КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданское общество: становление, особенности, признаки
Исторически понятие «гражданское общество» появилось в Древнем Риме и означало сообщество римских граждан. Но сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь в XYIII веке. В период семидесятилетнего существования советского государства это понятие не использовалось в преподавании теории государства и права, а также и в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского общества. В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество». Гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (См.: Большой юридический словарь. М., 1998. С. 135.). Другим словами гражданское общество – это система общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и других интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Поэтому можно утверждать, что отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла, торговли породило товарно-денежные отношения, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права, особенно римское частное право. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее вопросы гражданского общества нашли отражение в творчестве Цицерона. Он утверждал, что гражданское общество – это совокупность граждан, обладающих определенными юридическими правами и обязанностями. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «... закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех» (Цицерон. Диалоги. М., 1966. С.24.). Таким образом, в Древнем Риме гражданское общество понималось как сообщество его граждан, обладающих определенными правами и обязанностями, т.е. имеющие соответствующую юридическую связь с государством. Говоря о становлении гражданского общества, хочу особо обратить ваше внимание, что история государственно-организованного общества делится на две ярко выраженные эпохи: (1) эпоха кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества, и (2) «гражданское общество», основанное на юридическом равенстве. Особенностью кастово-сословных обществ было прочное определение юридического положения в обществе и государстве каждого человека, принадлежащего к тому или иному сословию. В сословно-кастовых обществах государство и общество часто сливалось, так как государственный аппарат формировался из представителей привилегированного сословия (свободные граждане, патриции, дворяне), а само общество держалось на государственно-правовой регламентации и охране сословный привилегий. Таким образом, в Древнем мире и в Средние века существовали государства кастовые, деспотические, рабовладельческие (аристократические, тиранические, демократические, олигархические) феодальные, монархические, республиканские, теократические и др. в которых господствующее сословия осуществляло функции государственной власти. Особенностью всех этих государств и их правовых систем было ПОГЛОЩЕНИЕ общества государством. Общества Древнего мираСредних веков были огосударствлены в том плане, что индивид (человек) был во власти государственно-правовых запретов, приказов, ограничений. Его производственная и иная деятельность, а также личная жизнь находилась под постоянным контролем должностных лиц. Возникновение, становление и развитие гражданского общества происходит в результате § отделения государства от социальных структур, § обособление гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно § разгосударствления ряда общественных отношений. Категория «гражданское общество», которое отличалось от понятий государства, семьи, племени, нации стала предметом изучения в XYII, XYIII, XIX веках и обстоятельно разработано в работах Т. Гоббса, Д.Локка, Ж.Ж. Руссо. И. Канта и Г. Гегеля. Эти мыслители уже по-иному характеризовали гражданское общество. Так, в середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной. Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главной его идея сводится к следующему: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства (См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М., 1994. Т. 1. С. 95.). Особо весомый вклад в разработку категории «гражданское общество» внес Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие ( правовые учреждения и правопорядок ) ( Философия права, М., 1990, стр. 227 ). В работе утверждается, что правовыми основами гражданского общества являются § равенство людей как субъектов права, § их юридическая свобода, § индивидуальная частная собственность, § незыблемость договоров, § охрана права от нарушений, § а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. «В гражданском обществе, — пишет Г. Гегель, — каждый для себя — ц е л ь... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» (Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.). Под гражданским обществом Гегль понимал современное ему буржуазное общество. «Гражданское обество, - писал он, - создано, впрочем, лишь в современном мир е» (стр. 228). Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству, о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали ромадным шагом в развитии обественных наук. Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечали: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35, 62; см. также: С. 20-21, 38 и др.). И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402.). В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму. Как видно из приведенного анализа теоретических положений мыслителей разных времен, представление о гражданском обществе, прошло длительную эволюцию. Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением § социальных связей и структур, § правовых и государственных отношений. В отличие от сословных и кастовых обществ, гражданское общество основано на признании ВСЕОБЩЕГО ПРАВОВОГО РАВЕНСТВА ЛЮДЕЙ, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве. Как вы помните любое государство организовано как вертикальная системе, где руководство осуществляется из центра, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанные отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Вертикальная соподчиненность четко выражена в строении управленческого аппарата. Государственная система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Их отношения складываются на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добывании средств к существованию (напр., за счет добровольных взносов участниками). Поэтому с образованием гражданского обества постепенно на смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных о тношений, § основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, § отношений, составляющих суть гражданского общества. Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны § юридически равными участниками общественной жизни, § имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. В масштабе больших регионов Европы, а затем Америки можно обозначить три этапа развития гражданского общества, переход от каждого к последующему знаменовался существенными изменениями § общественного и государственного строя, § социальными и политическими потрясениями, § массовыми движениями, § столкновениями классов, § коренными преобразованиями общественной идеологии. На первом этапе (примерно XVI—XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся § развитие промышленности и торговли, § специализация видов производства и углубленное разделение труда, § развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства и привилегий стояли горожане. От начала революции в Англии (1640 г.), как отмечено, ряд историков ведет отсчет Нового времени. В этот период времени осуществляется переворот в общественной идеологии. Что это означало? Господствующей политической идеологией буржуазии того периода был ЛИБЕРАЛИЗМ, что означал требование невмешательства государства в частноправовые отношения, осуществление правовым государством только охранительных функций. В конкретных исторических условиях XVIII—XIX вв. идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование нейтральности государства. В период формирования гражданского общества государство § для одних практически выступало как чисто карательная сила, § для вторых — как страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Этим обусловлена развернувшаяся уже в XIX в. социалистическая и демократическая критика, суть которой сводилась к тому, чтобы государство не только было «государством – ночным сторожем». Выдвигались требования «социального государства », осуществляющего не только охрану правопорядка, но и проводящего социальную политику в интересах неимущих и общества в целом § законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, § ограничение и запрет детского и женского труда, § социальное обеспечение нетрудоспособных и безработных, § всеобщее образование за счет государства, бесплатное здравоохранение и др. Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности. Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на его выводах, что капитализм к середине XIX в. стал тормозом развития производительных сил, а нищающий пролетариат должен разрушить буржуазное общество, осуществив коммунистическую революцию. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса § создало механизм противодействия эгоизму предпринимателей; § промышленное общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить многочисленный средний класс; § развитие представительных институтов власти создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX в.) истории гражданского общества продолжалось оформление современного представительного государства, развитие тенденций все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; в-третьих, возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.
Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж XIX - XX в.в. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство. Лежащие в основе такого общества § юридическое равенство, § права и свободы личности, § обособленность и относительная независимость государства от общества, а общества — от государства, § представительные учреждения и другие демократические институты создали государственно-правовую оболочку, в максимальной степени подчинить государство общественному влиянию и контролю, § использовать его для решения спорных общественных проблем, § предупреждать социальные взрывы, § пресекать попытки какой-либо группы общества или партии насильственным путем навязывать обществу свои частные интересы. Государство выступает уже не только как «ночной сторож», осуществляя лишь охранительные функции. Все большее место в его деятельности занимают такие позитивные функции, как § организация социального обеспечения, § управление народным образованием, здравоохранением и другие социальные функции. В XX в. существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отношений. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. Подытоживая сказанное, современному гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы. К числу таких признаков относятся: 1) Обеспечение и защита естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека как института гражданского общества, придания им необходимой юридической формы в виде прав и свобод гражданина. 2) многообразие форм собственности, экономическая свобода субъектов хозяйствования, рыночные отношения; 3) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 4) взаимная ответственность государства и граждан; 5) эффективная социальная политика, направленная на достижение высокого жизненного уровня, благосостояния населения; 6) идеологический и политический плюрализм; 7) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 8) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 9) социальное партнерство, национальное и религиозное согласие; 10) широкое развитие непосредственной демократии, формирование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественных отношений.
В настоящее время понимание гражданского общества получило дальнейшее развитие. Многие ученые под гражданским обществом понимают § не только сообщество собственных граждан, но и других лиц, проживающих на территорий данного государства, а также § создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей, — общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства. Такое понимание дает возможность выделить гражданское общество в самостоятельное социальное образование, обладающее собственными характерными чертами, которые могут быть разделены на три составные части: § структуру, § нормы § и возникающие на основе этих норм общественные отношения. Как мной отмечалось выше гражданское общество это система общественных институтов и отношений, призваны способствовать реализации личных и других потребностей индивидов и их коллективов. Структура гражданского общества, включает в себя целую систему социальных негосударственных образований, которые формируются и функционируют независимо от государства, Структурными элементами гражданского общества выступают: § семья, общественные организации, § кооперативы, ассоциации, хозяйствующие структуры и корпорации, § партии, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и иные объединения, а также § физические лица (собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в данном государстве). Все перечисленные структуры гражданского общества создаются снизу на основе единства интересов, а не по указке вышестоящих государственных органов. При этом широкие конституционные права и свободы граждан и не граждан данного государства являются правовой основой для социальной активности граждан и формирования ими общественных и иных организаций, являющихся институтами гражданского общества. Без широких прав и свобод граждан во всех сферах социальной жизни невозможно формирование и функционирование гражданского общества. Нормативная база, на основе которой функционирует гражданское общество, состоит из норм частного права, норм морали, нравственности, религиозных, этнических правил, обычаев, традиций, норм общественных организаций, правил общечеловеческого общежития, этических, правил, действующих в сфере бизнеса, и др. Правовые нормы, которыми руководствуются субъекты гражданского общества, регулируют их отношения на основе равноправия, самостоятельности и независимости друг от друга. Они не предусматривают подчинения одного социального формирования другому и устанавливают партнерское взаимодействие. Каждый участник руководствуется своими интересами и целями, выбирает себе соответствующего его интересам и целям партнера и взаимодействует с ним, принимая на себя определенные обязательства, и добровольно выполняет их. Правовая база деятельности институтов гражданского общества должна быть достаточно большой, чтобы могла обеспечить самостоятельное и законное решение ими всех своих основных проблем без обращения к государству. Только в этом случае гражданское общество будет иметь реальную силу и сможет оказывать необходимое влияние на деятельность государства и в целом на развитие общества. Одновременно в процессе взаимных отношений и взаимосвязанной деятельности субъекты гражданского общества § не только используют существующие правовые и иные нормы, § но и формируют новые нравственные, моральные правила, § а также обычаи, традиции, § требуют от государства принятия норм права, соответствующих их интересам, отмены либо замены устаревших. В процессе реализации названных выше норм и правил в гражданском обществе складывается определенная и устойчивая система общественных отношений между его субъектами. Эта система отношений обеспечивает определенную стабильность функционирования гражданского общества в экономической, моральной, нравственной, культурной, межличностной, семейной и иных сферах общественной жизни. Создание структур гражданского общества, формирование его норм и правил, а также его функционирование происходит независимо от государства, которое действует в своей сфере — в сфере государственных властных отношений. Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только тогда, когда субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия. В этом случае они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. Государство также вмешивается в жизнь гражданского общества при совершении правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. На основании изложенного можно сказать, что гражданское общество представляет собой негосударственную общность людей, объединенных в различные формирования в целях удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо объединений и каждого отдельного индивида. Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и неправовыми нормами и правилами — моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства государства. Таким образом, государство и гражданское общество являются двумя составными частями общества, действующими самостоятельно и независимо друг от друга, но взаимодействующие между собой в решении общих задач. При этом взаимоотношения государства и общества должны быть основаны на равновесии, равных юридических возможностях воздействия государства на общество и общества — на государство. Доминирование одного из них может привести либо к засилью государства, его тоталитарному господству в обществе, либо к разрушению государства, как неспособного обеспечить собственную сохранность, а также охрану прав граждан, общественных организаций, к анархизму и хаосу. Условиями обеспечения равновесия государства и гражданского общества является с § одной стороны легитимность государства, т.е. законное формирование его основных органов непосредственно народом и подотчетность ему, а с § другой — правопослушность граждан и институтов гражданского общества.
74. Государство и гражданское общество и их соотношение. В последние годы вопрос о соотношении гражданского общества и правового государства привлек внимание и ученых-обществоведов, и ученых-юристов. В научных исследованиях признается, что там, где люди открыто создают свои объединения, взаимодействуют между собой, не прибегая к услугам государственно-правовых институтов, там начинается гражданское общество. Вместе с тем гражданское общество как социальное явление органически связано с государством, государственной властью. Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, установить, в чем проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей. Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Так, право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Как видно, право на объединение, по сути, есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения — необходимый составной элемент гражданского общества. Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д. В Конституции РФ закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Это говорит о том, что в новых условиях у российских граждан есть правовые возможности, позволяющие им не только осознать себя субъектами гражданского общества, но и реализовать свои личные и коллективные интересы. Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляет § цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставление гражданам прав и свобод, § активное участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |