КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия темы. Прогнозирование и планирование развития отраслей материального производства
План лекции Прогнозирование и планирование развития ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1. Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития. 2. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса. 3. Прогнозирование и планирование развития строительства. 4. Прогнозирование и планирование развития транспорта. 5. Прогнозирование и планирование развития связи и информатики. Межотраслевые комплексы, хозяйственная отрасль, чистая отрасль, промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), урожайность, продуктивность, строительный комплекс, транспортный комплекс, грузооборот, пассажирооборот, транспортная подвижность, связь и информатика, производственная мощность, баланс производственных мощностей. 1. Промышленный комплекс, особенности прогнозирования и планирования его развития
Промышленность является ведущей отраслью экономики. Промышленный комплекс Республики Беларусь выступает основой производственного потенциала страны. На его долю приходится почти половина всех основных производственных фондов, около 27% валового внутреннего продукта и более 25% занятых в народном хозяйстве. Отрасли промышленности играют решающую роль в обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике, ускорении темпов развития и повышении технического уровння производства. Промышленность создает социально-экономические предпосылки глубоких преобразований в труде, сфере обслуживания, домашнем хозяйстве населения. На макроуровне планирование промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции. На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей. Для характеристики темпов роста промышленного производства применяется объем выпуска продукции в сопоставимых ценах. С целью увязки объема производства продукции с издержками и другими показателями используется объем выпуска продукции в действующих ценах. Кроме того, при планировании промышленного производства рассчитываются такие показатели, как: - затраты на производство продукции; - численность занятых по отраслям промышленности; - стоимость основных производственных фондов; - потребность в инвестициях на воспроизводство основных фондов и др. В период перехода к рыночным отношениям важное значение должно придаваться определению спроса на промышленную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос на промышленную продукцию. Формируется объем и структура промышленного производства исходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде. На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.
2. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс (АПК) выступает гарантом самообеспечения страны основными видами сельскохозяйственной продукций. В АПК занято около 20% трудоспособного населения, используется около 20% основных производственных фондов страны. Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт. Прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: - зернопродуктовый; - картофелепродуктовый; - мясной; - молочный и др. В действующей практике прогнозирования и планирования развития АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы. По каждому подкомплексу разрабатываются балансы основных видов сельскохозяйственной продукции. При определении прогнозируемого объема производства продукции растениеводства устанавливается размер посевных площадей и урожайность. Уровень урожайности сельскохозяйственных культур находится исходя из среднегодовой фактической урожайности в предыдущем периоде и намечаемых мероприятий по ее увеличению. Учитывается изменение норм внесения удобрений, внедрение интенсивных технологий выращивания культур, использование новых высокоурожайных сортов семян, проведение мелиоративных работ, внедрение мероприятий по борьбе с потерями. Размер пахотных земель под посевы рассчитывается исходя из наличия пашни на начало периода, сокращения пашни (нужды промышленности, строительства дорог и т. п.) и возможного расширения пашни. Состав сельскохозяйственных культур и площадь их посева устанавливаются на основании оценки сравнительной эффективности отдельных культур и потребностей в данных видах продукции. Прогнозируемый объем производства продукции животноводства зависит от поголовья скота и его продуктивности. Продуктивность скота и птицы характеризуется рядом показателей: средний живой вес одной головы скота, реализуемой на мясо; среднегодовой привес скота на откорме и выращивании; среднегодовой удой молока на одну корову; средний настриг шерсти на одну овцу; среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки. Важным этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции определяются исходя из необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения республики. Заказ формируется Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли.
3. Прогнозирование и планирование развития строительства
Строительный комплекс обеспечивает воспроизводство основных фондов. Строительству отводится важная роль в решении экономических и социальных проблем. Оно способствует осуществлению технического прогресса в народном хозяйстве, рациональному размещению производительных сил страны, оказывает влияние на изменение темпов развития, отраслевых и территориальных пропорций общественного производства. Строительство является одним из важнейших средств обеспечения развития всех отраслей материального производства и непроизводственной сферы, решения жилищной проблемы. Строительный комплекс состоит из двух взаимосвязанных секторов – строительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей. Научное обеспечение комплекса осуществляется сетью научных, проектно-изыскательских и конструкторско-технологических организаций. Прогнозирование и планирование строительного комплекса предполагает проведение прогнозных расчетов объема строительства по отраслям материального производства и непроизводственной сферы, определение потребности в строительных материалах, оборудовании, рабочей силе, их балансовой увязке с ресурсами и обоснование мощностями строительно-монтажных организаций. Система показателей планов-прогнозов строительного комплекса включает ввод в действие производственных мощностей и основных фондов производственного и непроизводственного назначения; прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения действующих предприятий и нового строительства; объем незавершенного строительства; капитальные вложения и строительно-монтажные работы по всем объектам; лимиты государственных централизованных капитальных вложений; капитальные вложения по источникам финансирования, областям и др. Главным показателем строительного комплекса является ввод в действие производственных мощностей и объектов. Этот параметр характеризует конечные результаты капитальных вложений и строительного производства. По важнейшим объектам устанавливается государственный заказ на ввод их в действие. Определяется общий объем инвестиций для его выполнения и утверждаются лимиты государственных централизованных капитальных вложений. Рассчитывается объем подрядных строительно-монтажных работ, который является основой для заключения договоров подряда строительными организациями. В процессе разработки прогнозов на начальном этапе определяется спрос на услуги строительства исходя из заказов, которые формируются на основе отбора эффективных инвестиционных проектов с учетом их обеспечения финансовыми ресурсами. Размещение заказов осуществляется путем проведения подрядных торгов (тендеров). На следующем этапе осуществляется обоснование объема строительства материально-техническими (строительными материалами и оборудованием) и трудовыми ресурсами. Этот этап связан с разработкой балансов строительных материалов, оборудования, рабочей силы. К строительным материалам относятся цемент, шифер, мягкая кровля, плитки, кирпич, известь, гипс, щебень, стеновые материалы, пористые заполнители и др. Баланс строительных материалов разрабатывается по схеме, представленной в табл. 7.
Таблица 7 Схема баланса строительных материалов
После расчета потребностей определяются ресурсы и обосновывается объем производства строительных материалов. Обоснование планов-прогнозов строительного производства трудовыми ресурсами осуществляется путем проведения балансовых расчетов рабочей силы. Потребности в рабочей силе могут определяться в процессе прогнозных расчетов укрупнено нормативным методом (на основе показателя численности работников строительства на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ). Более точные данные о потребности в рабочей силе можно получить исходя из прогнозируемого уровня производительности труда и объема строительно-монтажных работ в прогнозируемом периоде. По конкретным объектам численность работников определяется по нормам затрат времени на единицу выполняемых работ и физическому объему работ.
4. Прогнозирование и планирование развития транспорта Транспорт – это отрасль материального производства и обслуживания, задачей которой является перевозка грузов и пассажиров. Транспортный сектор страны достаточно развит и имеет большое значение в углублении международной интеграции, в обеспечении потребностей в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт является одной из наиболее фондоемких отраслей. Основные производственные фонды транспорта (без учета ведомственного транспорта) составляют более 15% от их величины по народному хозяйству. На его нужды расходуется существенная доля топливно-энергетических ресурсов страны. Главной задачей планирования функционирования всех видов транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими расходами удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются: 1. Объем перевозок (отправлений). Измеряется в тоннах применительно к грузам. Для более полной характеристики их состава обычно выделяется величина перевозок в универсальных и специализированных контейнерах и пакетированном виде в зависимости от номенклатуры грузов (нефть, уголь, древесина, минеральные удобрения и т. д.). С учетом особенностей транспортного процесса используются и такие измерители, как кубометры, штуки и др. 2. Грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр, принятое обозначение – т×км. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в п×км. 3. Общий грузооборот и общие перевозки. Определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов. Единого подхода к установлению таких коэффициентов по видам транспорта не имеется. Например, в гражданской авиации вес одного пассажира приравнивается к 90 килограммам. 4. Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в километрах), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, измеряемого средним затрачиваемым временем от одной погрузки вагона до его следующей погрузки, производительность транспортных средств, себестоимость одного тонно-километра, одного пассажиро-километра и т. д.), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей (железных и автомобильных дорог, трубопроводов, воздушных трасс и т. д.). 5. Число дорожно-транспортных происшествий, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т. д. Кроме перечисленных, используются и другие показатели, характеризующие различные стороны производственно-финансовой деятельности отрасли (доходы, прибыль, рентабельность, эффективность использования ресурсов и т. д.). Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов: 1. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок. 2. Прогноз перевозок грузов, в том числе по номенклатуре, регионам, ведомствам. 3. Прогноз перевозок пассажиров, в том числе по регионам и назначению. 4. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам.
5. Прогнозирование и планирование развития связи и информатики
Связь и информатика обеспечивают деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер. Основной задачей прогнозирования и планирования функционирования и развития связи и информатики является максимально полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых, экологических и других издержках на осуществление. При реализации указанной задачи учитываются специфика и уровень развития каждого вида услуг связи и информатики. Задачей прогнозирования и планирования радиорелейных и космических линий связи является завершение охвата населения республики многопрограммным телевидением, максимальное удовлетворение потребителей в радиовещании и современных видах связи. При прогнозировании и планировании распространения периодической печати важным условием выступает обеспечение доставки газет и журналов в день их выхода из печати путем расширения сети пунктов децентрализованного печатания и совершенствования доставочной службы как между городами и населенными пунктами, так и внутри них. При планировании почтовых услуг основными задачами являются ускорение доставки почтовых отправлений, механизация и автоматизация их обработки с применением стандартизации письменных корреспонденций и посылочных отправлений по габаритам и весу, маркировке и адресованию. Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народному хозяйству и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых, радиотелефонных), программ телевидения и радиовещания, а также по предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств. Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и соответствующих им внутриотраслевых цен. Во всех случаях рассчитанный объем услуг связи и информатики корректируется на поправочный коэффициент, учитывающий изменение уровня реальных доходов населения. При их повышении возрастают перечень и размер услуг и, наоборот, при снижении – сокращаются. Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются с возможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственных мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |