Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции в развитии методики на современном этапе

1. Личностно-ориентированное обучение русскому языку. Принципы личностно-ориентированного обучения.

Важнейшие принципы личностно - ориентированного подхода (определены Е.Н. Степановым)

принцип индивидуальности – признание личности ребенка центром всей образовательной системы и обеспечение условий, благоприятствующих развитию и реализации физического, когнитивного, эмоционально-волевого, эстетического и художественного потенциала учеников – уникальных личностных качеств; искренний, естественный интерес и уважение педагога к личностным проявлениям детей, к их суждениям, поступкам; процессу и результатам индивидуальной и коллективной деятельности;

принцип субъектности - тактично, оперативно и своевременно осуществляемая педагогическая поддержка с учетом субъектного опыта учащихся, помощь ребенку в обретении веры в себя, в свои возможности, воспитании чувства собственного достоинства;

принцип выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса для развития индивидуальности, субъектности,

принцип творчества и успеха. Эффективная результативность творческой деятельности способствует формированию Я- концепции личности учащегося;

принцип доверия и поддержки ребёнку в его стремлении к самореализации и самоутверждению

2. Компетентностный подход к организации языкового образования младших школьников

«Компетенция (от лат. competentis способный). Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности. Термин введен Н. Хомским, заложившим основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела математической логики. Первоначально термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий слушающий (по Н. Хомскому) должен: а) образовывать понимать неограниченное число предложений по моделям, б) иметь суждение о высказывании, т. е. усматривать формальное сходство, различие в значениях двух предложений. Применительно к изучению языка К. характеризует определенный уровень владения языком и включает взаимосвязанные К.: языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, прагматическую и др». (Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Авторы Э. Г. Азимов, А. И. Щукин.
Печатное издание СПб.: Златоуст, 1999. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.)

Усиление коммуникативной направленности в обучении русскому языку.

«Коммуникативная компетенция (от лат. соmреtere добиваться, соответствовать). Способность решать средствами языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. Учащийся владеет К. к., если он в условиях прямого или опосредованного контакта успешно решает задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка. С психологической точки зрения К. к. – это прежде всего способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах (Зимняя, 1989). Единицами К. к. являются: а) сферы коммуникативной деятельности, б) темы, ситуации общения и программы их развертывания, в) речевые действия, г) социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения), д) тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения, е) типы текстов и правила их построения, ж) языковые минимумы. Уровень К. к. определяется этапом и целью обучения. В структуре К. к. выделяют несколько составляющих: языковую (лингвистическую), речевую, прагматическую и др.

3. Интерактивность – новое требование современного языкового образования.

«Интерактивность - прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру. Владение поисковыми методами работы на компьютере, умениями вести интерактивный диалог с субъектами образовательного процесса.

Литература

Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Авторы Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. Печатное издание СПб.: Златоуст, 1999. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.

М.С. Соловейчик. Размышления автора учебников об уроках русского языка НШ 2008 № 2...... 100

Лекция № 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика преподавания русского языка как наука | Коммуникативно-деятельностный подход как стратегия организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.