Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия темы. 1. Сущность и особенности региональной политики




План лекции

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Сущность и особенности региональной политики.

2. Прогнозирование и планирование развития регионов.

3. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

4. Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов.

5. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование природопользования и природоохранной деятельности.

Экономический регион, региональная политика, валовой региональный продукт (ВРП), региональные планы-прогнозы, вертикальное выравнивание, горизонтальное выравнивание, эколого-экономическое прогнозирование, предельно допустимая концентрация, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы, экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

1. Сущность и особенности региональной политики

Экономический регион - это целостная территория страны со своей специализацией, структурой производства и внутренних связей. Разновидностью регионов являются такие территориальные образования, как свободные экономические зоны. К регионам относятся и территории, подвергшиеся экологическим и природным бедствиям, на которых расположены крупные народнохозяйственные комплексы и т. д.

Региональная политика – это совокупность целей, задач, принципов и методов, используемых в управлении развитием регионов. Основными целями региональной политики являются обеспечение баланса государственных и региональных интересов, создание относительно равных возможностей всему населению, уменьшение различий в уровне жизни.

Главной целью региональной политики в Республике Беларусь является рациональное использование социально-экономического и экологического потенциала регионов, объективных преимуществ разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения. Объектами особого внимания со стороны государства выступают депрессивные районы с низким экономическим потенциалом, высоким уровнем безработицы. Важной задачей является поддержка «точек роста» в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров.

Государство призвано способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению их эффективного взаимодействия, сочетанию конкретных подходов к решению проблем отдельных регионов в единстве с общими принципами функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр вырабатывает единую научно-техническую политику, которая должна быть основным фактором стабилизации экономики в регионах, способствовать формированию интеллектуального и кадрового потенциала, особенно в области фундаментальной науки.

На государственном уровне формируется общенациональная единая концепция развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития отдельных регионов, регулируются организация производства в проблемных районах, межрегиональные экономические связи, реализуются крупномасштабные программы.

Местные органы власти несут ответственность за сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и, исходя из особенностей природных условий на своей территории, разрабатывают и осуществляют местную политику природопользования.

 

2. Прогнозирование и планирование развития регионов

 

Целью прогнозирования и планирования развития регионов является обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.

Региональное планирование включает территориальный разрез плана-прогноза экономического и социального развития страны и комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития областей, районов, городов и др.

Центральный раздел территориальных планов-прогнозов включает показатели, характеризующие основные параметры развития региона, в частности объем производства продукции по отраслям, объем реализации платных услуг и др. Однако для оценки результатов деятельности региона должны использоваться не только отраслевые, но и обобщающие показатели, в частности валовой региональный продукт (ВРП).

Валовой региональный продукт характеризует конечные результаты экономической деятельности как отраслей материального производства, так и сферы обслуживания региона. ВРП, как и ВВП в масштабах страны в целом, может быть рассчитан как сумма добавленной стоимости во всех отраслях и видах деятельности (производственный метод); как сумма совокупных расходов населения в регионе, частных инвестиций, расходов всех видов бюджетов на территории с корректировкой на сальдо ввоза-вывоза (метод конечного использования); как сумма первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами (распределительный метод).

Использование ВРП при сравнении уровней развития регионов позволяет учесть итоги деятельности предприятий и учреждений сферы нематериального производства, что очень важно, так как одной из основных задач в регионах является развитие инфраструктуры.

Как правило, региональный план состоит из двух частей: 1) прогнозной части; 2) части, аккумулирующей показатели, имеющие обязательный характер. Это, прежде всего, госзаказ на поставку продукции, на ввод в действие объектов инфраструктуры (социальной сферы) и важнейших производственных мощностей. В условиях развития рыночных отношений усиливается информационный характер планирования. Это выдвигает на первое место прогнозную часть плана, которая предназначена для определения изменений в структуре народного хозяйства, основных пропорций и связей, сдвигов в эффективности производства. Развернутый прогноз предусматривается по разделам: научно-технический прогресс, экономические связи с другими регионами и другими государствами.

В прогнозировании и планировании развития регионов в основном применяются те же методы, что и на государственном уровне. Для реализации намеченных приоритетов, структурных сдвигов, комплексного решения социальных и экономических проблем используется, прежде всего, программно-целевой метод, разрабатываются целевые программы. Важную роль в обеспечении пропорциональности, сбалансированности региональной экономики играет балансовый метод, основанный на системе территориальных балансов. Однако наиболее широкое применение находит нормативный метод, который базируется на системе экономических и социальных норм и нормативов. Дифференцированные социальные нормы и нормативы (социальные стандарты), характеризующие обеспечение населения основными видами материальных благ и услуг, выполняют целеориентирующую роль в прогнозировании и планировании развития регионов.

При составлении региональных планов-прогнозов учитываются:

– госзаказ на поставку важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, продовольствия и других товаров народного потребления, ввод в действие мощностей и объектов общегосударственного значения, а также реализация государственных программ;

– лимиты на централизованные капитальные вложения для реализации государственных целевых программ;

– экономические нормативы, регулирующие процесс формирования местных бюджетов и местных фондов валютных поступлений;

– нормативы страховых запасов материальных, продовольственных и финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования экономики, оказания необходимой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– система экономических стимулов, льгот и субсидий, призванных обеспечить выравнивание социально-экономических условий отдельных регионов, заинтересованность их в размещении и наращивании соответствующих производств.

 

3. Формирование системы эколого-экономического

прогнозирования и планирования

 

В Республике Беларусь после получения статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется на основе действующих внутренних и международных нормативно-правовых документов.

Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства.

Весь перечень блоков системы эколого-экономического прогнозирования и планирования можно условно классифицировать на три уровня:

1) народнохозяйственный;

2) особо важных природных комплексов и экосистем;

3) мезо- и микроуровень.

Это позволяет обеспечить технологическую последовательность разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальность и эффективность реализации каждого из блоков.

В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строится с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:

– приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;

– охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных территорий;

– государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;

– государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;

– привлечение к охране окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений;

– экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

– система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.

Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности увязывается с программами социально-экономического развития страны.

Спецификой эколого-экономического планирования в Республике Беларусь являются поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проводятся научные исследования по обоснованию радиационной безопасности проживания населения, его производственной деятельности, использования природных ресурсов загрязненных радионуклидами территорий.

При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.), прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и других методов.

Мероприятия долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов находят отражение в годовых планах-прогнозах социально-экономического развития страны.

 

4. Прогнозирование и планирование рационального

использования природных ресурсов

 

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред производится с учетом особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них: водных, лесных, минерально-сырьевых и других ресурсов. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются конкретные меры по их охране и рациональному использованию. Объектами прогнозирования и планирования чаще всего выступают следующие виды природных ресурсов и природные компоненты.

Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств. При планировании природоохранных мероприятий по защите атмосферного воздуха, регулировании воздушной среды городов и других населенных пунктов применяется экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. Для каждого проектируемого и действующего промышленного предприятия предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу устанавливается из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками (с учетом перспективы их изменения) не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК.

Водные ресурсы. Прогнозирование и планирование рационального использования водных ресурсов основывается на эколого-экономической оценке их общего состояния и размещения, на анализе сложившегося водопотребления, на всемерном учете своеобразия этого вида природных благ. Планируемые мероприятия по охране водных ресурсов включают не только ввод новых мощностей очистных сооружений, но и реконструкцию, модернизацию действующих.

Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр – это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

Земельные ресурсы. При планировании мероприятий по охране и рациональному использованию земель в качестве информационной основы применяются данные государственного земельного кадастра – свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает данные о землевладельцах и землепользователях, о категории угодий, о качественной характеристике и ценности земель.

Лесные и другие биологические ресурсы. Объектом прогнозирования и планирования, в первую очередь, являются лесные ресурсы. Режим лесопользования, прежде всего, определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека – это норма ежегодных объемов рубок леса, или количество готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизводства для заготовки лесоматериалов. Эксплуатация леса в пределах расчетной лесосеки является необходимым условием эффективного использования лесных ресурсов.

Прогнозирование и планирование распространяется также и на другие виды биологических ресурсов. Его целью является сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности охотничье-промысловых и других животных.

Минерально-сырьевые ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Единичным объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служит месторождение полезных ископаемых. Прогнозирование и планирование рационального природопользования теснейшим образом связано с оценкой состояния разведанности и добычи минерального сырья. При определении эффективности месторождений им дается количественная и качественная оценка.

Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. Качественная оценка месторождений осуществляется путем сопоставления показателей, характеризующих глубину залегания, содержание полезных компонентов, возможности внедрения прогрессивной технологии добычи и т. д.

Прогнозирование и планирование охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов непосредственно связано с перспективами развития добывающих отраслей, геолого-разведочных работ, с проведением природоохранных мероприятий в целом по стране. Производственные программы, бизнес-планы предприятий добывающей промышленности и геолого-разведочных работ, с одной стороны, и планы охраны окружающей среды – с другой, должны разрабатываться в едином блоке.

 

5. Территориальное и отраслевое прогнозирование

и планирование природопользования и природоохранной

деятельности

 

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется также на территориальном и отраслевом уровнях.

Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Разрабатываемые территориальные программы «Экология» и намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды содержат оценку природных условий и экологического состояния природных сред; комплексную оценку экологического состояния территории и социально-экономических факторов с учетом хозяйственной деятельности; предложения по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности; прогноз возможных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориальных планов и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

На предприятиях, прежде всего, оказывающих сильное негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно разрабатываются природоохранные программы. Обычно в таких программах (планах) находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов; проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции; снятие с производства экологически опасной продукции; строительство и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; контроль за работой природоохранных объектов; обработка и удаление твердых производственных отходов; содержание зеленых насаждений на территории предприятий и в санитарно-защитной зоне; экологический аудит; управление природоохранной деятельностью на предприятии (создание соответствующих отделов, лабораторий, служб, подбор специалистов и повышение их квалификации, организация учета и анализа природоохранной деятельности).

Целесообразность природоохранных мероприятий определяется снижением выброса вредных веществ в окружающую среду, предотвращением экономического ущерба в результате их внедрения. Расчет экономической эффективности осуществляется по формуле

,

где Уп - предотвращенный (устраненный) годовой экономический ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий; DП - прирост годовой прибыли от использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов; З - текущие затраты на эксплуатацию природоохранного объекта; КЗ - капитальные затраты на осуществление природоохранного мероприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Багриновский, К. А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: учеб. пособие / К. А. Багриновский, В. А. Рубцов. - М.: Изд-во РУДН, 1992.

2. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000.

3. Герасенко В.П. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2001.

4. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. - Гомель: «Альтаир», 1997.

5. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» // Ведамасцi Нац. сходу Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 20.

7. Касперович С.А., Асанович В.Я. Многоотраслевая модель неравновесной динамики для прогнозирования развития промышленного комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. - 2004. - № 4. - С. 65-78.

8. Комков В.Н. Финансовое программирование в переходной экономике. - Минск: БГУ, 1999. - 135 с.

9. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. – М.: Экономика, 1997.

10. Миксюк С.Ф. Моделирование экономики переходного периода: прикладной аспект. На примере Республики Беларусь. – Мн: БГЭУ, 2001.

11. Мотышина М.С. Методы социально-экономического про­гнозирования.: Учеб. пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994.

12. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ, 1999.

13. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под ред. Г.А. Кандауровой. – Минск: Экоперспектива, 2003.

14. Прогнозирование и планирование экономики: учебная программа курса для экономических специальностей высших учебных заведений (тип). - Минск: БГЭУ, 2001.

15. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005.

16. Харин Ю.С., Малюгин В.И. Статистический анализ и прогнозирование макроэкономических процессов с использованием ППП СЭМП // Актуальная статистика 2000: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Тамашевича, Л.П. Шахотько, Н.Ч. Бокун. - Минск: Информстат, 2000. - Т. 2 - С. 13–20.

17. Экономическая статистика: учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................................... 3

1. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономическим развитием............................................................... 5

2. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования 14

3. Методология и организация прогнозирования и планирования 23

4. Система методов прогнозирования и планирования. Интуитивные методы 33

5. Формализованные и комплексные методы прогнозирования и планирования 44

6. Прогнозирование и планирование темпов экономического роста и структуры национальной экономики.............................................................. 63

7. Государственное регулирование и прогнозирование цен и инфляции 77

8. Прогнозирование и планирование финансов............................... 88

9. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения 98

10. Прогнозирование и планирование социального развития...... 107

11. Прогнозирование и планирование потребительского рынка.. 116

12. Прогнозирование и планирование инвестиций и инноваций.. 127

13. Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей 142

14. Прогнозирование и планирование развития отраслей материального производства...................................................................................................... 150

15. Прогнозирование и планирование развития регионов и природоохранной деятельности................................................................................. 159

Литература....................................................................................... 169

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.