Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда и психология профессий




Тема 4. Психологические проблемы экономического поведения на рынке труда (лекция №2)

3. Рынок труда и психология профессий

4. Психологические основы успешного решения проблемы занятости.

Приводится по: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия. 2003.

Профессиональная деятельность — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной саморе­ализации в профессии. Е. А. Климов выделил следующие основ­ные «предрассудки» о труде [11, с. 21—32].

Идеал «легкого труда». Например, таким идеалом мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умейия), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориен­тировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т. п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Ведь именно способность переживать, мучиться (знаменитые «муки творче­ства»), рисковать, мобилизовывать волю отличает человека от ма­шины, от робота. Но все это предполагает и определенные уси­лия.

Наивный антиэнтропизм, проявляющийся в стремлении все

раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явле­ния в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все «разложено по полочкам», во всем есть «порядок», и любая инициатива, любое творчество могут этот «по­рядок» разрушить... Между тем любая реальная общественная и психологическая система (в отличие от структуры) находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых от­ношениях. И именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее про­блемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем «наводить порядок». Более интересная задача психолога — помогать человеку обнаруживать противоречия жиз­ни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.

Душеведческая «слепота» проявляется в неспособности «сопереживать и совеселиться другому человеку» (по А. Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по ана­лизу различных обстоятельств составлять правдивый образ друго­го человека. И очень часто психолог опирается не только на свои методики (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюде­ний, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.

Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» прояв­ляется в том, что те, кто считают себя «учеными», начинают учить «практиков». Хотя так называемые практики часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что большинство выдающихся психологов (3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.) — «выходцы из практики».

Как уже отмечалось, подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, по сути, легли в основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии советского периода. В частности, А.Н.Леонтьев связывал появление человеческого сознания с возникновением и развитием коллективного труда. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта», а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — «коллективного труда» [15; 4].

При этом сам коллективный труд (по А. Н. Леонтьеву) в психо­логическом плане характеризуется следующим.

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном резулыате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный резулыат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую едини­цу — отдельное трудовое действие.

В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.

Наконец, для координации коллективных действий неизбеж­но стали развиваться речь и язык.

Развитие человека и человеческого труда исторически было связано с увеличением степеней свободы действия и всей дея­тельности, в основе чего лежало высвобождение передних конеч­ностей еще у предшественников человека. Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит — и планировать свою деятельность, что и послужило предпосылкой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. По­скольку существует целый комплекс проблем, связанных с психо­логическим изучением человека как субъекта труда, попытаемся теперь разобраться в психологических характеристиках трудового процесса.

На основании представлений К. Маркса о специфичности тру­да человека В. Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспек­та трудовой деятельности: 1) предметно-действенный (как про­цесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); 2) физиологи­ческий (как «функции человеческого организма»); 3) психологи­ческий (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). При этом отмечается, что «в психологическом исследовании последний ас­пект, несомненно, играет ведущую роль» [26, с. 23—24].

Е. А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда [Ц, с. 19—21]: 1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда [там же, 11, с. 61—68]:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результа­та (знание о продукте — резулыате труда; осознание его социаль­ной значимости; аффективный тон соответствующего знания — отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного резулыата (понимание ответственности; переживание ответственности);

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­занные с применением средств деятельности);

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Например, даже если человек за рамками своих непосредствен­ных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т. п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем отмеченным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зар­плату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е. А. Климовым, слова «со­знание», «осознанное» стоят на главных позициях).

Е. А. Климовым выделены также основные эргатические функ­ции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности [там же, 1988, с. 29—39]. Напом­ним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде — это сис­тема «человек —машина — среда—социум — кулыура—природа». Сама эргатическая функция определяется как «любое уменьшение нео­пределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т. е. это любая трудовая функция (функция эргатической системы)». Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ): у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т. е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:

духовное производство (построение идеологий, образование искусство, наука);

производство упорядоченности социальных процессов (зако­нотворчество, средства массовой информации, планирование-­экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самооб­служивания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация тру­довой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное об­служивание, совершенствование эргатических систем);

материальное производство (оперативно-гностическое — об­работка информации, принятие решения; оперативно-практичес­кое — организация рабочего места, организация социальной сре­ды; оперативная самоорганизация субъекта труда — транспорти­рование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Выделение и рассмотрение понятия «трудовой пост и его струк­тура» важно для уточнения производственного «смысла» данной профессиональной деятельности [8, с. 39—45]. Трудовой пост — это не то, что можно «очертить конкретно», это «многомерное, разя но и многопризнаковое системное образование», основными со­ставляющими которого являются: 1) цели, представление о ре­зулыате труда; 2) заданный предмет труда; 3) система средств труда; 4) система профессиональных служебных обязанностей; 5) система прав работника; 6) производственная среда (предметные и социальные условия труда). Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) В конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание трудового поста, возможно, по­может многим работникам, особенно творческих профессий, про­ще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их «не видно на рабочем месте»...

Для организации работы психолога труда важно выделить глав­ный принцип его деятельности, который отражен в «золотом пра­виле психологии труда» [там же, с. 56—58]. «Золотое правило» — это правило организации взаимосоответствия элементов систе­мы: «человек —предмет труда —средства труда —среда» (если, на­пример, вводятся новые требования к человеку-работнику, то это обязательно необходимо компенсировать в других элементах эрратической системы). Различные «исходы» при реализации «зо­лотого правила психологии труда» отражены в специальной таб­лице (табл. 1).


Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профес­сия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими про­блемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого обра­за жизни) может различаться у профессионалов с разной степе­нью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получае­мых «доходов»).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделени­ем (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) — это непрекращающиеся попытки понять, что же такое «психика» и как, с помощью какого «метода» ее лучше ис­следовать и развивать.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой твор­ческий потенциал и создает условия для развития этого потенци­ала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный резуль-; тат труда — это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интерес­но, что само слово «профессия» восходит к латинскому profited — «говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии ис­конно скрыты события, являющиеся предметом и общей и соци­альной психологии», — отмечает Е.А.Климов [10, с. 177—178]. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от измене­ния кулыурно-исторического контекста, и, к сожалению, воз­можны ситуации, когда изначальный смысл профессии может су­щественно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для откровенной манипуляции общественным со­знанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии реше­ния их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже кулыурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретых специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной си­стеме, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная прак­тическая сфера развиваются. Вероятно, подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сло­жившимся обстоятельствам (и социально-экономическим усло­виям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. А идеальным ва­риантом творческой самореализации в профессии является ситу­ация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства уме­ет использовать во благо (здесь нет никакого противоречия, так как нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

Назовем основные характеристики профессии:

1) это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

2) это общественно полезная деятельность. Хотя четкого крите­рия «полезности» не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого — меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда чест­ного труженика, а соответственно обосновывается, что и полу­чать он должен намного больше (в десятки раз — пример совре­менной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не столько традиционный анализ опе­рационально-технологического содержания труда (этим неплохо за­нимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологичес­кого и кулыурологического анализа (подробнее об этом см. в гл. 4);

3) это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что «при развитой промыш­ленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою про­фессию»). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не при­сваивается квалификация («ключевая квалификация», по Д. Мар­тен су), если работник не демонстрирует «способность адаптиро­ваться к динамичному производству и к легкому переходу от од­ного вида труда к другому») [6];

4) это деятельность, выполняемая за определенное вознагражде­ние, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являюще­еся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве тако­го вознаграждения выступают в основном деньги);

5) это деятельность, дающая человеку определенный социальный \ и общественный статус (то, чем человек занимается, дело чело* века, его работа — его главная «визитная карточка»);

6) наконец, можно вспомнить определение профессии, данное \ еще в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность,! и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует! в жизни общества и которая служит ему главным источником мал териальных средств к существованию», но при условии, что этД деятельность «признается за профессию личным самосознанием { данного лица» [цит. по: 12, с. 161]. Последнее обстоятельство позво-«ляет понять самую главную психологическую характеристику про­фессии — отношение к данной работе как к своей профессии конк-J ретным работником. Заметим, что такое понимание профессии было предложено С. М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать професси­ональную деятельность с собственно психологических позиций. | Например, даже если работник работает хорошо и им вполне до­вольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т. п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия «труд», • «трудовые занятия» (occupation), связанные с различными уров­нями выполнения работы, и собственно понятие «профессия» (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы [цит. по: 9, с. 46].

Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия — это группа родственных специальностей (например, профессия — врач, специальность — врач-терапевт; профессия -учитель, специальность — учитель физкулыуры).

Квалификация — это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, кате­гориях, и реальную квалификацию, т. е. тот уровень мастерства, ко- ] торый данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификациями конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реаль­ной квалификацией) ставят «по блату» на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны дру­гих работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство соб­ственного достоинства).

Интересно, что А. К. Маркова [17, с. 31] выделяет близкое по­нятие — «профессиональную компетентность», понимаемую как «индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне».

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фра­за «меня на должность поставили» нередко и переводится как «из меня начальника сделали»). Иногда должность совпадает с пони­манием квалификации (старший, младший сотрудник). Более рас­пространенное понимание должности — это любая фиксирован­ная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу «место работы и должность»).

Исходя из сказанного трудный для многих студентов-психоло­гов вопрос, «что такое "руководитель психологической службы" — профессия или должность?», получает простой ответ: «Это одно­временно и профессия (как особый, ограниченный вид труда), и должность (и у руководителя есть своя должностная инструкция)». К этому можно добавить, что это одновременно и специальность (так как речь идет о руководителе в сфере психологических услуг), и трудовой пост, и квалификация.

 

Калицкий Э.М. Профессия, профессиология и профессиональное образование: методологические аспекты. – Мн.: РИПО, 1996. – 37 с.

 

Профессия в идеале – более сложная категория, чем простая совокупность знаний, умений и навыков (чаще всего функциональных), необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Ее следует рассматривать не как простое исполнение функций в условиях разделения труда, а как способ выражения сущности человека.

…Представление каждого человека о смысле собственной жизни, а также о его месте и роли в обществе в наше время связано прежде всего с конкретной профессией.

У каждого человека должно быть свое предназначение, заключающееся в выполнении того или иного специального дела. Человек не хочет знать всего, он хочет знать лишь то, к чему он питает особую любовь и склонность. Л. Фейербах подчеркивал, что специализация, занятие определенным видом деятельности никаким образом не противоречат многосторонности знания и деятельности, ибо тот, кто не имеет своего «назначения» и занимается всем понемногу, неминуемо превращается в дилетанта» [22].

Без ограничения сферы деятельности ни в одной области нельзя совершить ничего значительного. Люди должны избрать эту особую сферу деятельности соответственно своим способностям и таланту.

Деятельность становится движущей силой развития личности в том случае, если человек считает ее своей, если ее реализация становится внутренней потребностью, привычкой.

Таким образом, развитие личности определяет не фактом ее участия в той или иной деятельности, а характером этой деятельности. Имеется в виду не столько технологическая, сколько социальная ее сторона. В самом общем виде такую социальную характеристику профессиональной деятельности философ Л.Н. Коган называл «степенью социальной свободы ее выполнения» [12, с. 64].

До последнего времени основные исследования профессиональной деятельности проводились главным образом с экономической (производительность труда), технической (взаимодействие «человек-машина») или медицинской (влияние на здоровье) точек зрения. Рассмотрение профессиональной деятельности лишь с таких позиций технократично и исходит из того, что производству нужен не техник или рабочий, а от человека требуется выполнение определенной деятельности, функционирование в качестве определенного звена технической системы. В этом случае часто, чем меньше в труженике «человеческого», тем он эффективнее (дешевле и надежнее) с экономической и технической точек зрения.

…труд не только сам по себе важен для человека, но его значение изменяется по мере того, как человек растет и развивается.

Помимо экономических факторов для человека большую ценность имеют человеческие отношения, социальное признание личности, приобретение посредством трудовой деятельности определенного социального статуса.

Признание личности предполагает наличие условий для ее независимости, возможности самовыражения. Это означает возможность самому определять план работы, устанавливать приоритеты, предоставлять другим резулыаты деятельности.

…Не все виды работ удаются человеку в одинаковой степени и кроме того не все ему в одинаковой степени нравится делать. Кое-что может превратиться в любимое занятие, в «хобби», где человек добивается больших успехов. В этой области уровень его способностей и умений может становится выше, чем у других.

Для достижения наилучших резулыатов требуется высокая степень концентрации и овладение опытом не одного поколения людей в одной сравнительно узкой сфере деятельности. Этот опыт выражается в категории «профессия».

…профессию можно рассматривать как резулыат появления профилированных знаний, способностей, умений, опыта, представлений или как определенные качества, присущие человеку. Коренное отличие профессии от труда как способа создания потребительской стоимости состоит в том, что профессия имеет конкретные исторические признаки.

Известный русский социолог А. Швипан сформулировал следующим образом понятие профессии: «Профессия в собственном значении представляет человеческую деятельность, в которой человек реализует свое призвание или специальную предрасположенность к выбранной работе, которая определяет его участие в общественной жизни и которая служит средством существования, которая, кроме того, положительно оценивает его в экономике страны» [23, с. 18].

Когда отсутствует одно из условий, профессия превращается в вынужденное распределение труда. Таким образом, профессия – это смысл, содержание и призвание в жизни. Этому смыслу до сих пор в полной мере соответствуют профессии поэта, артиста или ученого.

Профессия прежде всего позволяет чувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе (техников, медиков, педагогов и т.п.). Наличие квалификации, владение профессиональной терминологией, чтение специальной литературы с профессиональной информацией – все это формирует чувство принадлежности к чему-то значительному. В резулыате человек чувствует себя достойным уважения, более уверенным в собственных возможностях.

По объективным или субъективным причинам не все профессии имеют одинаковый социальный статус. В связи с этим выбор и степень овладения профессией во многом могут соответствовать личностным притязаниями. Человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы. В этом отношении имеют значение физические условия, в которых протекает профессиональная деятельность, организация труда, оборудование и материалы, с которыми он работает.

Профессия должна обеспечивать также нормальное материальное благосостояние. «Зарабатывать на жизнь» - имеет два смысла: обеспеченность в настоящем и будущем. Очень большое психологическое значение имеет уверенность в будущем.

Профессия также является фактором, который определяет качество жизни человека, включающее:

- социальный климат (степень подчиненности или независимости);

- программу каждого дня (в котором часу вставать, сколько находиться в семье, где питаться);

- программу года (сезонные работы для с/х-ых профессий, летнее время отдыха для учителей, зимний отдых для речников и т. д.);

- физическую среду для работы;

- выбор друзей (лучше понимают друг друга коллеги по профессии);

- манеру одеваться и говорить;

- проведение свободного времени.

Проведенное нами анкетирование (всего 520 человек) людей разных профессий показало, что в среднем около 10 часов в сутки человек отдает работе. На другие активные виды деятельности остается не более 5-6 часов. Таким образом, в жизни взрослого человека время профессиональной деятельности является основным.

Это одна из основных свобод человека – право выбрать, какой вид работы он будет выполнять, для кого и когда. Хотя люди не всегда пользуются этой свободой, однако всегда высоко ценят значение этого выбора. Часто на выбор сферы деятельности влияют экономические причины – работаю там, где больше платят, а вовсе не в соответствии со склонностями, имеем также значение окружающая среда, где живет человек (в городе или в деревне).

Профессия нередко выбирается случайно, в силу определенной ситуации или примера других. В этих случаях со временем приходит неудовлетворенность. Человек пытается исправить допущенную ошибку, но делать это приходится с большими моральными и временными потерями. Некоторые продолжают трудиться по избранной профессии, но с низкой резулыативностью. Ошибки чаще всего происходят из-за незнания условий и требований профессии, а также собственных способностей.

Таким образом, посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности:

- экономически обеспечивать свое существование;

- выполнять работу, которая нравится и в благоприятной среде;

- удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях.

Любая профессия имеет внешние и внутренние характеристики.

Внешние – это социальный, политический статус и престиж профессий и профессионализма на конкретном историческом этапе развития общества.

Профессия должна заполнить жизнь человека, удовлетворив его социальные и экономические идеалы, и дать возможность выразиться во всех устремлениях и склонностях. Человек, если профессия полностью соответствует его сущности, мечтам, чувствам и увлечениями, может одновременно быть социально полезным и счастливым гражданином.

Внутренние характеристики профессии – это ее содержание и конкретные требования к выполнению профессиональной деятельности.

исходя из современных представлений, профессия имеет два основных внутренних параметра: функция и квалификация.

функциональное деление предполагает исполнение типовых обязанностей в соответствии с какой-либо трудовой задачей. в процессе разделения труда образуются поля таких задач в соответствии с интересами общественных групп. Они непрерывно изменяются под влиянием социально-экономического развития. В соответствии с функциональным параметром профессия определяет «кто», «что», «как», «с помощью чего», «для чего» и «почему так, а не иначе» делает.

Квалификация является отражением функционального аспекта и определяет, что надо изучить или уметь, чтобы получить профессию и работать в соответствии с ней. Квалификация может рассматриваться в двух аспектах:

- как профессиональная компетентность или владение соответствующими знаниями, умениями;

- как социальная компетентность или типичные для данной профессии поведение, ценности и ориентации.

Таким образом можно заключить, что профессия – исторически детерминированное общественное явление, которое объективно обуславливается достигнутым уровнем разделения труда. Это приобретенный в процессе обучения воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений, способностей и убеждений человека, как предпосылка к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве. Профессия приобретается в форме систематического обучения, совершенствуется через повышение квалификации и производственный опыт, признается через апестацию и закрепляется государственным сертификатом. Она является способом выражения человеческой сущности и средством удовлетворения его материальных и кулыурных потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.