Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное морское право

Основные принципы ММП. Международно-правовой режим морских пространств: правовой режим международных проливов, правовой режим международных каналов и правовой режим архипелажных вод.

 

Основные принципы ММП.

Основополагающими источниками современного ММП являются четыре Женевские конвенции 1958 года «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе» и «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря» и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция 1982 года была подготовлена на смену Женевским конвенциям 1958 года, однако она вступила в силу только в 1996 году. При этом, до сих пор ряд ведущих морских держав мира не являются ее участниками.

Принципы ММП сформулированы в этих документах:

1) принцип свободы открытого моря. В соответствии с этим принципом государства имеют право заниматься в открытом море любой деятельностью, не противоречащей международному праву. Этот принцип, в том числе, включает в себя свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и сооружения, свободу рыболовства и свободу научных исследований. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря своему суверенитету.

2) принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море. Судно должно плавать лишь под одним флагом, и, кроме случаев, прямо установленных в международных договоров, оно не подчиняется власти других государств.

3) принцип суверенитета государств над территориальными водами. Территориальные воды считаются частью территории прибрежного государства, и государственная граница устанавливается по их внешнему пределу.

4) гарантирование права мирного прохода судам всех флагов через территориальное море других государств. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пройти или выйти из порта или пересечь территориальные воды без остановки. Плавание должно быть непрерывным и быстрым, но остановки разрешаются, если они связаны с обычным плаванием, необходимыми вследствие непреодолимой силы или с целью оказания помощи терпящим бедствие. Проход считается мирным, если он не нарушает мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства. Не считается мирным проход, связанный с угрозой или применением силы против прибрежного государства, или с военными учениями, связанный со сбором любой информации, включая и научную, связанный с подъемом в воздух или принятием на борт любого летательного аппарата, связанный с любой рыболовной деятельностью, связанный с погрузкой и выгрузкой товаров, посадкой или высадкой лиц вопреки законодательству прибрежного государства. Прибрежное государство вправе принимать необходимые меры для недопущения или прекращения прохода, не являющегося мирным. Оно также вправе временно приостановить в определенных участках своего территориального моря осуществление права мирного прохода, если такое приостановлены необходимо для обеспечения его безопасности. Лишь за осуществление права мирного прохода иностранные суда не могут облагаться никакими сборами.

5) принцип охраны морской среды. Этот принцип включает в себя запрещение загрязнять морскую среду и установление ответственности за такое загрязнение. Обязанность охраны и рационального использования природных ресурсов. Запрещение такой деятельности на территории или акватории, находящейся под юрисдикцией одного государства, которое может причинить ущерб морской среде, территории или акватории других государств.

Международно-правовой режим морских пространств.

С точки зрения ММП морские пространства подразделяются на внутренние воды, территориальные воды, прилежащую зону, исключительную экономическую зону, континентальный шельф и открытое море.

Внутренние воды – это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. По общему правилу, это линия наибольшего отлива.

Там, где берег глубоко изрезан или вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов, для определения исходных линий территориального моря применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие на море точки.

В состав внутренних вод входят также воды портов, воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 морских мили, и так называемые исторические заливы, то есть заливы, ширина входа в которые превышает 24 морских мили, но воды которых считаются исторически принадлежащими прибрежному государству. Примеры: Гудзонов залив в Канаде, залив Петра Великого в РФ. На внутренние воды не распространяется право мирного прохода. Заход в них возможен лишь с согласия прибрежного государства. Обычно это согласие выражается в объявлении того или иного порта открытым.

На внутренние воды и на суда, находящиеся в них, полностью распространяется юрисдикция прибрежного государства, если иное не установлено международными договорами. Исключение представляют собой военные корабли, которые независимо от места нахождения подпадают только под юрисдикцию государства флага.

Территориальные воды – участок моря шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий территориального моря. Это акватория полностью находится под юрисдикцией прибрежного государства с исключениями, устанавливаемым правом мирного прохода.

Иностранные суда, находящиеся в чужих территориальных водах подпадают под юрисдикцию государства флага, однако прибрежное государство также вправе распространить свою юрисдикцию на лиц, находящихся на иностранном судне, в следующих случаях:

1) последствия происшествия на судне распространяются на прибрежное государство.

2) если капитан или консул обратятся к властям прибрежного государства за помощью.

3) если такое вмешательство необходимо для пресечения торговли наркотиками.

За территориальным морем суверенитет прибрежного государства заканчивается, однако в определенных участках открытого моря прибрежное государство сохраняет особые права, установленные международными договорами.

Такие участки - это прилежащая зона, экономическая зона и континентальный шельф.

Прилежащая зона – это морской район, прилегающий к открытому морю и совместно с ним имеющий ширину не более 24 морских миль.

В прилежащей зоне прибрежное государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в таможенной, налоговой, иммиграционной и санитарной сфере в том же объеме, что и на своей территории.

Остальные права и свободы открытого моря сохраняются в прилежащей зоне за всеми государствами.

Исключительная экономическая зона – это полоса морских вод шириной в 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий территориального моря, в которой прибрежное государство имеет исключительные прав на экономическое освоение дна экономической зоны и водных массивов над ней. В эти исключительные права входят разведка и разработка природных ресурсов (как живых, так и неживых) в водах, на морском дне и его недрах.

Юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов и сооружений, морских научных исследований, охраны морской среды. Остальные свободы открытого моря сохраняются в экономической зоне за всеми государствами.

Континентальный шельф – это подводная окраина материка. Особый статус он имеет только в том случае, если его ширина превышает 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий территориального моря.

По Конвенции 1958 года внешней границей континентального шельфа (граница шельфа и открытого моря) является линия, за которой уже невозможна добыча полезных ископаемых.

По Конвенции 1982 года внешняя граница континентального шельфа – это либо линия, удаленная не дальше чем на 350 морских миль от исходных линий территориального моря, либо линия, удаленная не дальше, чем на 100 морских миль от линии глубины в 2,5 километра.

ЗАДАНИЯ НА СЕМИНАР:

Международное право как особая система права:

1) понятие МП и его отличия от национального права.

2) сферы действия МП.

3) субъекты МП.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выдача и передача | Правовой статус международных проливов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.