Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть и детерминанты экономического поведения




Тема 3. Психология экономического поведения (лекция №1)

Использование методов воздействия для решения задач эконом. психологии

 

Методы воздействия – группа методов психологии, позволяющие оказывать влияние на психические свойства и процессы человека.

В экономической психологии используют ряд методов воздействия для решения самых различных задач.

Например, метод аутотренинг позволяет человеку оказывать влияние на свои эмоции, установки, состояния посредством самовнушения. В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое.

Метод группового тренинга может быть использован в ходе создания и развития команд на предприятии.

Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны тренера. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач. Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

 

1. Суть и детерминанты экономического поведения.

2. Влияние когнитивных факторов на эконом. поведение.

Приводится по: Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. —С. 488 – 491.

Как отмечалось ранее, в центре внимания экономической психологии находится изучение содержания и факторов экономического поведения.

Под экономическим поведением понимается поведение людей, в котором имеют место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

Под ЭК в широком смысле понимается совокупность действий людей, обеспечивающих адаптацию к экономической ситуации в конкретном обществе или совершение активных действий, направленных на решение экономических вопросов.

Родоначальником научного подхода к исследованию экономического поведения является Дж. Катона. Он же предложил базовую экономико-психологическую парадигму, в соответствии с которой экономическое поведение определяется психическими процессами, происходящими во внутренне плане.

Последние, в свою очередь, определяются особенностями объективного окружения, и в частности, уровнем дохода, имущество, особенностями и возможностями, которая дает работа, социально-экономический статус и др.) (см. рис.).

 

 

Х. Антонидес (1991) предложил структурную парадигму, в которой объективные и субъективные факторы и процессы, влияющие на экономическое поведение, разведены. Объективные факторы и процессы в этой модели рассматриваются как объекты изучения экономической науки. При этом в качестве основных методов изучения выделяются наблюдения, независимых измерений, статистические методы. Субъективные факторы находятся в центре изучения психологической науки. Для их исследования используются соответствующие психологические методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, интервью, биографический метод и т.п.).

 
 

 

 


В качестве субъективных факторов экономического поведения рассматриваются те детерминанты, которые влияют на принятие экономических решений.

** мотивы;

** индивид. особенности;

** ситуационные ограничения;

** воспринимаемые ресурсы;

«Принятия решений» в этой модели является центральным звеном, которое напрямую определяет экономическое поведение. В этом «звене» вся доступная информация сводится в целое, сравниваются и оцениваются альтернативные варианты поведения и их последствия, возможные выгоды и затраты.

Среди психических процессов, которым в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить:

— процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со своими представлениями и опытом;

— формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных объектов, людей, идей;

— ожидания того, как будут развиваться будущие события и связанные с этим оценка ситуации, других людей и т.д.;

— когнитивные представления;

— влияние эмоциональной сферы;

— процессы научения;

— процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.