Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия коррекционной работы по формированию первоначальных навыков чтения




Предупреждение и преодоление затруднений при обучении чтению и письму

План

1. Условия коррекционной работы по формированию первоначальных навыков чтения.

2. Условия преодоления дисграфии.

3. Типы и виды коррекционных упражнений.

 

Содержание лекции

 

Разрабатывая систему индивидуальных занятий с детьми с задержкой психического развития, необходимо учитывать следующие положения.

Первое положение. Коррекционное обучение чтению должно основываться на идее максимальной эффективности для развития школьников, коррекции недостатков познавательных процессов, мыслительной и речевой деятельности, оптимальности воздействия на познавательную активность, на формирование учебной деятельности. В процессе обучения грамоте должно компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Большое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов воспитанников. Доброе, сердечное отношение к детям следует сочетать с достаточно высокой требовательностью к ним. Формулировка заданий, объяснения учителя должны быть простыми, понятными, развёрнутыми, но не многословными. Наиболее адекватен для обучения детей с задержкой психического развития объяснительно-иллюстративный метод с использованием предметной, живописной и графической наглядности (схем, таблиц, разрезной азбуки и др.). Но средства наглядности на уроке должны быть строго дозированными и акцентировать внимание на главном, не отвлекая учащихся на лишние детали, информацию, не относящуюся к теме урока.

Необходимо систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового.

Второе положение – об индивидуализации обучения. Процесс обучения чтению детей с ЗПР невозможен без индивидуального подхода. Специфика коррекционной работы с каждым ребёнком определяется типом дислексии и должна быть направлена на преодоление основного механизма нарушения (патогенезиса). Например, оптическая дислексия обусловлена недоразвитием зрительного анализа и синтеза, несформированностью пространственных представлений и проявляется в замене звуков при чтении, несоответствии между знаком и звуком. Следовательно, в работе с детьми, имеющими нарушения в чтении данного типа необходимы упражнения в развитии анализа и синтеза, установлении звуко-буквенных соотношений и формировании пространственных представлений. Профилактика и исправление ошибок в чтении должны входить в систему коррекционого воздействия на весь комплекс нарушений устной и письменной речи: восприятия речи, чтения, говорения и письма.

Третье положение об условиях процессуальной организации. Чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов и качественно своеобразных ступеней, которые, определяются в соответствии с новым для обучаемых знанием о соотношении букв и звуков (см. лекцию №. 7). В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина в процессе овладения навыком чтения можно выделить следующие звенья:

1. Ориентировка в действии, осмысление учениками задания. Ответственейшая составляющая процесса чтения понимание учениками сути процесса чтения- узнавание букв в составе слова, выделение слога в опоре на знание о слогообразующей роли гласного, слитное произнесение звуков в составе слога, плавное слоговое чтение..

2. Материализация действия - существенна роль иллюстраций, слоговых таблиц, конструирование букв из данных элементов.

3 Внешнеречевое действия - чтение вслух, звуко-буквенные разборы, комментирование звуко-буквенных соотношений.

4.По мере овладения навыком чтения увеличивается количество упражнений в чтении про себя. Действие переходит во внутренний план, становится умственным действием.

5. Каждая операция процесса чтения должна быть доведена до автоматизма.

Нормализация деятельности на всех урочных и внеурочных занятиях является важной частью коррекционного обучения детей с нарушениями когнитивной составляющей психических функций.

Четвёртое положение о принципе систематического повторения пройденного материала для закрепления ранее изученного в новых условиях (использование другого лексического материала, различных наглядных средств, различных вариантов формулировки заданий и др). Необходим индивидуальный подход для планомерного отсроченного повторения - через несколько дней,. недель, месяцев) с учётом уровня обучаемости, развития памяти, мышления.

Пятое положение о необходимости максимальной опоры на различные анализаторы при восприятии учениками учебного материала и образцов действий при звуко-буквенном анализе и чтении. Обучение должно активизировать как можно большее количество функциональных систем, различных анализаторов. На ранних ступенях онтогенеза функция (речи) осуществляется с участием различных анализаторов, на основе полимодальных афферентаций» - зрительной, кинестетической и слуховой» (Лалаева, С.111) АФФЕРЕНТАЦИЯ (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). А. находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности ими внешней среды, а также от состояния (активности или пассивности) индивида. Психологический словарь "ПЛАНЕЯ"http://planey.ru/ В соответствии с принципом внимания к материи языка (Л.П. Федоренко) рекомендуется обращать внимание детей на особенности работы органов речи при произнесении смешиваемых звуков, актуализируя кинестетическую афферентацию. Для выбора доминирующих анализаторов необходимо знать, какие нарушения вызвали тот или иной тип дислексии. Например, при фонематической дислексии нарушено слуховое восприятие, следовательно, необходимо его замещение сохранными анализаторами нарушенной функции дифференциации звуков. В этом случае оптимальна опора на произношение, на зрительное различие артикуляции смешиваемых звуков.

Пятое положение об адекватном выборе дидактических средств обучения. Необходимо соблюдать принципы постепенного усложнения заданий и речевого материала, целостности (подчинённости общей цели устранения дислексии), системености и преемственности в отборе, структурировании и применении методов, приёмов, форм и средств обучения.

Помощь детям с нарушениями устной и письменной речи должна носить комплексный характер и осуществляться во взаимодействии учителя, психолога и логопеда.

Детерминирующим фактором учебной деятельности вообще и процесса обучения письму детей с задержкой психического развития, имеющими предрасположенность к нарушениям письма и чтения, является формирование у них психологической готовности к обучению, наличие потребности в данной деятельности. Необходима стимуляция и активизация познавательной деятельности, опора на личный опыт ребёнка, использование различных видов продуктивной и игровой деятельности для коррекционного воздействия в интересной и увлекательной форме.

Учёт данных комплексной диагностики для правильного, реалистичного определения учителем цели и задач коррекционно-развивающих занятий, осуществления дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальной психологической готовностью к обучению письму. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.

Результативность, достижение успеха на каждом занятии как мотивирующий фактор учебной деятельности. Правильная процессуальная организация обучения, доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму.

Адекватный выбор, разнообразие и вариативность дидактических средств обучения.

Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний.

Для обучения письму важно развитие психических функций, мелкой моторики руки, координации движения глаз и руки при выполнении упражнений в письме и развитие умения ориентироваться в пространстве, сравнение букв, нахождение сходства и отличия, определение последовательности предметов, фигур. Как можно чаще необходимо определять расположение предметов в пространстве. На добуквенном этапе полезны действия с кубиками, конструктором, мозаикой, геометрическими фигурами, предметными картинками.

В букварный период дети учатся конструировать буквы с помощью счетных палочек, картонных и пластиковых элементов, лепить буквы из пластилина. Подобные упражнения также способствуют развитию внимания, мышления, укрепляют мелкую моторику, улучшают кинетическую и динамическую организацию движений. Для упражнений нужно выбирать графический материал, анализируя который ученики смогут обнаружить одинаковые элементы и отличие ((л – м, т-п и др..), (б – д, х-ж и др.).

При дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, необходимо соблюдать определенную последовательность операций:
- выделение звука из слова;

- соотнесение звука с графемой;

- контроль правильности выбора элементов буквы» (Каморина Е.А., учитель-логопед ДОУ № 2312 «Оазис», Москва-

www.logoped-sfera.ru/2007/03/272).

Литература

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СП6.: СОЮЗ, 1998. 224 с.
ISBN 5-87852-059-1

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.