КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Численность персонала
Численность и структура персонала. Введение в менеджмент персонала (человеческих ресурсов) Лекция №1 Слово «менеджмент» пришло к нам из англ.языка, где изначально означало «искусство объезжать (держать в руках) лошадей». В свою очередь, оно восходило к лат.manus (рука). Сегодня смысл этого понятия трансформировался и буквально может быть переведен на русский язык термином “руководство». Жизнь менеджменту дала промышленная революция XVIII-XIX вв., образование крупных предприятий с тысячами рабочих. Менеджмент как процесс управления можно рассматривать с двух точек зрения: 1. Это управление организацией или ее подразделением 2. Самостоятельное направление деятельности, когда человек, занимающийся им, - сам себе голова (сегодня, например, в ходу менеджеры по продажам; по закупкам и пр.). В отличие от первого случая, здесь у менеджера нет подчиненных как таковых. Цель менеджмента как деятельности – достижение объектом управление некого желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.многогранность деятельности современной организации позволяет выделить несколько видов менеджмента, в ряду которых находится и менеджмент персоналом. Сегодня его условия можно разбить на 3 блока: 1. Блок управления персоналом. Он включает планирование потребности в них, подбор и создание резерва, отбор и оценку кандидатов на должность, осуществление профессиональной адаптации, разработку соответствующих методик, программ, организацию обучения и повешения квалификации, развитие профессионального опыта и способностей, оценку трудовой деятельности, подготовку руководящих кадров, осуществление внутренних перемещений сотрудников и увольнение.
2. Блок социального управления. Он заключается в создании необходимых условий труда и отдыха сотрудников, обеспечении равных возможностей занятости, формировании здорового и морально-психологического климата, чувства удовлетворенности организацией и приверженности к ней, стимулировании творческой активности, организации тарифных переговоров, налаживании социального партнерства.
В рамках статистического подхода персонал – это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными количественными и качественными характеристиками (численность, структура, возраст, опыт, стаж и проч.) и выполняет различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в штате, называется кадрами. Кадровое ядро, формируется с учетом внедрения перспективных технологий, есть основа конкурентного преимущества любой организации. Состав и численность персонала определяются перечнем должностей, устанавливаемым администрацией для обеспечения потребностей производства в зависимости от его функциональной, технологической и организационной структуры. Его качественные параметры обусловлены требованиями к уровню квалификации работников, а количественные – объемом выпуска, трудоемкостью, сложностью продукции, степенью автоматизации и компьютеризации технологических процессов. Обычно персонал формируется целенаправленно, что позволяет оптимизировать его численность, профессиональную и квалификационную структуру, обеспечить рациональное распределение трудовых функций и загрузку работников, их состав с различным функциональным содержанием труда. Конечная цель формирования персонала - создание работоспособного трудового коллектива. Численность персонала определяется содержанием, масштабом, сложностью, трудоемкостью производственным процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
При расчетах численности персонала на основе статистических методов и экспертных оценок используется: · норма времени, необходимого для выполнения работы; · норма численности; · коэффициент пересчета явочной численности в списочную; · величину полезного фонда времени; · норма обслуживания и т.п. Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент. В списочный состав работников на каждый календарный день включается как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Не включаются совместители, работники для разовых и специальных работ, привлекаемые на основе специальных договоров, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия и некоторые другие. Списочная численность на определенную календарную дату включает всех работников, в том числе принятых с данной даты, и исключает всех уволенных, начиная с нее. В ее составе выделяют три категории лиц: · постоянные – принятые в организацию бессрочно либо на срок более 1 года по контракту; · временные – оформление на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника – до 4-х; · сезонные – принятые на работу, носящие регулярно повторяющийся характер (на срок до 6 месяцев). Списочная численность персонала ежедневно учитывается табельными записями, в которых отмечаются все работники – как присутствующие на работе, так и отсутствующие по тем или иным причинам. Таким образом, с точки зрения учета она представляет собой сумму явок и неявок. Списочная численность персонала может рассматриваться и как средняя величина за некоторый период – месяц, квартал, год: · среднесписочная численность за месяц равна сумме явок и неявок по дням, отнесенная к календарному числу дней (при этом показатели за выходные и праздничные дни приравниваются к предшествующим рабочим);
· среднегодовая или среднеквартальная численность персонала представляется как полусумма численности на начало и конец периода, плюс численность на каждую промежуточную дату, деленная на число подпериодов. ЧПср= SЧ1+ SЧ2+ SЧп+1 n
где ЧПср – средняя численность персонала за период Ч1,Ч2, Чп+1 – численность персонала на начало каждого периода n – число подпериодов, из которых состоит данный период.
Поскольку не все работники по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочих местах, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |