КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационное поведение как наука. Определение, сущность, объект, предмет исследования
ТЕМА 1. Введение в организационное поведение Причины возникновения организационного поведения как научного направления связаны с осознанием предстателями управленческих наук следующих проблем: 1. поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны; 2. поведение людей в организации вне нее различно; 3. поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разные периоды и в разных ситуациях. Проблематика организационного поведения пронизывает весь период существования управленческих наук. Однако, лишь в 50-60-е гг. 20-го века организационное поведение выделилось в самостоятельную область исследований. В этот период появилась необходимость перенести акцент с системы организационных стимулов на личность или группу как носителей отдельного поведения. Исследователи замечали отдаленность личности или группы от целей организации, ее требований и предписаний, хотя личность и группа являются составляющими организации. Раскрывая сущность поведения в организации, социологи исходят из того, что поведение людей в организации и вне нее разное. Это различие объясняется тем, что элементы человеческого поведения такие, как мотивы, роли, ценности, установки, потребности вне организации выстраиваются в иную конфигурацию, нежели внутри организации. К такому изменению этих личностных образований вынуждают те обстоятельства, которых нет вне организации, а именно законы совместной деятельности: кооперация, жесткая специализация и разделение труда, наличие иерархической системы власти, организационный климат и т.д. На пересечении этих сил (элементы человеческого поведения и законы совместной деятельности) возникают новые социальные явления: статус, престиж, групповое давление (комформизм). Следовательно, выявление особенностей организационного поведения прямым образом связано с пониманием природы кооперативной деятельности людей в организации и с присущими ей такими явлениями как: - синергия: при соединении усилий и воль участников кооперации достигаются большие результаты, чем при простой сумме усилий изолированных индивидов; - фацилитация: облегчение работы в совместной деятельности. Организационный менеджмент показывает, что поведение человека в организации – это результирующие всех воздействий как внешних, так и внутренних аспектов организации. Организационное поведение – это особый вид социального поведения. Основной характеристикой организационного поведения является нормативная регламентация и регуляция с помощью социальных норм, вырабатываемых организацией. Эффективность функционирования организации зависит от осознания и понимания людьми принятых в организации норм и выработки необходимых навыков организационного поведения. Организационное поведение не присуще человеку от рождения, не формируется автоматически, оно требует специального научения. Организационное поведение рассматривается на трех уровнях: - личностный; - групповой; - организационный.
Рисунок 1 – Уровни организационного поведения Цели Взаимодействие Поведенческие
Информацион. Принятие подготовка управленч. решений
Власть, Развитие лидерство Реализация решений карьеры
Рисунок 3 – Концепции организационного поведения
Лютенс: «Организационное поведение – это понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организации». По отношению к менеджменту организационное поведение – это поведенческий подход к менеджменту, но не менеджмент в целом, а лишь его социально-психологическая основа. Организационное поведение в настоящее время становится зрелой академической наукой, основные термины еще не выстроены. Организационное поведение характеризуется анализом явлений на микроуровне, а выводы чаще всего основаны на экспериментах. Ньюстром и Дэвис: «Организационное поведение – это изучение поведения индивидов, групп в организациях и практическое использование полученных знаний». Организационное поведение носит прикладной характер, то есть исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Конечная цель организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и совершенствовании этих навыков.
Таблица 1 – Базовые дисциплины
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |