КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система прав и свобод. Международно-правовая защита прав и свобод личности
Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права. В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соответствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на такие виды статуса как: общий (конституционный); специальный (родовой); индивидуальный статус; статус иностранных граждан и лиц без гражданства или с двойным гражданством; статус беженцев; статус российский граждан, находящихся за рубежом; профессиональные и должностные статусы (например, статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). С приведено перечня статусов видно, что набор правовых статусов велик. Но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют пять видов: 1) международно-правовой; 2) конституционный; 3) отраслевой; 4) специальный и 5) индивидуальный. Давайте кратко раскроем каждым из названных статусов. Международно-правовой статус личности образуют права и свободы, закрепленные нормами международного права. Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предоставлять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образование, на свободное передвижение в пределах государства и т.д. Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — дополнительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный правовой статус личности образуют ее права, свободы и обязанности, закрепленные конституцией страны. Все современные демократические государства своими конституциями предоставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав человека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается. Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. Например, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого государства обеспечения общеобязательного и бесплатного начального образования. Однако большинство современных демократических государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование. Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные нормами международного права, могут отсутствовать в конституции страны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека. В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно Конституции РФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь памятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международно-правовым является оправданным и правомерным. Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы и обязанности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и другими отраслями права. Каждая отрасль права сообразно своему предмету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соответствующей сфере общества. Например, в избирательном праве закреплен статус депутата. Гражданское право определяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою трудовую деятельность по найму. Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жизнедеятельности общества. Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения. Например, жители районов Крайнего Севера имеют право на получение надбавки к заработной плате, на удлиненный оплачиваемый отпуск и другие социально-трудовые льготы, которые отсутствуют у жителей других регионов Российской Федерации. Студенты государственных или муниципальных вузов имеют право на получение стипендии, а лица, достигшие пенсионного возраста, на получение пенсии. С помощью прав, предоставляемых отдельным социальным слоям, группам общества, государство и общество пытаются компенсировать неравенство в правах социальных слоев, групп, которое у них возникает по объективным, не зависящим от воли человека причинам (суровый климат, возраст, отсутствие самостоятельного источника дохода у обучающихся, особые условия труда и др. Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе активного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения. Каждый человек является уникальным и характеризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, иными социальными свойствами. Совокупность социальных связей, возможностей личности определяет и ее индивидуальные правовые возможности. Личность, будучи равной с другими в конституционном, отраслевом и специальном статусах, оказывается способной реализовать далеко не все предоставленные ею абстрактные права. Например, человек, имеющий слабое здоровье, не может стать летчиком, сталеваром и даже шофером. Лица с незначительным материальным достатком не могут приобрести в личную собственность ценные вещи, купить предприятия, оборудование, поехать в отпуск за границу. Совокупность конкретных прав и обязанностей, которую личность приобретает, вступая в конкретные правоотношения, либо способна реально приобрести, образует ее индивидуальный правовой статус. Индивидуальные правовые статусы весьма сложны и многообразны. Их насчитывается в стране ровно столько, сколько в ней проживает граждан и иных лиц. Права и свободы личности, закрепленные конституцией страны, отдельными отраслями права, а также составляющие ее специальный и индивидуальный статус, охраняют от нарушений государством, его органами. Международно-правовой статус личности также может защищаться и охраняться государством, его органами. Но государство может и нарушать права личности, поэтому в настоящее время созданы и действуют различные международные организации, призванные защищать права человека, закрепленные нормами международного права. В современном мире существуют самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным своеобразием и другими причинами. Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в "чистом виде" как таковых безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. Однако многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей. Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государств. Впервые формальное, законодательное закрепление представления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десяток поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, не отчуждаемые и не зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право). Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные. При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав. Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного создания политических и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами. Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь: право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы. Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе. Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие. Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права — избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права — это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены на виды в зависимости от степени их конкретизации. Например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д. Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, т.е. установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права и свободы, предусмотренные текущим законодательством. Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека. Международно-правовая защита прав и свобод личности. Значительный прогресс в конституировании прав и свобод личности и обеспечении их реального действия был достигнут в XX в. благодаря принятию международно-правовых актов, закрепивших перечень прав и свобод, которыми должен обладать любой житель Земного шара, а также созданию специальных международных органов, призванных обеспечить реальное действие этих норм в каждой стране, независимо от ее политического строя, уровня развития экономики и культуры. Международным органом ООН, наделенным правом рассматривать жалобы на нарушения прав человека, является Комитет по правам человека. Согласно Факультативному протоколу к Пакту о гражданских и политических правах, вступившему в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. К сожалению, значительная часть государств-членов ООН еще не присоединилась к Факультативному протоколу. Согласно Факультативному протоколу Комитет рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав человека при условии, что: 1) в жалобе имеются необходимые сведения о лице, подавшем жалобу. Анонимные жалобы Комитет не рассматривает. Жалоба может быть подана самим потерпевшим либо его официальным представителем или ближайшими родственниками; 2) потерпевший исчерпал все доступные ему внутригосударственные средства правовой защиты; 3) жалоба не рассматривалась ранее другими международными органами и организациями.. Комитет по правам человека признает жалобу приемлемой и принимает к своему рассмотрению только после того, как удостоверится в соблюдении всех вышеназванных условий. О признании Комитетом жалобы приемлемой сообщается государству-нарушителю и ему предоставляется возможность в течение шести месяцев представить в Комитет в письменном виде свои пояснения по существу жалобы. Затем Комитет информирует потерпевшего о позиции государства и предлагает ему высказать свое мнение относительно мотивов и аргументов, приведенных в ответе государства - нарушителя. Жалобы рассматриваются на закрытых заседаниях Комитета по правам человека, однако его решения по рассмотренным жалобам публикуются в ежегодных докладах Комитета по правам человека Генеральной Ассамблее ООН. Решения Комитета по жалобе не являются общеобязательными для государства-нарушителя, носят характер рекомендаций. В то же время Пакт о гражданских и политических правах обязывает каждое государство обеспечить лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты. И как показывает практика, большая часть решений Комитета по правам человека исполняется государствами. Помимо Комитета по правам человека при ООН действуют и другие органы, призванные рассматривать жалобы на нарушения прав человека. В настоящее время действенную роль в защите прав и свобод человека играют и некоторые региональные международные организации. В Европе особую значимость имеет Европейский суд по правам человека, созданный государствами — членами Совета Европы на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека состоит из числа членов, равных числу государств — членов Совета Европы, поскольку в состав Суда от каждого государства может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет. Право на индивидуальное обращение в Европейский суд по правам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых органы государства или государственные учреждения допустили действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. При этом не имеет значения длительность пребывания потерпевшего в государстве, нарушившем его права. Главное и необходимое условие обращения — реальный факт нарушения государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности. Суд может принимать обращение гражданина к своему рассмотрению, если оно удовлетворяет следующим условиям: 1) потерпевший исчерпал все средства, предусмотренные внутригосударственным правом. В частности, в Российской Федерации право на подачу жалобы возникает у лица после того, как она оставлена без удовлетворения кассационной инстанцией общего или арбитражного суда; 2) предметом жалобы являются нарушения прав личности, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод; 3) если между принятым решением общего или арбитражного суда по жалобе и обращением в Суд по правам человека прошло не более шести месяцев; 4) жалоба не рассматривалась другими международными органами или организациями; 5) жалоба содержит все необходимые сведения о заявителе и его месте жительства и не является анонимной. Обращение в Суд признается личным делом человека и не требует какого-либо предварительного уведомления государственных органов и тем более получения их согласия на такое обращение. Рассмотрение каждого конкретного обращения, поступившего в Европейский суд по правам человека и признанного приемлемым, осуществляется специальной камерой в составе девяти человек. В этот состав обязательно входит судья, избранный по списку государства-ответчика. Суд рассматривает обращение в открытом судебном заседании, основанном на принципах гласности и состязательности. Однако решение по обращению гражданина принимается в отдельной совещательной комнате. Решение принимается простым большинством голосов и признается окончательным, не подлежащим обжалованию в другие органы Совета Европы. Решение оглашается на открытом судебном заседании и сразу же вступает в силу. Все государства-ответчики обязаны подчиниться решению Суда и выполнить его реально и надлежащим образом. Как показывает практика, все государства — члены Совета Европы — еще ни разу не отказывались выполнять его решения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |