КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативно-деятельностный подход как стратегия организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка
1. Определение понятия. Значение, цель и задачи коммуникативно-деятельностного подхода. Наиболее адекватен цели личностно-ориентированного обучения, ориентирующего на формирование компетенций, коммуникативно-деятельностный подход к обучению (далее КДПО) - способ организации обучения с учетом закономерностей развивающейся речевой и познавательной деятельности учащихся, с использованием коллективных форм учебной работы по раскрытию знаковой природы языка и использованию языка как средства общения для формирования коммуникативной компетенции (определение Т.А. Брагиной). 2. Структура и последовательность осуществления учебной деятельности в процессе личностно-ориентированного обучения русскому языку Психологическая структура Д. такова: цель – мотив – способ – результат. Д. складывается из ряда действий. Различают Д. практическую и теоретическую. Основными единицами Д. являются: акт деятельности, действие и операции. Акт деятельности начинается с того момента, когда у человека появляется цель и стремление к ее достижению (мотив), а завершается, когда мотив удовлетворяется, т. е. цель достигнута. На пути к достижению сознательной цели человеку приходится ставить промежуточные цели. Теория деятельности опирается на труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Важнейшим достижением компетентностного подхода является субъектность-способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Эта характеристика личности складывается благодаря деятельностному подходу - субъективации, осознанию и овладению младшим школьником процессом самоучения. 3. Коммуникативно-деятельностный подход – средство реализации идей гуманного, личностно-ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение русскому языку представляет собой коллективную исследовательскую рефлексивную деятельность учащихся, направленную на открытие языковых закономерностей, на использование языковых средств в речи. 4. Педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. (определение О.С. Газмана) При КДПо педагогическая поддержка - субъективизация, создание условий для формирования учебной, деятельности, продуктивного общения, сотрудничества учащихся в условиях групповой и коллективной работы Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий в языковом образовании, речевом и коммуникативном развитии,
Лекция № 4. Русский язык как учебный предмет в начальных. классах
Взаимозависимость процессов развития мышления речи обусловило влияние успеваемости учащегося по русскому языку на обучаемость по другим предметам, на способность адаптироваться к школьной жизни и социуме. Необходимость языкового образования,.включающего коммуникативную компетенцию, объясняется функциями речи как средства общения.
Основные задачи языкового образования младших школьников. Языковое образование – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. В период обучения грамоте – развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу и синтезу, формирование умений и навыков элементарного правильного и осознанного чтения и письма, формирование представлений об элементах грамматики и орфографии, развитие устной и письменной речи и воспитание интереса к детской книге. На уроках русского языка осуществляется формирование лингвистического мышления учащихся, понимание абстрактной сущности грамматических значений, функций языковых единиц, отражение отношений между формами слов, видов связи между словами в речи. Выявление дифференцирующих (отличительных) признаков языковой единицы: значения, вопросов, особенностей изменения, функции. Формирование системы понятий и обобщенных способов действий. Формирование умения устанавливать внутрипонятийные и межпонятийные связи. Овладение приемами и операциями лингвистического анализа и синтеза: методикой фонетического анализа, различными способами семантизации (выявления, объяснения значения слов и отдельных морфем); моделирования лингвистического материала для установления внутрипонятийных и межпонятийных связей, составления и использования алгоритмов морфемного, морфологического и синтаксического анализа. Составление моделей грамматических и орфографических понятий, обобщенных способов действий. Овладение приемами “чтения” моделей языковых единиц. Определение операционного состава действия (чтения, орфографического, грамматического анализа и т.д.). Осуществление контроля и самоконтроля, объективного оценивания процесса и содержания учебной деятельности, её результативности, умение при необходимости вносить коррективы.
Важнейшее направление деятельности педагога - словесника – воспитание думающего, связно, точно, логично и грамотно выражающего свои мысли и чувства, умеющего выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения, с учётом специфики различных видов общения, способного адекватно воспринимать и оценивать информацию ученика – человека нравственного – привыкшего считаться с другими людьми. В этом заключается цель формирования коммуникативных умений, умений общения, т.е. коммуникативной культуры
Обязательные компоненты программы: вводная пояснительная записка, в которой излагаются концепция, идея, цель, принципы образовательной системы. В основной части программы определяется объём учебной нагрузки, распределённой по этапам (классам) обучения. и требования, перечень параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, критерии определения уровня подготовки учащихся. Программа должна в полной мере отражать федеральный компонент государственного стандарта языкового образования. Вместе с тем программа не должна ограничивать учителя и учащихся в выборе содержания образования в соответствии со своими интересами и потребностями. Объём учебной нагрузки должен соответствовать количеству часов, отводимых на освоение содержания курса русского языка базисным учебным планом. Обязательные стандартные установки – изучение лингвистической теории для овладения правильной, точной, логически последовательной и выразительной речью; приобщение школьников к осмысленному, заинтересованному чтению художественной, научно-популярной и иной литературы овладении умением полноценно воспринимать литературное произведение в единстве формы и содержания. Способы введения предметного содержания в учебном процессе – ступенчато-концентрический или линейный. Ступенчато-концентрический способ расположения материала обусловлен ограничением возрастных возможностей младших школьников. Языковая теория по теме предъявляется в УМК постепенно, отсроченно от простого к более сложному. Но на каждой ступени доминирует одна тема. Вместе с тем, в упражнения, учебно-научные тексты и иллюстративный материал в соответствии с программными установками вводится языковой материал по другим темам, что позволяет создавать учебные ситуации, приближенные к естественным речевым ситуациям, так как в речи функционируют одномоментно единицы всех языковых уровней. Линейный способ - изучение одной темы без перерыва в объёме, определённом программой для начальной школы,- в школьной практике не может быть реализован буквально, так как, например, ученикам второго класса недоступно изучение темы во всем объёме. Пример успешного опыта применить линейного способа изучения русского языка – программа «Начальная школа XXI века». В большинстве современных программ по русскому языку для начальных классов предметное содержание курса представлено в разделах: «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание».
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |