Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главным источником доходов ГВФ социального назначения является страховые взносы во внебюджетные фонды




 

ВОПРОС 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР)

Государственный кредит (ГК) – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в этих отношениях может выступать заемщиком, кредитором или гарантом займов.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет 3 функции: перераспределительную, регулирующую и контрольную.

Перераспределительная функция ГК проявляется в перераспределении часть вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Также положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются.

С переходом России к рыночным отношениям распределительная функция претерпела ряд изменений:

1. изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, органы местного самоуправления.

2. изменились инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками РЦБ.

Регулирующая функция ГК: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на:

1. состояние денежного обращения (Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства инвесторов, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Или в случае финансирования за счет ГК задолженности по заработной плате, очевидно увеличение платежеспособного спроса).

2. уровень процентных ставок (выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей).

3. производство и занятость (речь идет о роли в стимулировании развития производства и занятости кредитов, предоставляемых за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов).

Таким образом, сознательно используя ГК как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция ГК органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1. контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2. контрольная функция охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3. контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность их уплаты.

Государство как кредитор ( активная форма ГК)

Россия при огромных доходах стабилизационного фонда имеет, как никогда ранее, широкие возможности по использованию денежных средств. Одним из направлений такого использования должно стать развитие механизма активного государственного кредитования, как международного, так и на внутреннем уровне.

Государственные кредиты, предоставляемые РФ:

1) Государственные кредиты, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

2) Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Рассмотрим первую форму государственного кредита.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Анализ госкредита показывает, что средства направляются в основном для оплаты поставок оборудования и услуг российских организаций, что упрочивает позиции России на мировом рынке, увеличивает долю оборудования в структуре российского экспорта, повышает загруженность отечественных предприятий и увеличивает налоговые поступления в бюджет страны. Предоставление госкредитов осуществляется по 4-м основным направлениям: атомная энергетика, теплогидроэнергетика и прочие объекты, товары, услуги и военно-техническое сотрудничество (рис.3). На данном периоде нужно отметить значительное преобладание в отрасли атомной энергетики. На диаграмме отчетливо можно видеть, что в последние годы доля товаров и услуг возрастает.

Рассматривая данную категорию по срокам погашения, мы видим тенденцию к преобладанию доли долгосрочных кредитов. Российское правительство ориентируется на опыт западных экономик, предпочитая долгосрочные кредиты

По направлению госкредита нужно отметить, что основным объектами являются Индия, Китай, Вьетнам, Куба Не последнее место занимает и область военно-технического сотрудничества, имеющая место в связи с постепенным возрождением ВПК.

Далее рассмотрим вторую форму предоставления РФ кредитов – внутри страны (бюджетные кредиты юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, и бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям).

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям

Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны:

Ø вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.

Ø предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

Нужно отметить, что не оставляет сомнений тот факт, что экономическое будущее России зависит от развития кредитных операций, в которых одно из главных мест должен занять государственный кредит.

ВОПРОС 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (ГОСУДАРСТВО КАК ЗАЕМЩИК)

Государственный кредит (ГК) – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в этих отношениях может выступать заемщиком, кредитором или гарантом займов.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет 3 функции: перераспределительную, регулирующую и контрольную.

Перераспределительная функция ГК проявляется в перераспределении часть вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Также положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются.

С переходом России к рыночным отношениям распределительная функция претерпела ряд изменений:

3. изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, органы местного самоуправления.

4. изменились инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками РЦБ.

Регулирующая функция ГК: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на:

4. состояние денежного обращения (Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства инвесторов, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Или в случае финансирования за счет ГК задолженности по заработной плате, очевидно увеличение платежеспособного спроса).

5. уровень процентных ставок (выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей).

6. производство и занятость (речь идет о роли в стимулировании развития производства и занятости кредитов, предоставляемых за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов).

Таким образом, сознательно используя ГК как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция ГК органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

4. контрольная функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

5. контрольная функция охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

6. контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность их уплаты.

Государство как заемщик (пассивная форма государственного кредита)

Пассивный ГК ведет к образованию государственного долга. Понятие государственного долга в экономической литературе трактуется по-разному, но законодательной базой определения государственного долга служит ст. 97 БК РФ, которая гласит: «Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ».

В соответствии со ст. 98. БК РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации[11] и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Рассмотрим более подробно долговые обязательства в виде государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Мировой рынок ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг – облигации.

Облигация – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Виды облигаций:

А. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО):

ü именные ценные бумаги;

ü имеют короткий срок обращения (3, 6 и 12 месяцев);

ü выпускаются в безбумажном виде как записи на счетах «депо»;

ü доход по ГКО — дисконтный;

ü номинал 1000 руб.;

ü при размещении используется голландская форма аукциона.

Б. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ):

ü первые 5 траншей были выпущены в 1993 г. в счет погашения задол­женности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. В 1996 г. были выпущены еще 2 транша;

ü валюта займа — долл. США;

ü номиналы - 1000, 10 000, 100 000 долл. США;

ü являются предъявительскими ценными бумагами;

ü выпущены в бланковом виде с набором купонов;

ü купонная ставка — 3% годовых от номинала облигации;

ü оставшиеся в обращении облигации — долгосрочные (свыше 5 лет);

ü периодичность выплат — 1 раз в год.

В. Облигации федеральных займов (ОФЗ):

ü выпускаются в документарной форме с обязательным центра­лизованным хранением;

ü именные купонные облигации;

ü номинированы в рублях;

ü спецификация различных видов облигаций федерального займа представлена в табл.

Таблица. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

Показатель Значение
Номинал 1000 руб.
Срок обращения От 1 гола до 30 лет
Купонная ставка Единая фиксированная ставка
Погашение номинальном стоимости Единовременно

 

Таблица. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

Показатель Значение
Номинал 1000 руб.
Срок обращения От 1 года до 30 лет
Купонная ставка Переменная ставка (определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ пли исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию)
Погашение номинальной стоимости Единовременно

 

Таблица. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

Показатель Значение
Номинал 10 или 1000 руб.
Срок обращения От 1 до 30 лет
Купонная ставка Различные фиксированные ставки
Погашение номинальной стоимости Единовременно

 

Таблица. Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Показатель Значение
Номинал 1000 руб.
Срок обращения От 1 года до 30 лет
Купонная ставка Различные фиксированные ставки
Погашение номинальной стоимости По частям в разные даты

 

Г. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ):

ü относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам;

ü номинал 500 руб.;

ü выпускаются траншами в физическом виде;

ü являются предъявительскими ценными бумагами;

ü имеют плавающий купонный доход.

Государственные займы могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По месту размещения государственные займы (государственный долг) подразделяются на внутренний и внешний: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ (эти определения даны в Бюджетном кодексе РФ). Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов в свободно конвертируемой валюте, разделение государственного долга на внутренний и внешний по критерию валюты становится некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств федерального правительства (государства) перед резидентами, а внешнего долга – как совокупности обязательств федерального правительства (государства) перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  1. основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

2. объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Как внутренний, так и внешний долг может быть подразделен в РФ в зависимости от его происхождения (рис.):

 

 


Наличие в составе государственного долга РФ долга бывшего СССР является особенностью современной России, т.к. обстоятельства начала 90-х годов прошлого столетия были таковые, что РФ стала преемником СССР, в т.ч. приняла на себя все финансовые обязательства по погашению как внутренних, так и внешних долгов.

Под моральным долгом понимается задолженность, вновь возникшая у правительства РФ в связи с принятием некоторых федеральных законов, например, закон «О восстановлении и защите прав сбережений граждан РФ», согласно которого подлежат восстановлению денежные средства граждан во вкладах в Сбербанке, а также в организациях государственного страхования по договорам личного страхования.

Принципы государственной долговой политики РФ:

Ø замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

Ø развитие рынка государственных ценных бумаг;

Ø использование государственных гарантий для ускорения экономического роста.

2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные или нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые могут свободно обращаться и могут передаваться другим субъектам после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные займы –это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Например, индивидуальные пенсионные облигации и др.

3. По сроку заимствования средств займы могут подразделены на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет).

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены закладные или беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т.е. имуществом. Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены по уровню размещаемого заем государственного органа на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:

· Процентные займы - доход по ним устанавливается в виде фиксированного % от номинала.

· Дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были представлены заемщику;

· Выигрышные займы – доход по ним осуществляется на основе тиража выигрышей. Такие займы менее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без права и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств (такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства, при этом достигается экономия на обслуживание долга). В случае, если обязательства выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы подразделяются на две категории:

А) займы, подлежащие оплате единовременно;

Б) займы, подлежащие оплате частями:

· Погашение равными долями на протяжении оговоренного срока

· Погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока

· Погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным уровнем дохода предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании бюджетного дефицита посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации выступает заем с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например, от ставки по межбанковским кредитам в стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.