Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменителъной практикой

Суть названного принципа выражается в другом, в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом наличных научных достижений в соответствующей отрасли права и других юридических науках.

Правотворческие органы при разработке и издании юридичес­ких норм изучают социально-экономическую и иную ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообраз­ность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованны­ми, а потому эффективными.

Требование научности к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы развития рыночных, националь­ных, государственных, социально-бытовых отношений четко не определены и в правовом урегулировании их приходится идти на ощупь. В этих условиях исключительно большую пользу могли бы принести социально-правовой эксперимент и планирование законотворческой деятельности.

Социально-правовой эксперимент — это создание определен­ной социальной ситуации локального масштаба, в которой анали­зируется действие специально разработанного для нее норматив­ного правового акта (или их совокупности). Его цель — определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как они будут действовать.

Социально-правовой эксперимент позволяет своевременно вы­явить недостатки юридических норм, скорректировать их и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового ре­гулирования общественных отношений. Нынешний законода­тель, к сожалению, редко пользуется социально-правовым экспе­риментом. Однако примеры таких экспериментов появляются (Такой эксперимент предусмотрен Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по ор­ганизации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». Этим же Указом утверждено Положение о порядке проведения эксперимента и Перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент (СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4783).

Значительно повысило бы научный характер правотворчест­ва и планирование законодательной работы. Не может быть на­учно обоснованным и продуманным законодательный акт, реше­ние о принятии которого созрело скоропалительно, например при утверждении повестки работы представительного органа.

Правотворчество должно быть тесно связано с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность судить о каче­стве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, ин­формирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа правотворческих ор­ганов.

4. Законность правотворчества.

Принцип законности правотворчества означает следующее.

1) Правотворческий орган может принимать новые нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции.

2) Решение принять нор­мативно-правовой акт принимается в строгом соответствии с уста­новленным порядком, при проведении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие реше­ния. Правотворческий орган не может передавать своим структур­ным подразделениям предоставленное ему право принимать норма­тивно-правовые акты.

3) Принятые нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и актам вышестоящих орга­нов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт призна­ется недействующим полностью или частично.

4) Нормативно-пра­вовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов. Например, Правитель­ство РФ не может принимать свои акты в форме законов или указов, поскольку Конституция РФ предусматривает для его актов иную форму — постановления и распоряжения.

Она выражается в том, что все действия субъектов правотвор­чества по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скру­пулезное

Законность правотворчества проявляется также

- в соблюдение регламента законодательных органов, про­цедуры обсуждения,

- порядка опубликования нормативных пра­вовых актовЮ

- строгой ие­рархии принимаемых нормативных правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт нижестоящего право-творческого органа не должен противоречить акту вышестоящего правотворческого органа.

В условиях весьма широкой законода­тельной деятельности субъектов Российской Федерации и допус­каемых при этом немалых нарушениях последнее требование ста­новится весьма актуальным.

5. Принцип системности требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательством, не дубли­ровать действующих норм, не содержать пробелов, устанавливать соответствие проектируемых норм общим нормам и принципам кон­кретной отрасли права.

Названные принципы правотворчества ориентируют правотворческие органы на создание эффективно действующих норм права, но творческое претворение в жизнь этих принципов оказывается под силу лишь компетентным специалистам и при условии надлежащей организации правотворческой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Народный характер правотворчества | Субъектами правотворчества выступают: народ, государствен­ные органы (органы власти и управления), должностные лица
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.