Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование социального развития

План лекции

Прогнозирование и планирование социального развития

1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

2. Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов.

3. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения.

Социальная политика, социальная защита населения, социальные нормативы, социальные стандарты, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, минимальная заработная плата, номинальные доходы населения, реальные доходы населения, баланс денежных доходов и расходов населения, индекс развития человеческого потенциала.

 

1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

 

Социальная политика государства – это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, по духовному и физическому развитию населения, по оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Социальная политика включает следующие составные части:

1) политика доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы;

2) социальная защита граждан. Включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Такая поддержка со стороны государства носит многоплановый характер. Ее главное содержание состоит в формировании необходимых финансовых ресурсов, в своевременном и адресном оказании поддержки нуждающимся. Ресурсы создаются за счет налоговых сборов в бюджет, различных целевых отчислений со стороны предприятий и организаций реального сектора экономики и других поступлений;

3) развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания. Социальная политика в данной сфере включает перечень различных мер по дальнейшему развитию данных отраслей, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:

- здравоохранение - гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

- образование - формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантности системы профессионального образования и др.;

- культура - повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и других направлениях, связанных с условиями проживания населения;

4) молодежная политика. Включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Уровень жизни населения – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т. д.

В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты:

– размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы;

– продолжительность жизни;

– уровень образования граждан.

 

2. Социальные нормы и нормативы. Система социальных

стандартов

 

Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. С их помощью определяются масштабы рационального решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более полное удовлетворение потребностей людей, условия для лучшего развития личности. Нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления и при индексации доходов населения. Они широко используются в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в территориальном разрезе, по выделению необходимых средств в непроизводственное строительство и при определении масштабов производства различных товаров и услуг.

Социальные нормативы представляют собой научно обоснованные общественные ориентиры, являются эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.

Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Исходя из количественных и качественных требований, разрабатываются три вида социальных нормативов: минимально необходимые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды.

В зависимости от особенностей потребления социальные нормативы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования – предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы можно сгруппировать по блокам:

1-й – формирование доходов и расходов населения;

2-й – социальное обеспечение;

3-й – социальная демография;

4-й – потребление населением материальных благ и платных услуг;

5-й – жилищно-коммунальные условия жизни населения;

6-й – развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

7-й – транспорт и связь;

8-й – охрана здоровья населения;

9-й – рабочее, внерабочее и свободное время;

10-й – организация и условия труда;

11-й – состояние и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нормативов, характеризующих отдельные аспекты жизнедеятельности людей.

Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это стоимость материального обеспечения жизни человека по научно обоснованным нормам и нормативам на продукты питания, основные непродовольственные товары и платные услуги. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, минимальные потребности в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурные потребности, оплату жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

На практике применяются два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары. Другими словами, потребительская корзинка рассчитывается нормативно-статистическим методом: по продовольственным товарам – на основе минимальных норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по структуре расходов той группы семей, потребление которой соответствует минимальной потребительской корзинке.

Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы (МЗП), пенсий и стипендий.

Назначение минимальной заработной платы – обеспечить доход работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное условие нередко не соблюдается, т. е. величина МЗП ниже. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива.

В соответствии с методологией разработки социальных норм и нормативов в Республике Беларусь реализуется система социальных стандартов.

Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики разработана в развитие закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах». Указанным законом определено, что в систему стандартов включаются государственные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания. Они представляют определенный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан и обеспечивают удовлетворение основных потребностей человека.

Предусмотренные законом стандарты выражаются в нормах и нормативах предоставления гражданам денежных выплат, в перечнях бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, коммунального хозяйства, а также в социальных пособиях и выплатах.

Социальные стандарты едины как для частных, так и для государственных учреждений, они обязывают частные предприятия придерживаться цен и оказывать бесплатные услуги в таком же объеме, как и государственные.

В настоящее время разработано 44 стандарта, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства – 13, образовании – 10, здравоохранения – 4, культуры – 1, социального обслуживания – 1, спорта и туризма – 1, транспорта – 6, связи – 4, торговли и бытового обслуживания – 4.

Требования по социальному обслуживанию населения по мере развития экономики будут корректироваться в сторону увеличения или уменьшения. Это живой творческий, концептуальный механизм, который должен изменяться, но не в сторону ухудшения положения населения.

 

3. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов

населения

 

В СНС система показателей доходов основывается на концепции, предложенной английским экономистом Дж. Хиксом. Ее суть состоит в том, что доход определяется как максимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за год, без уменьшения имеющихся накоплений (имущества, сбережений) на начало года. Например, доходом не могут считаться суммы, связанные с продажей недвижимости, валюты, транспортных средств, так как это просто перевод материальных активов в финансовые и наоборот, если эти покупки связаны с имеющимися ранее накоплениями.

Согласно концепции Дж. Хикса, используется следующая система показателей доходов домашних хозяйств, отражающих различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы, располагаемые доходы, скорректированные располагаемые доходы.

1. Первичные доходы = валовая заработная плата + смешанный доход (валовая прибыль) + отчисления на соцстрахование (фактические и условно исчисленные) + сальдо доходов от собственности + доходы от жилищных услуг, оказанные владельцами жилья самим себе.

2. Располагаемые доходы = первичные доходы – текущие выплаченные трансферты (отчисления на соцстрахование, тарифы, налоги, социальные выплаты, взносы и т. д.) + текущие полученные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, поступления из профсоюзных, страховых организаций, расходы предприятий на социально-культурные услуги своим работникам и т. д.).

3. Скорректированные располагаемые доходы = располагаемые доходы + расходы органов государственного управления и некоммерческих организаций на обслуживание населения (оказания им льготных и бесплатных услуг).

К доходам населения относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых и используемых для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. Реальные доходы – это величина номинальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен.

При определении реальных доходов населения значительная роль отводится прогнозированию доходов и расходов населения на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

Схема баланса де­нежных доходов и расходов населения приведена в табл. 5.

 

Таблица 5

Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы Расходы и сбережения
Оплата труда рабочих, служащих, колхозников и других категорий Покупка товаров
Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства Оплата услуг и другие расходы
Социальные трансферты, поступления из финансовой системы Обязательные платежи и добровольные взносы
Доходы от собственности Покупка жилых помещений
Прочие доходы Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты
Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений
Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами
Итого Итого

 

Баланс денежных доходов и расходов населения относится к чис­лу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предпри­ятиями, учреждениями, организациями – с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотноше­ний между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объ­емом платных услуг, сбережениями, для достижения устойчивости де­нежного обращения и принятия соответствующих регулирующих воздействий со стороны органов управления.

Разрабатывается баланс в целом по республике, областям, рай­онам, городам и по социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населени­ем, а также между отдельными социальными группами населения.

В доходной части баланса показываются все номинальные де­нежные поступления населению наличными деньгами и по безна­личным перечислениям от предприятий и организаций.

На долю оплаты труда приходится значительная часть всех де­нежных доходов населения. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период ее величина определяется на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях.

Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную населением от продажи этих продуктов на рынке, потребительской кооперации и раз­личным организациям, в по­рядке государственных закупок, а также от продажи скота и сельскохозяй­ственных продуктов колхозам и совхозам и пр. Их сумма определя­ется, как правило, эмпирически.

Величина пенсий, пособий и стипендий рассчитывается исходя из контингента, получающего указанные выплаты, и среднего размера пенсий, пособий, стипендий в прогнозируемом периоде. При этом учитываются ожидаемые изменения в законодательных и других нормативных документах по пересмотру условий выплат в предстоящем периоде.

Поступления из финансовой системы включают возмещения по государственному страхованию, ссуды банков на индивидуальное жилищное строительство, обзаведение хозяйственным инвентарем, ремонт домов и другие цели, проценты по вкладам, выигрыши и пр. При их прогнозировании широко применяются методы экстраполя­ции в сочетании с методами экспертных оценок.

Дивиденды и прочие поступления определяются с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.

В расходной части баланса показываются все расходы, связан­ные с покупкой товаров по всем каналам их реализации. К оплате услуг и другим расходам относятся квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские уч­реждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, на оплату услуг транспорта, связи и прочие расходы. Обязательные платежи и добровольные взносы связаны с налоговыми выплатами, оказанием спонсорской помощи и др.

При прогнозировании оплаты услуг, обязательных платежей и добровольных взносов широко применяются методы экстраполяции с экспертными оценками, нормативный метод. Могут использоваться факторные модели. На предварительных этапах производятся укрупненные расчеты, на стадии уточнения планов-прогнозов рассчитываются расходы по каждому их направлению.

Прирост вкладов, приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупка жилых помещений, валюты определяются эмпирически.

Размер средств на покупку товаров находится как разница между денежными доходами населения и расходами на оплату услуг и другими расходами по всем статьям расходной части баланса. По территориально-административным единицам учитывается сальдо миг­рации денег.

При разработке баланса денежных доходов и расходов населе­ния по общественным группам в доходной части учитываются также поступления от продажи товаров и оказания услуг одной группы населения другой, а в расходной части, наоборот, показываются расходы на оплату таких товаров и услуг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения | Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование потребительского рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.