультразвука в низком диапазоне могут быть так же некоторые промышленные и медицинские установки. Эти колебания на организм человека оказывают влияние не только в зоне контакта источника, но и на все тело человека, его вестибулярный аппарат. Так, ультразвук может действовать на туриста через воздушную среду и контактно на руки — через твердую и жидкую среду. Влияние ультразвуковых колебаний на слуховую функцию более слабое, но расстройство вестибулярного аппарата более выражено. Ультразвуковые воздействия через воздушную среду вызывают функциональные нарушения нервной, сердечнососудистой и эндокринной систем, изменение свойств и состава крови, артериального давления. Контактное воздействие с источником ультразвука нарушает капиллярное кровообращение в кистях рук, снижает болевую чувствительность, плотность костной ткани. При длительно и многократно повторяющихся даже в небольших дозах ультразвукового облучения у человека возникает слабость, сонливость, снижение активности и работоспособности. Инфразвуковые волны неблагоприятно действуют на психоэмоциональную сферу, влияют на активность туристов, их сердечно-сосудистую, эндокринную и другие системы: при частоте около 7 Гц возможен резонанс грудной клетки и брюшной полости. Инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, штормах и других природных катаклизмах, а также проявляются при работе ряда машин и механизмов (компрессорные установки, тормозные системы поездов, дизелей и др.). Порог опасности летального исхода оценивается величиной 180-190 дБ даже от кратковременного действия инфразвука; порог потенциальной опасности для жизни и здоровья лежит в пределах 155-180 дБ; порог переносимости лежит в пределах 140-155 дБ, а порогом безопасности считается инфразвук на уровне 90 дБ. Функциональные изменения, обусловленные действием инфразвука, возникают в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, в вестибулярном аппарате. Субъективно эти изменения ощущаются как головная боль и звон в ушах и голове, осязаемое движение барабанных перепонок, снижение внимания и работоспособности, возникновение чувства страха, угнетенное состояние, нарушение равновесия, сонливость, затруднения речи. Причем, неуверенность в себе,, эмоциональная неустойчивость и состояние тревоги являются психофизиологической реакцией организма на действие инфразвука.
1.3.Неблагоприятные воздействия вибрации
Малые механические колебания (то есть многократно повторяющиеся одинаковые или почти одинаковые процессы) в упругих телах под действием переменных сил называются вибрацией. Источники вибрации всегда есть в тех технических средствах перемещения туристов (автотранспорт, самолет, поезд, речные и морские суда и др.). в которых используются силовые установки. Колебания в транспортных средствах передаются от дорожной поверхности через элементы конструкции на их водителей и на перевозимых пассажиров, а через грунт передаются на организмы (биоту) и инженерные сооружения, достигая фундаментов жилых и общественных зданий. Часто вибрации, распространяемые по грунту, вызывают и звуковые колебания, приводящие в определенных условиях к разрушениям конструкций и сооружений. В грунте вибрации затухают с темпом 1 дБ/м и на расстоянии 50—60 м от транспортной магистрали уже не ощущаются. Этот параметр воздействия важен при выборе мест размещения туристов. В силовых установках транспортных средств вибрация обусловлена работой: а) кривошипно-шатунных механизмов; б) неуравновешенных вращающихся масс; в) ударным взаимодействием сопрягаемых деталей, — зубчатых передач, подшипниковых узлов и т. п. Вибрация (резонансная) пассажирского вагона возникает при приближении частоты воздействий стыков рельсов к частоте (собственной) колебаний вагона. По способу передачи колебаний на тело туриста вибрация может быть общей или локальной, а по направлению действия — вертикальной или горизонтальной. Действие вибрации на организм человека может привести к возникновению резонансных явлений, зависящих, в частности, от позы: в положении «сидя» резонанс наступает при частоте 4-6 Гц, для головы 20-30 Гц, для глазных яблок 60-90 Гц. Резонансные частоты могут вызвать расстройство зрения и в целом нарушение работы вестибулярного аппарата (он отвечает за положение и перемещение головы в пространстве, поддержание равновесия и др.), нанести травму позвоночнику. Широкий спектр действующих на человека вибраций может сопровождаться выдачей организму ложной информации от вестибулярного аппарата. На тело сидячего или стоящего человека вибрация передается через опорные поверхности (общая вибрация), но может передаваться и через руки (локальная вибрация).
1.4.Свойства статических, электрических и магнитных полей и их негативные воздействия
Поле, сформированное неподвижными электрическими зарядами, возникающими в результате механического взаимодействия диэлектриков между собой или диэлектриков с металлами, называют статическцм полем. Упомянутые выше процессы приводят к образованию и разделению положительных неотрицательных зарядов электричества, т. е. происходит образование и разделение двойных слоев зарядов противоположного знака. Так, на сухих руках накапливаются электрические заряды, создающие потенциал до 500 В. Присутствующие между верхними слоями атмосферы и поверхностью Земли электрические заряды создают разность потенциалов в 400 тысяч В. Это электростатическое поле Земли между верхней частью тела человека и его нижней частью создает разность потенциалов около 200 В. Однако вследствие хорошей проводимости (стекания тока) человек этой разности потенциалов не ощущает, так как все части тела находятся под потенциалом одной величины. Наведенные проходящим над Землей грозовым облаком заряды огромной величины приводят к образованию электрического поля, являющегося при определенных условиях причиной пробоя промежутка «облако-поверхность». Это и есть молния. Так как заряды имеют свойство накапливаться на остриях или близким к ним по форме телах, то человеку во время грозы опасно находиться на открытом пространстве, вблизи отдельных деревьев или металлических предметов. Искусственные статические поля в быту создаются синтетическими полимерными материалами, — хорошими диэлектриками, используемыми при изготовлении обуви и одежды, при отделке интерьеров, изготовлении строительных конструкций и т. д. Избыточные заряды на предметах, одежде и на теле человека воздействуют на нервную и сердечно-сосудистую систему. Благотворно действуют такие меры защиты от статического электричества, как заземление, хождение босиком. Электромагнитные поля (ЭМП) промышленной частоты формируются генерирующими, передающими и потребляющими техническими системами, а для оценки биологического воздействия на организм выделяют зону индукции (ближнюю зону) и зону излучения (дальнюю зону) электромагнитного поля. Спектр электромагнитных полей характеризуется следующими частотами: · низкие частоты (до 3 Гц); основной их источник — воздушные линии электропередач, системы транспортных средств (электрооборудования, зажигания, управления, навигации), системы охранной сигнализации, а также электротранспорт; · промышленные частоты — от 3 до 300 Гц; · радиодиапазона — от 30 Гц до 300 МГц и относящиеся к нему ультравысокйе (УВЧ) — от 30 МГц до 300 МГц и сверхвысокие — от 300 МГц до 300 ГГц. Интенсивность ЭМП в диапазоне частот от 30 кГц до 300 МГц определяется напряженностью электрической составляющей, а для ее оценки в диапазоне от 300 МГц до 300 ГГц определяют плотность потока энергии (Вт/м2). Электромагнитные поля оказывают тепловое и биологическое воздействие на организм человека: ■ нагрев хрящей, сухожилий и др.; ■ перегрев хрусталика глаза, желчного и мочевого пузыря; • возникновение головной боли (в височной и затылочной области) приводят к быстрой утомляемости, изменению кровяного давления и пульса, к нервно-психическим расстройствам при длительном воздействии радиоволн невысокрй интенсивности и др. Электромагнитные волны оптического диапазона (400-760 нм) воздействуют на глаз человека, вызывая специфическое раздражение сетчатой оболочки, вследствие чего возникает световое восприятие. Человеческий глаз рефлекторно защищается при превышении интенсивности Излучения допустимого уровня: сужение зрачка, перестройка восприятия для уменьшения чувствительности. Источником электромагнитной энергии является Солнце и его энергия поступает в виде инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения. И хотя земной кислород и озон выполняют роль природного фильтра, все же ультрафиолетовое излучение оказывает заметное влияние на живые организмы. Его влияние зависит от времени года, погоды, географической широты и высоты над уровнем моря, толщины озонового слоя в атмосфере. В полдень интенсивность излучения на длине волны-300 нм в 10 раз выше, чем за три часа до этого или три часа спустя. Об этом необходимо помнить любителям загорать в походах и на отдыхе. Ультрафиолетовые лучи хорошо отражаются от песка (до 25%) и снега (до 80%), хуже от воды (менее 7%). При подъеме в гору поток ультрафиолетовых лучей возрастает с высотой, приблизительно на 6% с каждым километром. В расположенных ниже уровня моря местах (например, у берегов Мертвого моря) интенсивность излучения меньше. Ультрафиолетовое излучение не воспринимается глазом, но поглощается кожным покровом тела, вызывая покраснение (эритему), активизацию обменных процессов и тканевого дыхания. Ультрафиолетовые лучи относят к одному из следующих двух типов: ■ UVB-излучение (ультрафиолетовое) воздействует на поверхностные слои кожи, вызывая ожоги и ускоряя старение; ■ UVA- излучение (инфракрасное) проникает непосредственно в клетки, изменяя их структуру, провоцирует кожные заболевания вплоть до онкологических. Загар — это образовавшийся под действием ультрафиолетового излучения в кожном покрове меланин, который к тому же хорошо защищает организм от избыточного проникновения ультрафиолетовых лучей. Бактерицидное действие этих лучей основано на свертывании (коагуляции) белков и это их свойство используют в профилактических целях, например, при дозированном облучении помещений («кварцевание»). По восприимчивости кожных покровов к ультрафиолетовому излучению выделяют следующие ее шесть типов: ■ кожа светлая, легко обгорает и совсем не покрывается загаром (тип I); ■ кожа легко обгорает и покрывается слабым загаром (тип II); ■ кожа быстро покрывается загаром и обгорает в меньшей степени (тип III); ■ кожа более устойчива к солнечным лучам, чем соответствующая типу III (тип IV); ■ темная от природы кожа — негроидная — и почти не подвержена повреждающему действию излучения (коренные жители Австралии и Африки) — типа V и VI. ■ Воспалительная реакция кожи при избыточном ультрафиолетовом облучении сопровождается зудом, отечностью, образованием на коже пузырей и другими изменениями, в т. ч. ускоренным старением кожи. ■ Пребывание в солнечный день на склонах снежных гор без солнцезащитных очков из-за высокого содержания ультрафиолета в лучах вызывает слезотечение, спазмы век, резь и боль в глазах и др. ■ Инфракрасное излучение, проникая глубоко (до 4 см) под кожные покровы тела, повышает температуру и облучаемого участка, и общую температуру тела, вызывает покраснение участков кожи.
1.5. Воздействие электрического тока на организм
Электрический ток не имеет запаха, цвета и не создает шума, так что у туриста нет специальных органов чувств на расстоянии ощутить его наличие. Неспособность организма до начала воздействия на него электрического тока обнаружить его приводит к тому, что турист не осознает реально существующие опасности и не принимает ни мер предосторожности, ни защитных средств. Опасность поражения электрическим током усугубляется еще и тем, что пострадавший не может сам себе оказать помощь, а неумелые действия других туристов по оказанию помощи пострадавшему чаще всего ведут и к их поражению. При прикосновении к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или при приближении к высоковольтным электроустановкам на недопустимо близкое расстояние происходит поражение человека электрическим током промышленной частоты. Поражения электрическим током подразделяются на электрические травмы (тепловые (ожоги), -механические (разрыв тканей и повреждение костей), световые) и электрические удары. Наиболее опасными являются электрические удары, при которых в результате прохождения через тело электрического тока происходит нарушение физиологических процессов в организме: разложение крови и паралич нервной системы, судорожное сокращение мышц, осуществляющих дыхательное движение грудной клетки и работу сердца. Исход этого воздействия, — от легкого до смертельного поражения, — зависит от ряда факторов, а именно, от: • величины и продолжительности действия тока (приложенного напряжения); • рода и частоты тока; • пути протекания тока в организме (электрическая цепв); • величины электрического сопротивления тела (верхнего слоя кожи, достигающего в нормальных условиях величины в пределах 400G0-400000 ом; при нарушении кожного покрова сопротивление уменьшается до 800-1000 ом); • индивидуальных особенностей и физического состояния организма туриста. На теле человека есть особенно уязвимые к электротоку участки — так называемые акупунктурные точки площадью 2-3 мм2, в которых электрическое сопротивление кожного покрова всегда меньше электрического сопротивления окружающих зон. Такими точками являются тыльная сторона кисти, участок руки от кисти до локтя, шея, висок, плечо, спина, передняя часть ноги. Электрическая цепь, проходящая через названные точки, при протекании по ней даже небольших токов может привести к смертельному исходу поражения. Так, при токе 0,5-1,5 мА ощущается его Действие в виде покалывания, а при токе 2-5 мА появляются боли в руке, дрожание кисти и пальцев, некоторая скованность мышц. При токе 15 мА наступают сильные боли, мышцы сковывает судорога и они частично парализуются, но находящийся под действием электрического тока турист в состоянии еще самостоятельно (хотя и с большим трудом) разжать пальцы и отделиться от токоведущей части. При токе от 15 до 25 мА наступает очень сильная боль, мышцы рук полностью парализуются, а пострадавший без посторонней помощи не в состоянии разжать пальцы и отделить их от токоведущей части. По этой причине он остается включенным в цепь тока: под действием тока проводимость тела увеличивается и протекающий ток достигает опасных величин. Токи этих величин называют «удерживающими в контакте». При токе 25-30 мА мышцы грудной клетки начинают подвергаться судорожному сокращению, движение последней может быть затруднено или остановлено. Дыхание у пострадавшего затрудняется или совсем прекращается. При этих значениях тока происходит сужение кровеносных сосудов и повышение артериального давления и создаются более тяжелые условия для работы сердца. При затрудненном дыхании и ослабленной сердечной деятельности человек, как правило, теряет сознание. Если в течение 1-2 сек через тело будет протекать ток промышленной частоты величиной от 100 мА до 5-7 а, то начнется хаотическое, беспорядочное сокращение волокон сердечной мышцы: сердце перестает выполнять функции насоса и кровообращение прекращается. При протекании тока величиной более 5-7 а нарушаются функции нервной системы, прекращается дыхание. При очень больших величинах протекающего тока смертельная опасность определяется уже не прекращением дыхания и остановкой сердца, а разрушением внутренней структуры тканей организма и глубокими ожогами тела (III—IV степень). Токи, вызывающие паралич дыхания, называют «производящими блокаду нервной системы. Две жизненные основные функции организма связаны между собой, и нарушение одной из них ведет к нарушению другой: ■ при остановке дыхания очень быстро останавливается сердце; ■ прекращение работы сердца и кровообращения быстро приводит к остановке дыхания; ■ прекращение обеих функций приводит к клинической смерти, которая длится 7-8 мин; клиническая смерть обратима, если в первой ее фазе (4-5 мин) будут выполнены все меры по восстановлению дыхания (искусственное дыхание) и работы сердца (закрытый, непрямой массаж). Другие характеристики электрического тока, протекающего через тело туриста — род тона (постоянный, переменный), путь тока и его частота — также влияют на степень поражения. Заметим также, что электрический ток оказывает более опасное действие на туриста, находящегося в болезненном состоянии, состоянии душевной подавленности, утомления, опьянения и т. п. Факторы окружающей среды, определяющие величину приложенного к телу безопасного напряжения, включают; ■ температуру и влажность. Так, в помещениях: а) влажных и сырых — увлажняется кожа человека, вследствие чего резко снижается ее сопротивление электроудару; б) о высокой температурой воздуха — опасность поражения электротоком возрастает за счет усиленного потоотделения; ■ наличие токопроводящей пыли, химически активных веществ — загрязнение кожи хорошо проводящими ток веществами снижает ее сопротивление электротоку.
1.5.Влияние электромагнитных и ионизирующих излучений
В авиации широко используется радиолокационная и радионавигационная техника как в аэропортах, так и на самолетах. Она излучает в окружающую среду потоки электромагнитной энергии (ЭМИ) высокой (ВЧ), сверхвысокой (СВЧ) и ультравысокой (УВЧ) частоты (излучения радиочастотного диапазона). Воздействие ЭМИ на организм туриста определяется плотностью потока его энергии, частотой излучения, продолжительностью воздействия, режимом облучения и размером облучаемой поверхности тела, а также индивидуальными особенностями организма каждого туриста. Волновые и квантовые свойства излучаемой энергии оказывают биологическое воздействие на организм человека: ■ термический эффект — значительный нагрев тканей при облучении; • расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, эндокринных органов при постоянном воздействии. Проявляется это в виде раздражения человека, возникновении головных болей, ослаблением памяти и др. Если ЭМИ оказало воздействие на глаза, то это может проявиться как ожог роговицы, а воздействие ЭМИ СВЧ-диапазона — к помутнению хрусталика, то есть к катаракте. К ионизирующим относятся не воспринимаемые органами чувств излучения, при прохождении которых через среду происходит ионизация или возбуждение молекул. Их еще называют радиацией. Загрязнение мест пребывания или размещения туристов веществами, являющимися источниками ионизирующих излучений, относят к радиоактивным загрязнениям территории или местности. Авария на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению территорий (около 50 000 км2) в 16-ти областях России, в Мордовии, Татарстане и Чувашии. Установлено, что при движении транспортных средств по загрязненным радиоактивными веществами территориям происходит осаждение на них радиоактивной пыли, которая попадает в замкнутые системы водообеспечения транспортных предприятий, а после многократного использования (более 40 раз) воды получает существенно превышающий установленный нормативами уровень радиоактивности. Следовательно, и транспортные средства, и объекты инфраструктуры, и природные строительные материалы на такой территории могут стать источником радиоактивного загрязнения. Радиоактивные вещества, загрязняющие территорию, испускают электромагнитные волны с частотой более 1,5 * 1017 Гц и потоки частиц с высокой энергией, как-то: ■ альфа-частицы (а-излучение, — в 20 раз более опасное для организма, чем два других излучения). Представляют опасность при попадании внутрь организма; ■ бета-частицы (0-излучение). Опасны при попадании на кожные покровы и внутрь организма; ■ гамма-частицы (у-излучение — с частотой более 1,5 * 1019 Гц). Химические элементы, у которых ядра атомов самопроизвольно распадаются, называются радионуклидами. Воздействие радиации на организм зависит от поглощенной тканями величины ЭМИ, — ее называют поглощенной дозой и измеряют чаще в радах: 1 Дж/кг = 1 Гр = 100 рад, где Гр — обозначение единицы измерения дозы, поглощенной единицей массы ткани; ее называют «грей». Ионизация и возбуждение молекул и атомов в тканях приводят к радиолизу воды (организм содержит до 70% воды) и образованию свободных радикалов Н+ и ОН"". Свободные радикалы активно вступают в химические реакции с молекулами белка, ферментами и другими биологическими элементами ткани, формируя цепную реакцию молекул, не подвергнутых облучению. При этом нарушаются биохимические процессы в организме: обмен веществ, замедление и даже прекращение роста тканей, возникновение токсинов — не свойственных организму химических соединений. Токсины, влияя на процесс жизнедеятельности отдельных органов и систем, нарушают функции кроветворных органов (красного костного мозга), увеличивают проницаемость и хрупкость сосудов. Токсины снижают иммунитет, приводят к расстройству желудочно-кишечного тракта и истощению организма, к перерождению нормальных клеток в злокачественные (раковые) и др. Отмеченные изменения в организме развиваются в различные промежутки времени: от нескольких секунд до многих часов, дней, лет. Облучение организма изнутри (в особенности частицами) возможно при вдыхании загрязненного радионуклидами воздуха, при приеме зараженной ими пищи и воды, при проникновении через открытые кожные покровы. 2.1.7. Воздействие на организм химически вредных веществ К вредным химическим веществам окружающей туриста среды относятся вещества как естественного (природного), так и антропогенного происхождения. К химически вредным веществам относятся пары, газы, жидкости, аэрозоли, химические соединения, смеси. В организм человека они поступают: ■ через легкие при вдыхании воздушной смеси; • желудочно-кишечный тракт с водой и пищей, с загрязненных рук при еде или курении; ■ неповрежденную кожу (потовые и сальные железы, волосяные мешочки) путем поглощения (резорбции, от лат. resorbeo — поглощаю). Возможно последовательное или одновременное (т. е. комбинированное) действие химически вредных веществ при одном и том же пути их поступления в организм. К практически используемым химическим веществам относятся; ■ промышленные яды. Это органические растворители (например, дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин) и др.; ■ пестициды; ■ лекарственные средства; • бытовые химикаты — пищевые добавки (уксус и др.), средства санитарии, личной гигиены и косметики; ■ содержащиеся в растениях, грибах, у животных и насекомых биологические растительные и животные яды. Антропогенные факторы действуют на человека при загрязнении: ■ атмосферы — наличие в ней промышленных выбросов, выхлопных газов, продуктов сжигания; ■ воздушной среды жилого помещения парами деструкции полимеров, лака, красок, мастик; ■ питьевой воды в случае наличия в ней избытка тяжелых металлов (свинец, медь) и попадания в водоводы сточных вод; ■ продуктов питания — пестицидами при их выращивании, химическими веществами от упаковок и тары и др.
1.5.Аварийные ситуации и аварии транспортных средств
Аварийные режимы эксплуатации транспортных средств в турах возникают: ■ из-за, крайней изношенности подвижного состава; ■ превышения пределов пропускной и провозной способности; ■ нарушения скоростного режима движения; ■ неучета субъективных причин, влияющих на поведение участников транспортных процессов. Почти в каждой стране, в т. ч. и в России, наиболее опасен автомобильный транспорт: в сутки в среднем происходит 450-500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с большим числом раненых и погибших. Ежедневно в России погибает более 80 человек и около 500 получают ранения. В последние годы участились аварии транспортных средств при перевозке туристов в ряде зарубежных стран — Египте, Турции и др. Основные причины: ■ превышение скорости движения; ■ нарушение правил обгона и маневрирования; ■ нарушение правил проезда железнодорожных переездов; ■ выезд на полосу встречного движения; ■ несоблюдение очередности проезда перекрестков; ■ низкое техническое состояние автотранспортных средств; ■ неудовлетворительные дорожные условия. Состояние дорог также вносит свою лепту в создание аварийной ситуации или к «смягчению» ее последствий. К числу факторов, учитываемых при анализе аварий, относятся: • наличие откосов, насыпей, уклонов, ограждений, экранов; ■ состояние дорожного полотна на проезжей части дороги, мостов, путепроводов (износ дорожной одежды, воздействие атмосферных факторов, ветровые наносы, наличие на полотне нефтепродуктов и др.); ■ беспокоящие факторы — шум, вибрации, свет встречного транспортного потока. Факторы аварийной ситуации на маршруте переезда туристов: ■ характер аварии; ■ неблагоприятное воздействие на водителя транспортного средства и находящихся в нем туристов; ■ время на выживаемость; ■ оперативное решение на возникшую аварийную ситуацию и ограничения на его реализацию. К числу событий, определяющих характер аварии, относятся выход из строя различных систем транспортного средства, ошибки водителя, влияние окружающей среды. Руководитель группы и туристы, переезжающие автотранспортными средствами, должны иметь представление о том, чем определяется характер ДТП. Это связано с тем, что при последующем расследовании аварии компетентными органами они подвергаются опросу. Обычно ДТП характеризуется данными осмотра места ДТП и повреждений транспортного средства, опроса водителя, не получивших травм туристов и других очевидцев об обстоятельствах происшествия, а также данными о: ■ точном (местном) времени происшествия; ■ категории дороги, состоянии дорожного полотна и дорожных условий в месте ДТП — вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных разметки, знаков и сигналов; ■ состоянии водителя (здоров, трезв, утомлен); ■ времени происшествия с начала движения по трассе; ■ приспособленности транспортного средства- для перевозки туристов; ■ погодных условиях — дождь, снег, туман, смог и т. п.; ■ нарушениях, правил дорожного движения, допущенных водителем и повлекших за собой происшествие; ■ об освещенности — темное, светлое время суток, сумерки. Воздействие аварийной ситуации на пассажиров транспортного средства, определяется их физическим состоянием. Время на выживаемость — это время развития аварийной ситуации, обеспечивающее водителю время на принятие решения и время на локализацию ситуации. Ситуации, в которых оказывается автотранспортное средство с туристами, можно разделить на обычные, сложные и критические. Сложность движения автотранспортного средства и выбор режима управления им — взаимозависимые действия, определяемые тактикой поведения водителя, усвоенной им предыдущим опытом вождения, в т. ч. и на данном маршруте перевозки. И если условия управления транспортным средством свободные или даже немного усложненные, то непредвиденные или критические ситуации не возникают. Обычными методами из критической ситуации без последствий выйти нельзя. Критической ситуацией считаются такие условия управления транспортным средством, в которых имеется предельная и только единственная возможность выхода из нее без происшествия. Выход из критической ситуации возможен, если водителем транспортного средства: а) определена единственно правильная последовательность действий по управлению траекторией движения и выбору режима работы энергетической установки транспортного средства с учетом дефицита времени к развития событий; б) умело налажен («настроен») цикл восприятия и спрогнозированы действия по управлению транспортным средством в данный (и единственно возможный) временной интервал. В противном случае критическая ситуация переходит в инцидент, последствия которого заканчиваются трагично.
Опасные факторы пожаров Пожароопасность в туре по большей части является следствием халатности или не выполнением соответствующих требований туристами. В то же время причинами пожаров могут стать неисправности электроустановок в местах размещения туристов, статическое электричество, оставленный на маршруте костер и др. Опасными факторами пожара являются: ■ открытое пламя и искры; ■ повышенная температура окружающей место горения среды — нарушение теплового режима тела человека, ухудшение самочувствия из-за интенсивного выведения из организма необходимых солей, нарушения ритма дыхания и сердцебиения, работы сосудистой системы; ■ дым из мельчайших твердых частиц, находящихся в продуктах сгорания во взвешенном состоянии; ■ токсичные продукты горения (такие как оксид углерода СО, углекислый газ СО2, окислы азота NOx, цианистый водород HCN); ■ пониженное содержание кислорода в воздухе в месте горения; ■ разрушения и повреждения горящего объекта — высокие температуры от очага горения вызывают утрату механической прочности несущими конструкциями, в результате чего происходит их обрушение. Пламя чаще всего поражает открытые участки тела туриста, но и горящая одежда, например, из синтетических тканей, которую трудно быстро потушить или снять, приводит к ожогам значительной части кожного покрова. Температурный порог жизнеспособности тканей человека составляет около 45' С. Из-за опасности теплового удара температура тела человека вблизи очага горения не должна превышать 39-40° С, а при температурах 60-70" С в организме происходят необратимые изменения, которые могут вызвать летальный исход. Концентрация углекислого газа СО2 более 3-4% опасна при вдыхании ее в течение более 30 мин-, а в пределах 8-10% происходит быстрая потеря сознания и смертельный исход. В дыму человек теряет ориентировку, а содержащиеся в нем раздражающие (дыхательные пути) и токсичные вещества резко снижают жизнедеятельность организма, усложняя условия эвакуации (покидания) очага пожара. При концентрации кислорода в месте горения ниже 18% по объему теряется сознание, наступает удушье.
2. Классификация вредных факторов туристской среды
Выше рассмотрены источники и условия неблагоприятного воздействия на туристов опасных различных и вредных факторов. В туризме вредные факторы принято классифицировать следующим образом [8; 62]. По происхождению опасностей в туре различают: «природные (воздействие окружающей среды на организм); ■ техногенные, антропогенные, экологические; ■ социальные и биологические. По характеру воздействия на человека опасные и вредные факторы делят на: ■ механические, являющиеся источником травмоопасности; ■ физические (например, повышенные запыленность или загазованность, уровень шума, вибрации, различные акустические колебания, изменяющееся барометрическое давление, повышенные уровни электромагнитного и ионизирующего излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации и др.); • биологические; обусловлены патогенными микроорганизмами (бактерии, вирусы, другие виды микроорганизмов) и продуктами их жизнедеятельности, а также макроорганизмами ■ психофизиологические, вызывающие неблагоприятное функциональное состояние организма, самочувствие человека, эмоциональный срыв и т. д.; т. е. это — физические и нервно-психические перегрузки; ■ опасность излучений (например, тепловых — ожоги); к ним относятся повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения и др.; ■ химические воздействия вредных, в т. ч. и ядовитых веществ (например, прием лекарственных средств не по назначению врача или ошибочно и т. п.), оказывающих токсическое или раздражающее, или сенсибилизирующие воздействия на организм туриста; ■ прочие факторы — это те опасности, которые связаны с отсутствием необходимой информации о туристской услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках; • специфические факторы риска. В туризме они обусловлены: б) техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в т. ч. в) сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.); г) уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.); д) подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п.); е) информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов). По времени проявления отрицательных последствий рассматривают импульсивные и кумулятивные опасности, а по вызываемым последствиям — утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, поражение электрическим током и другие летальные исходы. По локализации опасности факторы делят на связанные либо с литосферой, либо с гидросферой, либо с атмосферой. По реализуемой энергии выделяют: ■ активные опасности; ■ пассивные опасности, источником энергии для которых является сам человек, а именно: а) колющие и режущие неподвижные предметы; б) неровности поверхности, по которой перемещается турист, уклоны и подъемы; г) трение соприкасающихся между собой поверхностей и др. В табл. 9 представлена классификация опасных и вредных факторов туристской среды (ОВФ ТС) с указанием на наиболее типичные источники их возникновения. Отравление туристов химическими веществами возможно при использовании в туре различных подвижных транспортных средств. Бензин (керосин) является токсическим веществом, токсичность его усиливается при добавлении к нему этиловой жидкости (тет-раэтилсвинец — ТЭС). Попадает в организм через дыхательные
пути, желудочно-кишечный тракт, неповрежденную кожу, токсическая доза при приеме внутрь — 20-50 мл. Симптомы: при вдыхании паров бензина в небольших концентрациях в короткий срок наблюдается наркотический эффект — возбуждение, сменяющееся угнетением, головокружением, наблюдаются беспричинный смех, плаксивость, галлюцинации, остановка дыхания, кашель, тошнота, рвота, слезотечение, частый пульс. При поступлении бензина через рот — жжение во рту и пищеводе, жидкий стул, иногда увеличенная болезненная печень. При засасывании бензина через шланг (при заправке примусов и т. д.) вследствие попадания бензина в дыхательные пути через 2-8 ч развивается бензиновое воспаление легких — боль в боку, кашель с ржавой мокротой, повышение температуры тела, изо рта — запах бензина. Неотложная помощь: ■ вынести пострадавшего в теплое проветриваемое помещение или на свежий воздух; ■ при попадании бензина (керосина) через рот— промывание желудка (лучше через зонд); ■ при необходимости — искусственное дыхание; ■ кальция глюконат (10 мл 10% раствора внутривенно или внутримышечно); ■ кофеин 1,0 или кордиамин 2,0 при частом, слабом прощупываемом пульсе; • антибиотики: ампициллин 200 000 ед. 6 раз в сутки, ампиокс 250 000-500 000 ед. 4 раза в сутки. Угарный газ (окись углерода) встречается везде, где при недостаточном доступе кислорода происходит полное сгорание органических веществ. В походах это отравление может встретиться при неправильной эксплуатации примусов и палаточных печек. Симптомы: ■ легкая форма отравления — головная боль, головокружение, вялость, шум в ушах, тошнота, нарушение координации движений, сухой кашель, слезотечение, боль в груди; средняя тяжесть отравления сопровождается потерей сознания, двигательным возбуждением, судорогами; ■ тяжелая форма отравления — бессознательное состояние, расширение зрачков, развитие остановки дыхания и падение сердечной деятельности. Неотложная помощь: ■ вынести пострадавшего из зараженной атмосферы; ■ при нарушении дыхания — искусственное дыхание; ■ питье щелочного раствора (2% раствор соды); ■ сердечные средства: кофеин 20%, кордиамин 2,0 для поддержания сердечной деятельности.
Заключение
Современные представления о безопасных условиях деятельности людей в бытовой и производственных средах изменились. Исследователи и производственники отказались от поиска «недостатков в обеспечении условий безопасности», «определении виновных» и «мер ответственности» и перешли к исследованиям процедурного характера работы, то есть методов поиска нестыковок и различий в мероприятиях по обеспечению безопасности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |