Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование потребительского рынка

План лекции

Прогнозирование и планирование потребительского рынка

1. Потребительский рынок, основные его элементы.

2. Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления.

3. Прогнозирование и планирование покупательных фондов и товарных ресурсов.

4. Формирование структуры товарооборота.

Организованный рынок, неорганизованный рынок, спрос, предложение, цена, макроспрос, микроспрос, реализованный спрос, неудовлетворенный спрос, формирующийся спрос, ажиотажный спрос, эластичность спроса, эластичность предложения, равновесная цена, конъюнктура рынка, емкость рынка, покупательные фонды, товарные ресурсы, баланс спроса и предложения товаров.

 

1. Потребительский рынок, основные его элементы

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров.

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:

– по региональному признаку;

– по назначению: рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода;

– по каналам реализации товара: организованный и неорганизованный. Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. Неорганизованный рынок включает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, как произведенных в республике, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т. д.) либо на улицах, площадях и других местах.

Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы.

Конкретные формы рыночных отношений проявляются во взаимодействии основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос выступает как платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

– социальные факторы: социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав населения и др.;

– экономические факторы: уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень обеспеченности населения товарами длительного пользования, состояние торгового обслуживания и др.;

– демографические факторы: численность населения, соотношение между городским и сельским населением, его половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;

– природно-климатические условия, традиции; научно-технический прогресс, способствующий появлению аналогов, возникновению новых видов товаров;

– политические факторы;

– непредвиденные чрезвычайные ситуации и др.

В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяется макроспрос и микроспрос.

К макроспросу относятся:

– спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе всей страны или регионов;

– спрос различных социальных слоев населения – рабочих, служащих, колхозников и в целом городского и сельского населения;

– спрос на отдельные группы или виды товаров: продовольственных и непродовольственных товаров, а внутри них – на укрупненные группы.

Микроспрос включает:

– спрос населения небольших территориальных единиц;

– спрос различных социальных групп населения (например, по уровню дохода, возрасту, образованию и т. д.);

– спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри товарных групп.

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой.

Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка – также и размером неудовлетворенного спроса населения.

Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте, связанных с их значимостью в удовлетворении разумных потребностей населения, степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Товарное предложение представляет собой количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от производства. Однако предложение и произведенная в обществе продукция в каждый конкретный момент не совпадают ни по объему, ни по своему составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарного предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйственной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаропроизводителей и образование семенных, фуражных и других фондов. Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров.

Спрос и предложение – две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка. Социальные и экономические последствия несбалансированности спроса и предложения – это потеря свободного времени на поиски нужного товара, инфляция, снижение стимулирующей роли оплаты труда и т. д.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность спроса – это понятие, определяющее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может отклоняться от нее под влиянием спроса и предложения. В то же время она заметно влияет на соотношение спроса и предложения. При повышении цены на товар спрос на него, как правило, сокращается, а при снижении цены – увеличивается. Предложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с ростом предложения чаще всего снижается, а с увеличением спроса – повышается.

Развитие рынка товаров народного потребления характеризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.

Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т. е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения при данном уровне цен.

Емкость рынка можно определить по формуле

где Ер – емкость рынка; Q н – национальное производство данного товара в стране; Опр – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; И, Ик, Э, Эк – соответственно импорт и экспорт (к – косвенный, когда товар используется в другом изделии); Сп, Уп – соответственно снижение и увеличение запасов товаров у потребителей (продавцов).

Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.

 

2. Методы прогнозирования спроса на товары народного

потребления

 

Прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.

На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торговыми организациями, так и предприятиями-потребителями и изготовителями.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса.

Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений.

При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение 3–5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно меняется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства.

Процесс прогнозирования спроса включает следующие этапы:

– комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

– анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих па спрос и установление взаимозависимости показателей;

– выбор методов прогнозирования;

– осуществление прогноза спроса;

– оценку надежности прогноза;

– определение перспектив развития спроса населения;

– разработку конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.

Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация: сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельских жителей; динамика спроса и предложения; данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления; балансы денежных доходов и расходов населения; распределение населения по размеру доходов; бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников; данные специальных единовременных выборочных обследований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов; сведения об индексах потребительских цен; данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров; рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения; изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозируемом периодах; доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.

На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса. На основе выявленных тенденций спрос на краткосрочный период целесообразно определять с помощью методов экстраполяции.

Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые периодически повторяются примерно с постоянной интенсивностью. Сезонность необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса) целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности.

На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу населения.

Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, для осуществления прогнозных расчетов спроса рекомендуется использовать многофакторные модели. Целесообразно разрабатывать несколько вариантов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличающихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.

Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности спроса от формирующего его фактора рассчитывается по следующей формуле:

где D D – прирост спроса за период; D – уровень спроса за период; D Х – изменение фактора за период; Х – значение фактора.

Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модели поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Они базируются на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. При этом потребители предварительно подразделяются на однородные группы по социально-демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы предпочтения на множество товаров и услуг одинаковы.

Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.

Исходя из прогнозных расчетов спроса, определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ торговли на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.

 

3. Прогнозирование и планирование покупательных фондов

и товарных ресурсов

 

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозируемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, определение покупательных фондов, с другой – товарных ресурсов.

Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются па основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.

Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, при­роста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета покупательного фонда представлена на рис. 5.

 
 

 

 


Рис. 5. Схема расчета покупательного фонда

 

Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате устанавливается необходимый объем товарооборота.

На совокупный спрос существенное влия­ние оказывает ожидание потребителей. Поэтому при прогнозирова­нии покупательных фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать этот фактор. Ожидание потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающий рост цен.

Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

Все предметы народного потребления относят к товарным ресурсам. Источниками товарных ресурсов являются продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту.

Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в товарах служит базой для составления заказа на их производство.

Общая потребность товаров рассчитывается на основе следующих элементов:

– необходимого объема продаж товаров (необходимого объема розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда);

– предполагаемой реализации товаров организациям и учреждениям;

– необходимого прироста или снижения товарных запасов;

– возмещения потерь товаров в пределах естественной убыли;

– ожидаемых потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.

Сумма перечисленных элементов количественно отражает емкость рынка и показывает, какой объем поступления товаров необходим для обеспечения торговли в прогнозируемом периоде.

Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров. Для этого составляются балансы предметов народного потребления (табл. 6), которые разрабатываются по отдельным товарам и группам товаров.

 

Таблица 6

Схема баланса предметов потребления

Ресурсы Распределение
1. Производство 1. Рыночный фонд
2. Импорт 2. Внерыночный фонд:
3. Прочие поступления – промышленная переработка
4. Запасы на начало периода – промышленное потребление
  – потребление госбюджетных организаций
  – прочее потребление
  3. Экспорт
  4. Пополнение государственных резервов
  5. Запасы на конец периода
Итого Итого

 

Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т. е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли.

Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом произ­водства товаров и импорта. При прогнозировании рыночных фондов необходимо учитывать платежеспособный спрос населения; динамику потребительских цен; состояние товарных запасов и др.

Важной задачей при разработке прогнозных балансов товаров народного потребления является оптимальное распределение товар­ных фондов между рыночным и внерыночным фондами, обеспече­ние товарами платежеспособного спроса.

На основе балансов продовольственных и непродовольственных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота. В нем находят отражение товарные ресурсы по всем источникам поступления и направлениям их использования.

 

4. Формирование структуры товарооборота

 

Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием товарных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. Поэтому необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и, в конечном итоге, сформировать структуру товарооборота.

Структура товарооборота характеризует соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота.

Формирование структуры товарооборота и обеспечение сбалансированности спроса и предложения осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов используются рассмотренные выше методы прогнозирования спроса и учитываются важнейшие факторы, влияющие на спрос. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен.

В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разрабатываются на основе среднегодовых темпов изменений реализованного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в общем товарообороте.

Результаты расчетов корректируются на коэффициент неудовлетворенного спроса в предшествующем периоде, и определяется спрос на группу товаров в прогнозируемом периоде.

На втором этапе осуществляется прогноз структуры товарного предложения.

Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (импорта товаров), и товарных запасов. Размеры товарного предложения устанавливаются на основе балансов товаров народного потребления.

Объем производства и продаж продукции определяется двумя способами:

1) путем заключения предприятиями-изготовителями прямых договоров на поставку продукции;

2) посредством доведения до предприятий заказа на поставку продукции для государственных нужд.

Наряду с этим часть продукции, произведенной сверх заказа государства и прямых договоров, предприятия могут реализовывать на свободном рынке.

На третьем этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота разрабатываются балансы спроса и предложения по важнейшим товарам, согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.

Объем продаж товаров, спрос которых удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицитным товарам – спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров.

Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок.

Проблемы сбалансированности спроса и предложения решаются путем воздействия государства на отдельные отрасли, являющиеся либо стратегическими, либо убыточными, но жизненно важными. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, транспорт, связь и др. По другим отраслям спрос и предложение формируют рынок исходя из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государства, доходов потребителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование социального развития | Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование инвестиций и инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.